Финансовый леверидж и его роль в финансовом менеджиенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:33, диссертация

Краткое описание

Цель диссертации состоит в изучении теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.
Исходя из вышеуказанной цели, можно определить конкретные задачи исследования:
рассмотреть экономическое содержание, сущность, функции и структуру заемного капитала предприятия;
рассмотреть экономическую сущность понятия финансовый леверидж и определить его роль в управлении финансами предприятия;
проанализировать управление привлечением заемного капитала на предприятии ТОО «AGD Company»
рассчитать величину займа для ТОО «AGD Company»
провести анализ показателей финансового левериджа и эффекта финансового рычага;
разработать рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ТОО «AGD Company»
разработать рекомендации по упрощению процедуры привлечения заемных средств ТОО «AGD Company»

Содержание

Введение 3
1 Заемный капитал, его необходимость и роль в развитии предприятия 7
1.1 Экономическая сущность, функции и роль заемного капитала в деятельности предприятия 7
1.2 Классификация и источники финансирования заемного капитала 9
1.3 Система показателей и методика анализа эффективности использования заемного капитала 16
2 Анализ эффективности использования заемного капитала ТОО «AGD Company» 37
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ТОО «AGD Company» 37
2.2 Анализ состояния и движения заемного капитала 45
2.3 Анализ эффекта финансового левериджа для ТОО «AGD Company» 46
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала 51
3.1 Расчет взаимосвязи рычагов операционного и финансового левериджа 51
3.2 Разработка кредитной политики и ее влияние на эффективность использования заемных средств 56
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 1 69
Приложение 2 71

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый леверидж и его роль.doc

— 693.00 Кб (Скачать файл)

Предложим несколько рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью (кредитной политикой) предприятия.

Основной критерий эффективности  кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при  либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

Инструменты кредитной  политики представляют собой как  шаблоны для оценки потенциальных  дебиторов, так и регламент или  процедуры работы соответствующей  службы. Следуя трем основным вопросам кредитной политики, возможно, выделить ряд инструментов, определяющих ответы на них.

Ответ на вопрос “кому  предоставлять кредит?” в большей  степени зависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков распоряжения полученными ресурсами. Поэтому распределение покупателей по группам риска является одной из основных задач кредитной политики. Одним из наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи является метод оценки кредитной истории (credit scoring). Он основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю. Вследствие широкого распространения, метод оценки кредитной истории получил различные интерпретации, поэтому интересно рассмотреть его использование на конкретном предприятии.

Расчет взвешенных оценок по всем крупным дебиторам позволяет  определить приоритеты при рассмотрении вариантов их кредитования. Таким образом, предприятие делает первый шаг в оптимизации структуры дебиторской задолженности.

Любая коммерческая структура  всегда ограничена в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна. Если метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита.

Предприятия выступают  кредиторами для своих покупателей  вовсе не из доброго отношения  к ним. Основной лейтмотив подобных сделок заключается в попытках увеличения объемов продаж. К сожалению, находясь в слабой конкурентной позиции большинство промышленных предприятий в Казахстане чаще рассматривают вопрос сокращения рынков сбыта при отказе акцептовать ужесточающие требования покупателей. В принципе, это лишь оборотная сторона все той же зависимости: обычно увеличение сроков дебиторской задолженности ведет к росту объемов продаж. Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности.

Как уже стало понятным из представленных выше инструментария основными параметрами постановки и реализации кредитной политики являются:

  • объем продаж по отдельным группам товаров (также может проводится сегментация по видам бизнеса или территориальному признаку);
  • объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала (бесплатность задолженности перед персоналом и основными поставщиками является лишь кажущейся, принося неисправимый ущерб предприятию в более длительной перспективе, поэтому, в случае с отечественным бизнесом, также требует оценки альтернативных убытков);
  • величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.

Разрабатывая стандарты  предоставления коммерческих кредитов предприятия вовсе не вводит новые  нормативы, обязательные к исполнению и однозначные в своем толковании. Стандарты скорее заключаются в минимально допустимых условиях, которые должны выполняться покупателями, чем в нормируемых величинах объемов и сроков кредитования. Поэтому чаще всего задаются стандарты не абсолютными значениями, а некоторыми интервалами.

Кредитная политика, обеспечивающая достижение целей по выручке от реализации (валовому доходу валовой прибыли) и  максимизирующая прибыль, сопутствующую  кредитованию покупателей, называется эффективной кредитной политикой. В связи с этим, критерием эффективности кредитной политики является максимизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность.

Как правило, у менеджеров (генеральных директоров, владельцев бизнеса) отсутствует четкий подход, ясно описывающий приоритеты между различными факторами, которыми они могут управлять для достижения своих целей. Очевидно, что многое зависит от способности товара удовлетворять определенные потребности покупателей, от уровня цен, от квалификации бизнес персонала, от системы дистрибуции, от рекламной поддержки, от грамотности построения бизнес-процессов. Но, к сожалению, представление о том, чему уделить внимание в первую очередь, почему, и на что при этом можно рассчитывать, у большинства казахстанских руководителей пока отсутствует.

На практике же четкие формулы и определения вообще отсутствуют, решение "кредитных  вопросов" происходит, в основном, методом "научного тыка". Как правило, в кредитной политике используются два основных показателя: отсрочка платежа и размер кредита. Другими параметрами, определяющими содержание кредитных условий, оперируют крайне редко. Иногда в более-менее продвинутых компаниях говорят о скидках в цене за своевременный расчет, крайне редко ведется речь о кредитных статусах или стандартах оценки покупателя. И даже когда обсуждаются такие параметры как отсрочка платежа и размер кредита, то назначаются они совершенно интуитивно – по традициям, которые сложились в отрасли или на предприятии.

Разработка и внедрение  эффективной кредитной политики необходимы всем предприятиям, у которых есть дебиторская задолженность (чем больше задолженность, тем острее необходимость во внедрении данной технологии), предприятиям с недостаточно высокой скоростью обращения дебиторской задолженности, а также тем, кто не представляет, как можно относиться к продажам в кредит как к инвестиционному проекту, дающему реальную отдачу на инвестиции.

Определить степень  необходимости во внедрении эффективной  кредитной политики просто - чем  больше коэффициент отвлечения активов в дебиторскую задолженность, тем больше показан этот подход.

Коэффициент отвлечения активов в дебиторскую задолженность  представляет собой отношение дебиторской  задолженности к сумме активов (товар, деньги, дебиторская задолженность) и выражается в процентах.

Например, если предприятие  содержит в дебиторской задолженности  от 25% до 50% и более своих активов, эффективная кредитная политика очень показана и принесет высокие  экономические результаты. В принципе, если предприятие работает полностью по предоплате, то не возникает потребности в кредитовании, соответственно не возникает необходимости в эффективной кредитной политике. Предприятия с небольшой дебиторской задолженностью – менее 25% также могут испытывать потребность во внедрении технологии.

У предприятия ТОО  «AGD Company» коэффициент отвлечения активов в дебиторскую задолженность  составляет 12%, т.е. всего 12% оборотных  активов отвлечено в дебет, более  того, наблюдается тенденция к  снижению этого коэффициента.

В связи с тем, что  товар пользуется повышенным спросом у конечного потребителя, имеется возможность сокращать сроки расчета для магазинов. В результате выручка от реализации и приток денежных средств значительно превышают размер дебиторской задолженности. Но при этом у предприятия существует проблема – повысить прибыльность.

Проанализируем, от чего зависит выручка от реализации. Если производитель стремится продавать  товар по предоплате, то фактически это означает сокращение выручки  от реализации, так как не все  готовы делать предоплату или рассчитываться в короткие сроки. Поэтому у этого предприятия часть магазинов остаются неохваченными.

Таким образом, прибыль  можно увеличить за счет увеличения выручки от реализации, а это приведет к увеличению валовой прибыли, далее  по цепочке увеличится операционная прибыль и в конечном итоге чистая прибыль. Ну, а чтобы увеличить выручку от реализации необходимо предоставить больший кредит покупателю.

Естественно возникает  вопрос о просроченной и безнадежной  задолженности. Чтобы избежать этих неприятных ньюансов, в качестве защиты в бизнес-процесс встраиваются инструменты, которые будут профилактировать возникновение такой задолженности ".

Кредитование практически  всегда сопровождается возникновением безнадежных и сомнительных долгов. Безусловно, при несистемном подходе и мягкой кредитной политике сомнительные и безнадежные задолженности возникают слишком часто. Ценность эффективной кредитной политики в том, что с ее помощью этих неприятных неожиданностей вполне можно избежать.

Таким образом, целями эффективной кредитной политики являются:

  • увеличение объемов реализации продукции в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения требуемой прибыльности;
  • максимизация эффекта (дохода) от инвестирования финансовых средств в дебиторскую задолженность;
  • достижение требуемой оборачиваемости дебиторской задолженности;
  • ограничение относительного роста просроченной дебиторской задолженности, в том числе сомнительной и безнадежной задолженности в структуре дебиторской задолженности.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ дебиторской задолженности  предприятия в предшествующем  периоде

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

3. Определение возможности суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по товарному (коммерческому)  и потребительскому кредиту

4. Формирование системы кредитных  условий

5. Формирование стандартов оценки  покупателей и дифференциация  условия предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации  дебиторской задолженности

7. Обеспечение использования на  предприятии современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности

8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией дебиторской задолженности.

Для уменьшения риска дебиторской  задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов  нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

  • определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;
  • пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;
  • когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;
  • продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;
  • избегать дебиторов с высоким риском.

 

Заключение

 

В настоящее время  гарантий нормального процесса расширенного воспроизводства является финансирование капитальных вложений путем заимствования  средств.

Заемный капитал - это  часть капитала, используемая хозяйствующим  субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности.

Заемный капитал может  использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в  виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.

Структура заемного капитала может быть различной в зависимости  от принадлежности предприятия, доступности  того или иного источника финансирования и т.д. В современных условиях экономики на казахстанских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимает краткосрочные кредиты банка.

Предприятие пользующиеся только собственным капиталом обладают высокой финансовой устойчивостью, но низким потенциалом развития и наоборот. Предприятия использующие заемный капитал имеют более низкую финансовую устойчивость, но высокий потенциал развития. Таким образом оптимизация структуры капитала – важнейшая задача повышения эффективности предприятия.

Финансовое состояние  предприятия представляет собой  отражение финансовой устойчивости предприятия на определенный момент и обеспеченности его финансовыми  ресурсами для непрерывного процесса работы и своевременного погашения  своих долговых обязательств.

Анализ структуры имущества  предприятия, источников формирования имущества, анализ показателей ликвидности, платежеспособности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие  использует свои средства. Умение правильно  их исчислять, анализировать и определять влияние различных факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения.

В соответствии с целью  и задачами диссертацонной работы были рассчитаны финансовые показатели предприятия за 2007-2009 года на материалах ТОО «AGD Company», которое является юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Основной деятельностью анализируемого предприятия является коммерческая и посредническая деятельность, снабженческо-сбытовая деятельность. 

Информация о работе Финансовый леверидж и его роль в финансовом менеджиенте