Цели, задачи и предмет финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы обосновывается тем, что финансовый менеджмент направлен на управление движением финансо-вых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствую-щими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержа-ние финансового менеджмента . Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воз-действия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механиз-ма для достижения поставленной цели.

Содержание

Введение 2
Глава 1 . Финансовый менеджмент: понятие и сущность 4
1.1 Понятие и предмет финансового менеджмента 4
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента 7
1.3 Сущность финансового менеджмента 9
Глава 2. Финансовый в системе управления 14
1.1 Основные направления финансового менеджмента организации 14
1.2 Базовые концепции финансового менеджмента 15
1.3 Финансовый менеджмент как система управления 20
Глава 3 . Практическая часть: предмет , цели и объект финансового менеджмента на предприятии ОАО «Дюпон» г.Рыбинск 25
3.1 Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления 25
3.2 Объекты финансового управления 27
Заключение 29
Список используемых источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

работа_курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)


Цели, задачи и предмет финансового менеджмента

Содержание

Введение

Глава 1 . Финансовый менеджмент: понятие и сущность

1.1 Понятие и предмет финансового менеджмента

1.2 Цели и задачи финансового менеджмента

1.3 Сущность финансового менеджмента

Глава 2. Финансовый  в системе управления

1.1 Основные направления финансового менеджмента организации

1.2 Базовые концепции финансового менеджмента

1.3 Финансовый менеджмент как система управления

Глава 3 . Практическая часть: предмет , цели и объект финансового менеджмента на предприятии ОАО «Дюпон» г.Рыбинск

3.1 Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления

3.2 Объекты финансового управления

Заключение

Список используемых источников


Введение

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любому хозяйствующему субъекту (предприятию, акционерному обществу, товариществу и т.п.) может обеспечить только эффективное управление движением финансовых ресурсов. Капитал должен приносить доход, иначе хозяйствующий субъект может утратить свои позиции на рынке. Чтобы рационально управлять движением финансовых ресурсов, необходимо знать методологию и методику финансового менеджмента и овладеть умением принятия решений на практике.

Переход народного хозяйства нашей страны на рельсы рыночного хозяйства требует серьезных изменений в руководстве предприятиями (фирмами). Это касается всех сторон такого рода деятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит финансовой составляющей деятельности предприятия, конкретно – управлению финансами.

Область экономической науки, изучающая вопросы движения финансовых ресурсов фирмы, анализирующая такие процессы как “внутри”, так и “вовне” предприятия, на Западе получила название финансового менеджмента. В России этот термин также закрепился за отраслью знания, рассматривающей движение финансовых потоков предприятия. Таким образом, можно говорить, что под финансовым менеджментом в нашей стране понимается та же сфера человеческой деятельности (теоретической и практической), что и на Западе. Однако у нас она имеет свои специфические черты.

Российская экономика сегодня не является нормально рыночной (несмотря на признание ведущих экономических держав с целью обеспечения вступления в ВТО). Она все еще переходная, трансформирующаяся от экономики советского типа к рыночной. В нашей стране пока существует во многом не сопоставимая с западными стандартами система учета и статистики предприятия. Поэтому “напрямую”, без соответствующей переработки невозможно применить теорию и практику финансового менеджмента западного образца.

Российская же система финансового менеджмента только формируется.

Актуальность  темы данной курсовой работы обосновывается тем, что  финансовый   менеджмент  направлен на управление движением  финансовых  ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание  финансового   менеджмента .  Финансовый   менеджмент  представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов  финансового  механизма для достижения поставленной цели.

              Цель данной работы рассмотреть цели, задачи и предмет финансового менеджмента. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

                   определить понятие и предмет финансового менеджмента;

                   рассмотреть цели и задачи финансового менеджмента;

                   представить сущность финансового менеджмента;

                   ознакомиться с основными направления и базовыми концепциями финансового менеджмента;

                   применить теоретические знания в практике: определение целей, задач и объектов финансового менеджмента на предприятии  ОАО «Дюпон»  г. Рыбинск.

Объектом исследования данной курсовой работы финансовый менеджмент.

Предметом исследования является  предмет, цели и задачи финансового менеджмента.

При написании работы использованы учебные материалы  отечественных (, Бланк И. А., Гаврилова А.Н, Колчина Н.В, Невашина Т.С. и др.).

 


Глава 1 . Финансовый менеджмент: понятие и сущность

1.1 Понятие и предмет финансового менеджмента

Концептуальные основы любой науки в наиболее концентрированном виде могут быть выражены путем формулирования и идентификации ее предмета и метода.

Предметом финансового менеджмента, т.е. тем, что изучается в рамках данной науки, являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и финансовые потоки.

Основная цель финансового менеджмента – максимизация богатства владельцев фирмы с помощью рациональной финансовой политики.

Метод финансового менеджмента в широком смысле слова как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария (аппарата) и регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. [1; 23-27]

В последнее время в русский экономический лексикон все настойчивее входит термин “финансовый менеджмент”, и, как следствие, его трактуют по - разному: управление активами и пассивами; составление бизнес - плана; анализ финансовой отчетности; разработка ценовой политики и т. д. Поскольку термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами”, то небезынтересно узнать, как его трактуют в США, Европе. Финансовый менеджмент - наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

Долгое время в нашей стране менеджмент не изучался и не рассматривался как серьезный экономический инструмент. В настоящее время с вхождением в рыночную экономику появилась надежда, что финансовый менеджмент привнесет в экономику предприятия новую систему ценностей, изменит приоритеты в развитии предпринимательства.

Для оптимального функционирования финансового менеджмента необходимы определенные условия хозяйствования.

1). Частная собственность на средства производства и землю.

2). Самофинансирование предпринимательской деятельности.

3). Свобода ценообразования.

4). Рынок труда, капитала, товаров.

5). Четкое финансовое и хозяйственное законодательство.

Исходя из этого, в наших учебниках , публикациях экономистов сформировалось российское понимание финансового менеджмента - это управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями субъектов рынка.

Принципы организации финансового менеджмента

К основным принципам финансового менеджмента можно отнести:

1.  Ориентированность на стратегические цели развития организации. Управленческие решения в области финансовой деятельности в текущем периоде не должны противоречить стратегическим целям организации.

2.  Адаптивность. Финансовой менеджмент призван учитывать изменения факторов внешней и внутренней среды, конъюнктуры финансового рынка, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования организации.

3. Комплексность. Финансовый менеджмент как комплексная управляющая система связывает все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организации.

4. Интегрированность. Любое управленческое решение прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности, поэтому финансовый менеджмент непосредственно связан с общей системой управления организацией.[7;31-32]

Функции финансового менеджмента

Основные функции финансового менеджмента можно представить следующим образом.

Рисунок -

·                   Планирование – весь комплекс мероприятий по разработке и исполнению стратегических и оперативных финансовых планов и бюджетов организации и ее структурных подразделений.

Анализ – изучение и оценка  степени выполнения финансовых планов и причин отклонений от запланированных показателей, результатов финансовой деятельности организации в целом и ее структурных подразделений в различных направлениях ее деятельности.

Регулирование – разработка и реализация комплекса мер, направленных на устранение возникших отклонений от плановых заданий, утвержденных нормативов и норм.

Контроль – создание системы внутреннего контроля, определение системы контролируемых показателей и контрольных периодов.

Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики организации как объекта финансового управления и основных форм ее финансовой деятельности. С учетом осуществления такой конкретиза­ции в каждой организации строится многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью.[4]

1.2 Цели и задачи финансового менеджмента

 

Финансовый менеджмент – процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации.

Цель финансового менеджмента – обеспечение устойчивого развития и капитализации (роста рыночной стоимости) организации.

Эта цель неразрывно связана с основной целью управления организацией в целом и реализуется с ней в единых  процедурах.[10;41-42]

Основные задачи, которые призван решать финансовый менеджмент:

 

 

Рисунок 1 – Задачи финансового менеджмента

 

1. Поиск источников и способов финансирования бизнеса организации для обеспечения необходимого уровня и структуры ее активов. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах организации на предстоящий плановый период, максимизации объема вовлечения собственных финансовых ресурсов, определения оптимальной структуры заемных средств и управления их привлечением.

2.  Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в деятельности организации. Эта задача реализуется путем оптимизации распределения сформированного объема финансовых ресурсов во времени и по направлениям деятельности организации.

3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем управления денежными потоками организации в процессе кругооборота ее денежных средств, обеспечения синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным временным периодам, поддержания необходимого уровня  ликвидности ее оборотных активов.

4. Минимизация уровня финансового риска. Эта задача достигается путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, формирования оптимального инвестиционного портфеля, мониторингом конъюнктуры финансовых рынков, применения различных схем страхования финансовых активов.

5. Обеспечение финансовой устойчивости организации в процессе ее развития. Эта задача достигается путем формирования оптимальной структуры капитала и активов организации и поддержанием необходимого уровня ее платежеспособности.[3;17-19]

1.3 Сущность финансового менеджмента

Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие – это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента – это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала.

Формируя общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов, заметим, что конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта – получению прибыли. Ведь любые экономические отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде – это разница между выручкой и себестоимостью.

Информация о работе Цели, задачи и предмет финансового менеджмента