Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Финансовые результаты деятельности являются важнейшим фактором при дальнейшем распределении прибыли на предприятии. От качественного управления финансовыми процессами на предприятии зависит эффективность результативных показателей. Основываясь на рациональном использовании финансовых результатов предприятие может не только повысить уровень равноценности распределения денежных средств от всех видов производственной и коммерческой деятельности, но и повысить уровень платежеспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ………………………………………..7
1.1 Понятие и сущность финансовых ресурсов……………………………….7
1.2 Состав и структура финансовых ресурсов предприятия………………...11
1.3 Источники формирования финансовых ресурсов предприятия………....15
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………18
2.1 Направления использования финансовых ресурсов предприятия………18
2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятий в России……………….23
2.3 Меры по совершенствованию формирования финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………28
3. ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ…35
3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов…….35
3.2 Повышение эффективности использования финансовых ресурсов предприятия…………………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

финансовые ресурсы предприятия.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам.

Один из способов экономии оборотного капитала, а, следовательно - повышения его оборачиваемости  заключается в совершенствовании  управления запасами. Поскольку предприятие  вкладывает средства в образование  запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида текущих активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом  продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом  достаточно большой запас сырья  и материалов спасает предприятие  в случае неожиданной нехватки соответствующих  запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов, хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.16

Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

- планирование  закупок необходимых материалов;

- введение жестких  производственных систем;

- использование  современных складов;

- совершенствование  прогнозирования спроса;

- быстрая доставка  сырья и материалов.

Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами: вид продукции, емкость  рынка, степень насыщенности рынка  данной продукцией, принятая на предприятии  система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров  постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита  зависят от множества факторов. В  экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

- покупатель  получает двухпроцентную скидку  в случае оплаты полученного  товара в течение десяти дней  с начала периода кредитования;

- покупатель  оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;

- в случае  неуплаты в течение месяца  покупатель будет вынужден дополнительно  оплатить штраф, величина которого  может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

- общий объем денежных средств и их эквивалентов;

- какую долю  следует держать на расчетном  счете, а какую в виде быстрореализуемых  ценных бумаг;

- когда и  в каком объеме осуществлять  взаимную трансформацию денежных  средств и быстрореализуемых  активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Еще одним важным инструментом повышения эффективности  использования финансовых ресурсов является управление основными производственными  фондами предприятия и нематериальными  активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации. Успех управления финансовыми ресурсами прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.

Считается аксиомой, что структура капитала должна соответствовать  виду деятельности и требованиям  компании. Соотношение заемных средств  и рискового капитала должно быть таким, чтобы обеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость в изменении структуры капитала может быть необходимым элементом успеха. Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потока наличных, тогда как средний долгосрочный капитал требуется в основном для длительных проектов (например, программы зарубежной экспансии).

В западных странах  большое влияние на эффективность  управления финансовыми ресурсами  оказывают ожидания держателей акций  предприятия. Этот фактор требует от компании установления минимальной долгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, и принимает во внимание ряд моментов: потенциальные дивиденды и возможности для повышения стоимости капитала; элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью риска доход членов акционерного общества в целом также низок и наоборот); величину дохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестиций со сравнимым риском.

Так как подавляющее  большинство держателей акций не имеют ясного представления о  текущих или потенциальных проблемах, с которыми сталкивается компания, в которую они вложили средства, их надежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и завышены. Степень, до которой могут учитываться их ожидания, зависит от того, насколько сильно их воздействие на компанию. Если держатели будут неудовлетворенны, они могут просто продать акции.

Чем более конкурентная отрасль, тем больше давление на держателей ее акций в части инвестиций на обновление и модернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение, компьютеризацию. Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстрой отдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того, неопределенность спроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведения потребителей, технологий, в нерегулярности предпринимательского цикла, конкуренции, будет отражаться в ошибках, которые обычно сопровождают процесс определения прибыли. При осуществлении управления финансовыми ресурсами необходимо решить, каким образом определять как стоимость капитала, принимаемого за базу для расчетов, так и его приращение (выбытие).

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Проблемы формирования и использования  финансовых ресурсов

 

В условиях растущей экономики большинство компаний предпочитают реинвестировать финансовые ресурсы, причем для реализации амбициозных программ развития активно используются кредитные средства. Сейчас бизнесу нужно учиться управлять финансами в новых условиях: роста стоимости финансовых ресурсов и сокращения доступности денег. В итоге популярные ранее методы долгового финансирования снижают свою актуальность. Привлечение ресурсов через фондовый рынок также в значительной степени затруднено: именно биржи как инструмент привлечения инвестиций пострадали от кризиса в наибольшей степени. По его мнению, можно ожидать, что в ближайшие несколько лет наиболее серьезную динамику роста покажут прямые инвестиции.

