Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Право на образование – одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От того какого качества и в каком объеме реализуются данные гарантии, зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право по получение бесплатного образования.

Содержание

Введение
1. Стратегия модернизации образования
1.1. Актуальность процесса модернизация образования
1.2.Основные направления модернизации российского образования
2. Финансовое обеспечение модернизации образования
2.1. Государственная политика в области образования
2.2. Структура расходов на образование
2.3. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.раб. Вар 73.docx

— 109.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ структуры расходов федерального бюджета на образование за последние годы показал, что большую часть составляет высшее образование – 70–80 % всех расходов на образование. Доля расходов на среднее профессиональное образование снижается с каждым годом. Так в 2005 году они составляли 12,66 %, а в 2011 году – 6,36 %. Это связано с передачей расходных полномочий по этой группе на региональный уровень. Такая же понижающаяся тенденция наблюдается и по дошкольному, начальному профессиональному образованию.

Необходимо отметить, что финансирование расходов на высшее образование является приоритетным направлением расходов федерального бюджета по разделу «Образование». Также можно отметить, что меньше всего средств выделяется на молодежную политику и переподготовку кадров.

В целом расходы на образование в 2011 году на 37 % финансировались за счет федерального бюджета и на 63 % – за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ.

21 мая 2012 года был опубликован на сайте Министерства образования и науки Проект Распоряжения Правительства России об утверждении Концепции ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы. В рамках Программы предлагается структурирование системы подготовки и рационального использования научных и научно-педагогических кадров, в том числе, на основе кооперационных моделей, связывающих науку, образование и инновационную промышленность.

Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2014–2020 годах составит 305499,2 млн рублей, из которых средства федерального бюджета составят 272115,0 млн рублей, средства внебюджетных источников – 33384,2 млн рублей (в ценах соответствующих лет).

На сайте Минобрнауки опубликован проект госпрограммы «Развитие образования на 2013–2020 годы». Всего за восемь лет предлагается израсходовать на развитие российского образования почти 7 трлн рублей.

В целом, можно сказать, что существуют позитивные изменения в сфере образования и механизма его финансирования. По мнению экспертов, использование конкурсных механизмов, принципа софинансирования является правильным, но не для дотационных регионов, небольших университетов. Использование подушевого финансирования нельзя назвать безусловно правильным и необходимым, так как инструменты его реализации нарушают принципы общедоступности и бесплатности образования, не гарантирует получения качественного образования. Важным является материальное стимулирование педагогических работников, учет результатов деятельности, уровень квалификации. Введенная так называемая система НСОТ не работает. Разница в заработной плате высококвалифицированного работника и других сотрудников невелика.

Преподаватель вуза, который должен защитить диссертацию, проводить научные исследования, образовывать молодежь, должен получать заработную плату много больше средней оплаты в регионе. Необходимо пересматривать систему доплат за ученую степень и звание. Так, надбавка за ученую степень кандидата наук в размере 3 тысяч рублей и доктора – 7 тысяч рублей была установлена с 1 ноября 2006 года и не пересматривалась уже 7 лет. Поэтому для закрепления молодежи в образовании и науке необходимо пересматривать систему оплаты труда педагогических работников.

Таким образом, рассматривая вопросы финансирования образования, проблемы реализации гарантии граждан на получение образования, можно выделить несколько уровней проблем. В качестве положительных решений государства можно отметить применение конкурсных механизмов распределения средств, разработку федеральных целевых программ, концепций, которые выявляют основные проблемные зоны. Однако говорить о ликвидации большей их части рано.

 

 

 

2.3. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации

Важным элементом формирования эффективного экономического механизма в процессе модернизации и развития высшего образования в Российской Федерации должно стать образовательное кредитование, позволяющее расширить источники финансирования отрасли и формировать новую систему ее финансирования, отвечающую современным требованиям. Образовательное кредитование позволяет восполнить недостаток финансовых ресурсов у высших учебных заведений в условиях ограниченности объемов бюджетного финансирования и низкого платежеспособного спроса населения.

Международный опыт свидетельствует, что в условиях, когда за счет бюджетных средств обеспечивается право на профессиональное образование ограниченной категории граждан (как правило, признанных нуждающимися в государственной поддержке), физические лица как основные потребители образовательных услуг, не располагая достаточными доходами и накоплениями, привлекают долгосрочные кредитные ресурсы. Тем самым образовательное кредитование способствует поддержанию платежеспособного спроса на образовательные услуги и обеспечению доступности образования.

Однако в Российской Федерации практика образовательного кредитования не получила широкого распространения в силу разных причин, в том числе: низкого уровня жизни населения, несбалансированности активов и пассивов у кредитных организаций, отсутствия действенной государственной поддержки программ образовательного кредитования и др.

Государственная поддержка образовательного кредитования может способствовать:

  • повышению заинтересованности граждан в использовании кредитных ресурсов для оплаты образовательных услуг;
  • обеспечению доступности образовательного кредита для широких слоев населения;
  • стимулированию платежеспособного спроса на рынке образовательных услуг;
  • увеличению объема финансовых ресурсов у учреждений высшего профессионального образования;
  • привлечению финансовых ресурсов в область долгосрочного образовательного кредитования.

В этой связи проанализируем формы государственной поддержки образовательного кредитования, используемые в Российской Федерации.

1) Бюджетные субсидии  на возмещение части расходов  заемщика на уплату процентов  по банковским кредитам, полученным  на оплату обучения в вузе.

В рамках данной формы государственной поддержки образовательного кредитования происходит возмещение части расходов заемщика - физического лица, получающего высшее профессиональное образование в вузе и оплачивающего свое обучение за счет кредита, полученного в банке. Физическому лицу возмещается только часть расходов, связанных с уплатой процентов за пользование банковским кредитом, полученным для оплаты обучения в российском высшем учебном заведении.

2) Бюджетные субсидии  особо нуждающимся гражданам  на выплату процентов за пользование  банковской ссудой, полученной на  оплату высшего профессионального  образования.

Данная форма государственной поддержки предполагает полное возмещение из бюджета расходов заемщика - физического лица на оплату процентов за пользование образовательным кредитом, полученным в банке.

3) Государственные гарантии  по образовательным кредитам.

Гарантия предоставляется гражданину Российской Федерации, оплачивающему обучение в российском высшем учебном заведении за счет средств кредита, полученного в российском банке. Гарантия выдается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4) Бюджетные субвенции  на возмещение российским кредитным  организациям разницы в процентных  ставках по кредитам, предоставленным  физическим лицам на оплату  образовательных услуг вузов. 
Бюджетная субвенция предоставляется российским банкам, предоставляющим кредиты гражданам Российской Федерации для оплаты обучения в российском высшем учебном заведении. За счет субвенции банку компенсируется разница между процентами по выданным гражданам Российской Федерации льготным кредитам на оплату обучения в вузах и средней рыночной ставкой процентов по кредитам населению с аналогичными сроками и уровнями риска.

5) Бюджетные субсидии  на возмещение расходов заемщика  по страхованию имущества, выступающего  залогом по образовательному  кредиту, и личному страхованию  заемщика.

Бюджетная субсидия предоставляется гражданину Российской Федерации, оплачивающему обучение в российском высшем учебном заведении за счет средств кредита, полученного в российском банке. Бюджетная субсидия покрывает часть или полую сумму расходов заемщика на страхование имущества, выступающего залогом по образовательному кредиту, полученному в банке, и личному страхованию.

6) Налоговый вычет сумм, направленных физическим лицом  на оплату обучения и погашение  процентов за пользование образовательным  кредитом займом).

Льгота предоставляется физическому лицу по налогу на доходы физических лиц. Форма льготы – предоставление социального налогового вычета физическим лицам, являющимися заемщиками по договорам образовательных кредитов (займов), в сумме, уплаченной налогоплательщиком за счет кредита за свое обучение, а также в сумме, направленной на уплату процентов за пользование образовательным кредитом займом).

7) Бюджетное финансирование  информационного обеспечения в  области образовательного кредитования.

Бюджетные средства выделяются в соответствии с законом о бюджете (федеральном, региональном, местном) на очередной финансовый год исполнительному органу власти, уполномоченному регулировать вопросы высшего профессионального образования или государственного (муниципального) заказа на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием. Бюджетные средства используются в течение финансового года уполномоченными органами для сбора информации о существующих программах образовательного кредитования, их характеристиках, подготовки информационных бюллетеней и помещения собранной информации на свои официальные сайты, а также для финансирования деятельности специализированных центров.

Проанализированные формы государственной поддержки образовательного кредитования могут быть использованы при формировании различных моделей образовательного кредитования в Российской Федерации.

Далее, рассмотрим наиболее «популярные» модели в сфере высшего профессионального образования.

Модель «Предоставление банками образовательных кредитов с бюджетным субсидированием расходов заемщиков».

Модель предполагает, что:

- гражданин самостоятельно выбирает кредитную организацию, предоставляющую ему образовательный кредит. Объем предоставляемого образовательного кредита устанавливается кредитной организацией по соглашению с заемщиком в зависимости от: стоимости обучения в учреждении высшего профессионального образования; платежеспособности заемщика; предоставленного заемщиком обеспечения кредита. Процентная ставка по кредитам определяется кредитной организацией по соглашению с клиентом и соответствует рыночной норме банковского процента.

- государство с целью снижения стоимости привлекаемых гражданами кредитных ресурсов и повышения доступности образовательного кредита за счет средств бюджета обеспечивает возмещение определенных видов расходов заемщика (в частности, на выплату процентов по образовательному кредиту; по страхованию переданного в залог имущества; на оплату услуг коммерческого банка по обслуживанию ссудного счета и др.).

Отличительными чертами механизма образовательного кредитования с последующим субсидирование расходов заемщиков на выплату процентов по кредиту является:

  • повышение доступности образовательного кредита через увеличение доходов граждан – заемщиков кредитных средств;
  • адресное использование бюджетных средств.

Однако данный механизм требует затрат для проведения оценки степени нуждаемости гражданина в получении бюджетной субсидии, а ограниченность бюджетных средств может не позволить удовлетворить потребности всех нуждающихся граждан.

Модель «Предоставление банками образовательных кредитов по льготной процентной ставке».

Данная модель образовательного кредитования предусматривает государственное регулирование объема и процентной ставки по предоставляемым кредитной организацией образовательным кредитам, что делает возможным ее применение преимущественно в рамках государственного профессионального образования.

Федеральное агентство по образованию ежегодно, не позднее 1 сентября, проводит конкурс по отбору уполномоченных банков для участия в программе льготного образовательного кредитования граждан. К участию в конкурсе допускаются кредитные организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций в Российской Федерации.

Уполномоченные кредитные организации берут на себя обязательства предоставлять гражданам образовательные кредиты по льготной процентной ставке и в рамках предельного объема образовательного кредита, устанавливаемых федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год». Под льготной банковской ставкой по образовательному кредиту понимается процентная ставка, не превышающая ставку рефинансирования (учетную ставку) Центрального банка Российской Федерации. Льготная процентная ставка устанавливается на весь период кредитования гражданина. Предоставление образовательного кредита гражданам осуществляется уполномоченной кредитной организацией на условиях срочности, возвратности, платности и целевого использования средств.

Установление льготной процентной ставки влечет необходимость предоставления бюджетных субвенций кредитным организациям с целью возмещения им разницы между льготной и рыночной процентными ставками по предоставленным ресурсам. За счет средств федерального бюджета обеспечивается возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, предоставленным кредитными организациями гражданам, обучающимся в федеральных государственных высших учебных заведениях.

Отличительными чертами механизма образовательного кредитования по льготной процентной ставке является:

Информация о работе Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации