Формирование и развитие стиля менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование и развитие стиля менеджмента. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть культуру и стиль управления;
обосновать стиль управления как многокомпонентную характеристику менеджмента;
проанализировать выбор эффективного стиля управления и его развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КУЛЬТКРА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ 5
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 12
Подходы к определению стиля руководства 12
Формирование стиля управления и факторы его определяющие 18
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 138.67 Кб (Скачать файл)

Основываясь на этом, Херсли и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства. Суть самого простого из них заключается в указаниях, что и как нужно делать тем сотрудникам, которые по каким-либо причинам не способны или не желают отвечать за результаты своей работы. В этом случае руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они уже хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого по каким-либо причинам, предпочтителен стиль руководства, сочетающий в равной мере как ориентацию на организационную сторону дела, так и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю следует разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно без навязчивости помочь.

При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без указаний и помощи руководства, Херсли и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления. В этом случае руководитель может сочетать направление своих усилий как на решение задач, так и на развитие человеческих отношений.

Менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и значительной гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости исполнителей.

Одной из наиболее современных является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В. Врумом и Ф. Йет-тоном. По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.

  1. Руководитель сам принимает решение на основе имеющейся информации.

  1. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

  1. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

  1. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.

  1. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

  • наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;

  • уровень требований, предъявляемых к решению;

  • четкость и структурированность проблемы;

  • степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;

  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;

  • заинтересованность исполнителей в достижении целей;

  • степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.

В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления. Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем личности руководителя.

Все рассмотренные модели ситуационного менеджмента главное внимание обращают на воздействие внешних факторов и, дополняя друг друга в понимании сущности управления, предлагают различные стили руководства и обосновывают эффективность их применения.

Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору характеристик, лежащих в их основе: рассматриваемые управленческие стили, ситуационные факторы, эффективность руководства и др. Поэтому предложенные модели могут по-разному использоваться в ситуации, необходимой для руководства группой (модель Врума — Йет-тона) и для совершенствования собственного (индивидуального) стиля работы (модели Фидлера, Митчела — Хауса, Херсли — Бланшара).

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других). Рассмотрев структуру управления магазином «Все для Дома» мы выяснили, что она является линейной. Рассмотрим преимущества и недостатки Линейной, а так же и функциональной организационной структуры управления (табл. 3.5).

Таблица 3.5

Достоинства и недостатки линейно и функциональной организационной структуры управления

Преимущества

Недостатки

Функциональная структура управления

  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
  1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
  3. появление тенденций чрезмерной централизации
  4. длительная процедура принятия решения
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения

Линейная структура управления

  1. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения
  2. Согласованность действий
  3. Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным
  4. Единство и четкость распорядительства
  5. Единоначалие и быстрота реакций в ответ на прямые приказы
  1. Высокие требования к руководителю
  2. Перезагрузка высшего уровня управления, что ограничивает возможность эффективно управлять

Определим организационную культуру магазина. Используя анкету, включающую в себя развернутое описание четырех типов культур, определим доминирующую в магазине «Все для Дома».

Эта анкета была составлена доктором Роджером Харрисоном. Она включает в себя 15 групп из четырех альтернативных формулировок.

Общее число каждой формулировки:

- культура власти - 44 балла

- культура роли - 33 балла

- культура задачи - 38 баллов

- культура личности - 26 баллов.

Проанализировав существующую культуру магазина «Все для Дома» можно сделать вывод, что в данной организации преобладает культура власти.

Организация с таким типом культуры характеризуется централизованным источником власти, решения принимаются в результате баланса влияний, быстрым реагированием на события, оценивая выполненное задание по результатам, с лояльным отношением к средствам выполнения.

На сформировавшуюся культуру магазина в значительной степени повлияли цели и задачи, стоящие перед ним. Основным фактором послужило получение максимальной прибыли от реализации товаров надлежащего качества, полное удовлетворение потребностей покупателей, применяя обслуживание высшего уровня для постоянного привлечения старых и новых потребителей.

Бесспорно, на формирование культуры магазина огромное влияние оказало внешнее окружение – экономическое, политическое, технологическое и социальное, которое предполагает уметь быстро реагировать на изменения и приспосабливаться.

Ядром любой организации являются люди, которые являются значимым фактором, влияющим на культуру организации. Кадры, по сути, и определяют тип культуры.

Понятие эффективность содержит в себе соотношение показателей результата и затрат на его достижение. Эффективность управления это результат деятельности, эффект от которой можно получать в течение длительного времени.

Эта система экономических показателей дает возможность оценивать и сравнивать эффективность работы предприятия, проводить анализ использования отдельных видов ресурсов предприятия, учитывать и определять влияние значимых факторов на общие результаты деятельности предприятия торговли, выявлять резервы и намечать пути повышения эффективности их работы.

Эффективность деятельности предприятия формируется под влиянием факторов, обеспечивающих изменение конечных результатов деятельности при рациональном использовании всех видов ресурсов и затрат. С учетом анализа системы показателей эффективности определяют мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности. Анализ эффективности деятельности предприятия является заключительным этапом подведения итогов работы предприятия.

Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и ответственность работников, специализация предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм торговли и т.д.

Существующую кадровую политику магазина целесообразно представить через фазы воспроизводства персонала (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Фазы воспроизводства персонала магазина «Все для Дома»

Функции управления

Фазы воспроизводства

формирование

распределение

перераспределение

использование

1.Планирование

  1. Планирование расширения штата происходит по мере необходимости;
  2. Подготовка кадров;
  3. Поиск источников набора персонала.
  1. Планирование распределения кадров не проводится;
  2. Прогнозирование соответствия персонала современным требованиям торговли.
  1. Разработка схемы продвижения кадров по служебной лестнице;
  2. Планирование высвобождения кадров в результате НТП не проводится.
  1. Разработка планов по обеспечению рационального использования персонала (совмещение должностей);
  2. Разработка мероприятий по обеспечению нормальных условий труда.
  3. Формируется система оплаты труда.

Продолжение таблицы 3.6

2. Организация

  1. Качественный подбор персонала.
  2. Расстановка персонала.

1. Расстановка кадров подготовленных  для магазина.

  1. Расстановка кадров на соответствующие рабочие места по рекомендациям.
  2. Переподготовки кадров не осуществляется, так же как и повышения квалификации.

1. Мероприятия, повышающие производительность  труда.

3. Мотивация

Отсутствует система мотивации у некоторых работников. Должностные требования осуществляются заключенным договором.

4. Контроль

1. Определяется соответствие численности  кадров соответствующему лимиту.

  1. Оценка при наборе кадров.
  2. Оценка деятельности каждого работника.

1.Контролирование перераспределения  путем выявления факторов, обуславливающих  профессиональное соответствие, не  проводится.

1. Дальнейшая переподготовка кадров  не проводится.

Информация о работе Формирование и развитие стиля менеджмента