Для решения  финансовых задач могут использоваться банковские кредиты. Государство осуществило накачку банковского сектора ликвидностью, дало директивы, что деньги должны поступать в реальный сектор. В итоге кредитоваться все-таки будет можно. Конечно, стоимость кредитов за последний год выросла почти в два раза. Руководителям предприятий стоит обратить внимание на различные возможности для получения более дешевых кредитов. К таковым, в частности, относятся залоговые займы (под акции, недвижимость), которые даже сейчас позволяют получать ресурсы под 12–16% годовых. Основной риск, который уже в полной мере ощутили на себе некоторые крупные отечественные бизнес-группы, – требование дополнительного обеспечения под обесценивающиеся залоги (ценные бумаги, дешевеющая недвижимость и пр.). Руководителям следует обратиться к нетрадиционным формам обеспечения, например, к экспортной выручке. При наличии долгосрочных контрактов риск требований дополнительного обеспечения становится более прогнозируемым и менее вероятным.

Альтернативные  способы увеличения оборотных средств, если получить заемные средства для развития в банке или у частного инвестора не удается. Один из вариантов это кредитование за счет контрагентов. Можно договориться о максимально длительных сроках перевода денег своим поставщикам и одновременно о максимально коротких сроках получения оплаты от покупателей. Также можно использовать государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Компания, желающая участвовать в таких программах, должна соответствовать ряду условий, которые законодатели устанавливают в довольно размытом виде. Обычно ограничения касаются вида деятельности, состава и количества персонала, банка, дающего средства. Бытует не лишенное оснований мнение, что такие программы организуются «только для своих». Это не совсем так. Просто есть компании, уже имеющие опыт участия в таких программах, а чиновник, как и банкир, стремится кредитовать тех, у кого есть кредитная история. Кроме участия непосредственно в государственных программах, есть вариант получения денежных средств под гарантии государственного органа или муниципального образования. Для этого необходимо принять участие в программе, получив одобрение кредитного комитета уполномоченного государственного органа. Тут подход тот же, что и в банке: презентация, пакет документов и уверенность. Только упор необходимо делать на социальную функцию бизнеса.

Как строить  отношения с частным инвестором? В большинстве случаев бизнес привлекает частные инвестиции при  помощи инвестбанков. По крайней мере, так было до наступления кризиса. Но получение средств через инвестбанки не единственный путь: можно получить кредит у частных лиц. Иногда к ним обращаются напрямую, но чаще через знакомых. Если речь идет о сравнительно небольших суммах (от десятков до сотен тысяч долларов США), то самостоятельный поиск инвестора – это единственно возможный вариант для предприятия. Конечно, надо понимать, что такие поиски отнимают много времени и руководителям бывает сложно сориентироваться в разнообразии источников капитала.

Предприятие может  рассчитывать на деньги частного инвестора, если выполнены два важных условия. Первое – ведение в компании учета по международным стандартам финансовой отчетности. Без этого детальный разговор с инвестором становится практически невозможен. Второе – мягкое финансовое моделирование. Потенциальному инвестору должно быть понятно, как в разных рыночных ситуациях будет складываться ситуация с продуктами, которые он собирается финансировать.

Шансы получить поддержку частного инвестора не зависят от отрасли, в которой  работает компания. Все «частники» ищут потенциальные сферы для инвестирования. Варианты сотрудничества не ограничиваются только продажей доли компании или займом в чистом виде (долгом). Это самые простые, но вместе с тем и самые рискованные решения. Комбинируя их, можно разработать условия сотрудничества, намного более интересные как для предприятия, так и для частного инвестора.

Примеры условий  сотрудничества:

- долг с возможностью  его конвертации в акции. В  этом случае компания возвращает  занятые деньги своими акциями  или долей в бизнесе; 

- акционерный капитал с возможностью его превращения в долг. Инвестор покупает акции компании, при этом стороны подписывают соглашение, по которому инвестор получает право продать эти акции обратно предприятию на оговоренных условиях. В результате предприятие станет должно определенную сумму;

- раздел прибыли  по каким-либо направлениям или  объектам или варианты залогов  и гарантий.

В любом случае условия, на которых привлекаются частные  инвестиции, зависят от конкретного  финансового продукта конкретной компании.

Как и раньше, основные отличия инвестиционных фондов от частных инвесторов – в сумме, которую инвестфонды готовы вложить, а также в минимальном размере прибыли, которую они хотят получить (то есть кредиты даются под разные процентные ставки). Соответственно, фонды и частные инвесторы интересуются разными объектами для инвестирования. Малому и среднему бизнесу стоит, скорее, обращаться к частным инвесторам: шансов получить у них небольшую сумму значительно больше. К тому же у них деньги можно взять взаймы, а не в обмен на долю в компании (акции).

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия