Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Право на образование – одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От того какого качества и в каком объеме реализуются данные гарантии, зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право по получение бесплатного образования.

Содержание

Введение
1. Стратегия модернизации образования
1.1. Актуальность процесса модернизация образования
1.2.Основные направления модернизации российского образования
2. Финансовое обеспечение модернизации образования
2.1. Государственная политика в области образования
2.2. Структура расходов на образование
2.3. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.раб. Вар 73.docx

— 109.40 Кб (Скачать файл)
  • снижение расходов заемщика на привлечение банковского кредита;
  • дотирование кредитной организации в зависимости от объема предоставленных кредитных ресурсов;
  • сокращение числа бюджетополучателей.

Модель «Предоставления образовательных займов по ведомственной целевой программе «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации»».

Модель предполагает разработку и реализацию долгосрочной ведомственной целевой программы «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации». Программа разрабатывается и реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Государственный образовательный кредит предоставляется по льготной процентной ставке, устанавливаемой ежегодно в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год (например, на уровне 1/2 ставки рефинансирования Банка России).

Организационные этапы и процедуры модели включают следующие этапы:

I. Разработка и утверждение  ведомственной целевой программы  «Развитие образовательного кредитования  в Российской Федерации» 

Ведется Министерством образования и науки Российской Федерации при формировании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Ведомственная целевая программа «Развитие образовательного кредитования в Российской Федерации» формируется в виде утверждаемой целевой программы (или целевой программы ведомства) и представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение задачи развития образовательного кредитования в Российской Федерации, государственного регулирования структуры подготовки кадров с высшим профессиональным образованием.

II. Выделение средств из  федерального бюджета для реализации  ведомственной целевой программы  «Развитие образовательного кредитования  в Российской Федерации» осуществляется  в соответствии с процедурами  казначейского исполнения федерального  бюджета, установленными гл. 25 Бюджетного  кодекса Российской Федерации.

III. Доведение бюджетных  средств для реализации программы до распорядителей бюджетных средств.

Распорядителями бюджетных средств при реализации программы могут быть: уполномоченные банки, государственные образовательные учреждения в сфере высшего профессионального образования.

IV. Заключение договоров  о предоставлении государственных  образовательных кредитов.

Заемщик представляет распорядителю средств по ведомственной целевой программе заявление на выдачу кредита с приложением следующих документов: документы, удостоверяющие факт его обучения в высшем учебном заведении (копия приказа о зачислении в государственной образовательное учреждение; справки государственного образовательного учреждения об успешной аттестации заемщика за очередной этап обучения и его переводе на очередной курс) и свидетельствующие о сроке обучения и стоимости образовательных услуг (копия договора с государственным образовательным учреждением о подготовке специалиста).

Распорядитель проверяет представленные документы, проводит их оценку на предмет соответствия основным характеристикам программы и принимает решение о выдаче государственного образовательного кредита.

V. Выдача и обслуживание  кредита.

  • уполномоченным банком: государственный образовательный кредит перечисляется на счет учреждения высшего профессионального образования; для перечисления средств в соответствии с кредитным договором заемщиком оформляется заявление на выдачу кредита с указанием суммы кредита и поручением на перечисление средств в счет оплаты образовательных услуг; кредит перечисляется вузу траншами – по итогам успешной сдачи заемщиком очередной экзаменационной сессии; в течение месяца после окончания сессии вуз представляет в банк сведения об итогах зимней экзаменационной сессии студентов, являющихся заемщиками по договорам государственного образовательного кредитования; банк следит за своевременной уплатой процентов и погашением основной суммы долга заемщиком;
  • уполномоченным вузов: бюджетные ассигнования зачислены на лицевой счет вуза в рамках предыдущего этапа, расходуются при заключении договоров на предоставление кредитов в рамках исполнения сметы доходов и расходов.

VI. Погашение государственного  образовательного кредита 

Погашение государственного образовательного кредита осуществляется заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора, который устанавливает льготный период для погашения основой суммы долга и уплаты процентов в период обучения.

Следует отметить, что использование механизма программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета в рамках образовательного кредитования позволяет обеспечить контроль государства за ситуацией на рынке труда, корректировать перспективную структуру подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, расширять доступность образовательных кредитов (займов) и косвенно воздействовать на уровень процентной ставки по образовательным кредитам (займам) в Российской Федерации. Кроме того, появляется возможность активно влиять на развитие рынка образовательного кредитования в стране.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели вопросы  финансового обеспечения системы образования в новых социально-экономических условиях. Исследование показало, что инвестирование в человеческий капитал, прежде всего, в образование развивается быстрыми темпами. Анализируя источники финансирования системы образования, можно сделать  вывод о том, что доминирующим направлением формирования средств отрасли являются бюджетные средства, причем формируемые на региональном и местном уровне. Также следует отметить, что мероприятия по образовательному кредитованию позволяют расширить источники финансирования отрасли и формировать новую систему ее финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Достижение устойчивого экономического роста служит важнейшим фактором повышения уровня жизни в стране. Образование является неотъемлемой частью жизни общества, важнейшим элементом социальной сферы государства, обеспечивающим процесс получения конкретным человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

Основой дальнейшего роста экономики является повышение производительности труда, которое сегодня невозможно без наличия образованной и высококвалифицированной рабочей силы. Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуются систематические и значительные капиталовложения в образование. Понимая важную роль образовательной сферы, в Российской Федерации в последние 10-15 лет осуществляли серьезные инвестиции в развитие этой сферы.

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется проблемам обеспечения финансовой стабильности сферы «Образование». Особенно актуальной данная тема представляется в условиях ограниченных ресурсов и сложностей с обоснованным их распределением.

В ходе проведения исследования определились следующие основные выводы.

Анализируя источники финансирования системы образования, можно заключить, что доминирующим направлением формирования средств отрасли являются бюджетные средства, причем формируемые на региональном и местном уровне.

Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Развитие российской системы образования в период рыночных отношений не случайно пошло по пути перехода от почти полностью государственного (бюджетного) финансирования к смешанной системе финансирования, поскольку рыночные механизмы в значительной степени оптимизируют распределение ресурсов между производителями образовательных услуг и тем самым способствуют повышению эффективности использования средств, вкладываемых обществом в образование.

Основным источником финансирования сферы образования выступают средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом федеральный бюджет обеспечивает только порядка 20 % всех расходов на образование, а основная часть расходов (»80 %) приходится на региональные и местные бюджеты. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющая часть средств федерального бюджета направляется на финансирование профессионального образования, из них более половины (76 %) - на финансирование высшего образования. По мнению экспертов-экономистов, такая ситуация не вполне соответствует выводам экономической теории. Согласно которым государству следует сосредоточить усилия на финансировании общего образования, дающего наибольший социальный эффект (повышение грамотности и толерантности членов общества), а профессиональное образование наиболее эффективно финансируется частным сектором (через прямую и косвенную поддержку бизнесом соответствующих образовательных программ, непосредственную оплату учащимися за обучение).

В работе отмечен тот факт, что на сегодняшний день важным элементом формирования эффективного экономического механизма в процессе модернизации и развития высшего образования в Российской Федерации должно стать образовательное кредитование, позволяющее расширить источники финансирования отрасли и формировать новую систему ее финансирования, отвечающую современным требованиям. Образовательное кредитование позволяет восполнить недостаток финансовых ресурсов у высших учебных заведений в условиях ограниченности объемов бюджетного финансирования и низкого платежеспособного спроса населения.

Использование механизма программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета в рамках образовательного кредитования позволяет обеспечить контроль государства за ситуацией на рынке труда, корректировать перспективную структуру подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, расширять доступность образовательных кредитов (займов) и косвенно воздействовать на уровень процентной ставки по образовательным кредитам (займам) в Российской Федерации.

В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативные документы

1. Выступление Министра  образования и науки Российской  Федерации Д.В.Ливанова на заседании Президиума Правительства Российской Федерации – Минобрнауки. РФ / пресс-центр/2497.

2. Бюджетное послание  Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2013–2015 годах // Финансы. – 2012. – №7. – С. 3–10.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. No 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (разработано в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

 

4. Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. № 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». Зарегистрирован Минюстом России, регистрационный № 14699 от 3 сентября 2009 г.

 

Учебная литература

5. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие/Т.П.Николаева. – М.:Изд.центр ЕАОИ, 2010.

6. Финансовый анализ: учебник / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. – Москва: КноРус, 2007. – 804 с.

7. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – Москва: Омега–Л, 2009. – 350 с.

8. Финансы: учебник для бакалавров / [А. Я. Барабаш и др.]. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 590 с.

 

Периодические издания

9. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, - 2009.- 437 с.

 

10. Борисов А.С. Финансирование системы образования на основе подушевого финансирования // Инновации в образовании. – 2010. – №10.

11. Волкова О.Н. Моделирование состава и структуры бюджетных нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений.// Финансы и кредит. – 2009. – №36. – С. 43.

12. Калашникова О.В. Качество высшего образования – основной критерий финансирования вузов в условиях инновационной экономики // Финансы и кредит. – 2011. – №4. – С. 62.

13. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М. : ЦСПиМ, 2010. – 352 с.

14. Федорова И.Ю., Елистратова Е.Ю. Совершенствование механизма финансирования образования // Финансовый журнал. – 2012. – №1. – С. 153.

 

Интернет-ресурсы

http://sinncom.ru/ -специализированный образовательный портал «Инновации в образовании».

 

www1.minfin.ru. -официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

Информация о работе Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации