Финансово-промышленные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - дать сравнительную характеристику ФПГ и холдингов.
Объект исследования – финансово-промышленные группы и холдинги.
Предмет исследования – деятельность крупного капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................3
Раздел 1 ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ 5
1.1. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ЗАДАЧИ ФПГ 5
1.2. УЧАСТНИКИ ФПГ 8
1.3. РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФПГ 9
1.4. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ 12
Раздел 2 ХОЛДИНГ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 14
2.1. ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА 14
2.2. ТИПЫ ХОЛДИНГА 16
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ 17
Раздел 3. АНАЛИЗ И СОПОСТАВЛЕНИЕ ФПГ И ХОЛДИНГОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Менеджмент ФПГ.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Участие юридического     лица     более     чем     в     одной финансово-промышленной группе не допускается. Государственные предприятия  и  организации  или  предприятия и организации,  в уставном фонде которых имеется доля  государственной  собственности,  могут быть участниками финансово-промышленной группы с согласия  республиканского  органа  государственного  управления, объединения   (учреждения),  подчиненного  Правительству  Республики Беларусь,  местного исполнительного и  распорядительного  органа,  в ведении которого находятся эти предприятия и организации.   Дочерние предприятия      могут      входить   в  состав финансово-промышленной    группы    только   в   случае,   если   их предприятие-учредитель   является       участником  данной финансово-промышленной группы. Республиканские органы       государственного  управления, Национальный  банк  Республики  Беларусь  и местные исполнительные и распорядительные    органы     не     могут     быть     участниками финансово-промышленной группы.

 Запрещаются  создание и деятельность  на  территории  Республики Беларусь  финансово-промышленных  групп  в  случаях,  если это может иметь целью  или  результатом  монополизацию  производства  и  (или) реализации  товаров  (работ,  услуг),  недопущение,  ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также    в   других   случаях,   когда   создание   и   деятельность финансово-промышленной    группы    противоречат    законодательству Республики   Беларусь,   наносят  ущерб  суверенитету,  национальной безопасности,   территориальной    целостности,    политической    и экономической  стабильности  Республики  Беларусь,  нарушают права и свободы граждан.

 

 

1.3. РЕГИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЁТНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

 

В статье 6 Закон  Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» сказано, что объединение юридических      лиц       приобретает       статус финансово-промышленной   группы   с   момента   ее   государственной регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

 Для  государственной   регистрации финансово-промышленной  группы центральная   компания   (головное   предприятие)   представляет   в уполномоченный Президентом Республики Беларусь республиканский орган государственного  управления (далее - уполномоченный республиканский орган государственного управления):

  - заявление о создании финансово-промышленной группы;

  - договор о создании финансово-промышленной группы;

  - нотариально    заверенные    копии   учредительных   документов участников  финансово-промышленной  группы  и  свидетельства  об  их государственной регистрации;

  - выписку из  реестра акционеров  акционерного  общества  (если финансово-промышленная группа создается способом, при котором одному из   участников   принадлежит доля  в имуществе каждого из  иных участников  или  все  либо  некоторые  из  этих  участников являются акционерными обществами);

   -    организационный проект финансово-промышленной группы;

    - заключение республиканского органа государственного управления, ведающего   вопросами   антимонопольной   политики,  о  соответствии указанных   документов   законодательству   Республики   Беларусь  о противодействии    монополистической    деятельности    и   развитии конкуренции.

 В случае необходимости Правительством Республики Беларусь могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение  о  регистрации  финансово-промышленной  группы  или об отказе  в  ее регистрации принимается уполномоченным республиканским органом  государственного  управления  в  течение  30 дней с момента подачи заявления о создании финансово-промышленной группы.

О   принятом   решении   уполномоченный  республиканский  орган государственного управления сообщает центральной компании (головному предприятию) финансово-промышленной группы в пятидневный срок.

Решение  об  отказе в регистрации финансово-промышленной группы принимается в случаях:

  - нарушения установленного порядка  создания финансово промышленной группы;

- несоответствия   документов,  необходимых  для  государственной регистрации, требованиям законодательства Республики Беларусь;

- установления  обстоятельств, указанных в части восьмой статьи 4 настоящего Закона.

Отказ в регистрации  финансово-промышленной группы сопровождается письменным объяснением причин.

Высшим органом   управления   финансово-промышленной    группой является   совет  управляющих,  включающий  представителей  всех  ее участников. Объем   полномочий  совета  управляющих  финансово-промышленной группы  устанавливается  договором о создании финансово-промышленной группы.  Способ  управления финансово-промышленной группой устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания  -  юридическое  лицо,  созданное  в целях представления  интересов  всех  участников   договора   о   создании финансово-промышленной   группы   в   форме  акционерного  общества. Центральная компания  учреждается всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы.  Вся деятельность центральной компании ведется исключительно для обеспечения деятельности финансово-промышленной группы.

     Контроль за деятельностью финансово-промышленных групп осуществляется уполномоченным государственным органом.   В   течение трех  месяцев  после окончания финансового годацентральная   компания   (головное  предприятие)  представляет  всем участникам  финансово-промышленной  группы, а при наличии в ней доли собственности государства - республиканскому органу государственного управления, объединению (учреждению),  подчиненному  Правительству Республики   Беларусь,   в   ведении  которого  находятся  участники финансово-промышленной      группы,     отчет     о     деятельности финансово-промышленной   группы,   а   также   результаты   проверки деятельности финансово-промышленной группы аудитором.

 Государственный  контроль за деятельностью финансово-промышленной  группы,  зарегистрированной  на   территории Республики   Беларусь,   осуществляется   в  порядке,  установленном законодательством  Республики   Беларусь.   Государственные   органы проводят   проверку  деятельности  финансово-промышленной  группы  в соответствии с законодательством Республики  Беларусь,  но  не  реже одного раза в два года.

 Финансово-промышленная   группа   прекращает   деятельность   в случаях: 

   - истечения срока     действия      договора      о      создании финансово-промышленной   группы,   если   он   не   был  продлен  ее участниками;

-    расторжения договора  о создании финансово-промышленной группы по  решению  всех  участников группы в порядке, предусмотренном этим договором;

-   вступления   в   законную   силу   решения   суда  о признании недействительным  договора  о создании финансово-промышленной группы на территории Республики Беларусь;

  - вступления в   законную   силу  решения  суда  об  установлении нарушения  законодательства   Республики   Беларусь   при   создании финансово-промышленной группы или в процессе ее деятельности;

-   принятия   Правительством   Республики   Беларусь  решения   о прекращении    деятельности    финансово-промышленной   группы   при установлении  обстоятельств, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона.

Имущественные,  хозяйственно-правовые  вопросы,  возникшие  при прекращении      деятельности     финансово-промышленной     группы, рассматриваются   в   соответствии  с  законодательством  Республики Беларусь.

Таким образом, финансово-промышленная группа — это  группа юридических лиц, включающая банки, другие финансово-кредитные учреждения и промышленные организации, созданная с целью реализации эффективных федеральных и региональных инвестиционных проектов и программ, а также для производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Отличительными  признаками финансово-промышленной группы являются:

 - обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

 - наличие главной, центральной компании;

 - государственная (федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта;

 - государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы;

 - принадлежность участников ФПГ к тем сферам деятельности, которые определяют научный, производственный и экспортный потенциал страны.

 

Рис. 1. Состав финансово-промышленной группы

 

В состав ФПГ входят разнообразные предприятия и учреждения, различающиеся и по форме, и по характеру оборота капитала, и по специфике организаций хозяйственной деятельности. Это предопределяет необходимость анализа и оценки звеньев ФПГ.

Таким образом, важным условием долговременного эффективного функционирования ФПГ является соответствие их организационной и инвестиционной стратегий. В целях активизации инвестиционной деятельности, в том числе в инновационной сфере, ФПГ должны создаваться прежде всего на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, выпускающих продукцию, обеспечиваемую платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем рынке. Речь идет о реализации накопленного научно-технического потенциала и высокотехнологичных производств, наращивании производства продукции глубокой переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличении экспортной направленности наукоемкой продукции и создании необходимых организационно-экономических предпосылок закрепления на мировом рынке.

1.4.АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИОВАНИЯ  ФПГ

 

Таким образом, к конкретным предпосылкам, обуславливающим  актуальность формирования ФПГ в приоритетных для нашей страны направлениях развития промышленного комплекса, можно отнести следующие:

1. Острая потребность  в создании новой системы инвестирования  промышленности, в формировании  интегрированных структур, способных  к саморазвитию в условиях рынка.

При образовании  ФПГ открываются новые возможности  инвестирования, улучшения финансового  положения промышленных предприятий. Их создание позволяет сконцентрировать ресурсы участников группы для реализации первоочередных инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности производственно-хозяйственной, инвестиционной, финансово-экономической, внешнеторговой деятельности.

2. Сложность  и недостаток опыта самостоятельного  выхода отечественных предприятий  на внешний рынок.

Создание ФПГ  облегчит предприятиям выход на мировой рынок. Сейчас нашим предприятиям и производственным объединениям противостоят мощные транснациональные монополии, имеющие сотни предприятий, значительную научную базу и экспериментальные производства.

3. Необходимость  укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции.

В современных  условиях приватизации (акционирования) производства ФПГ способны сохранить  сложившиеся технологические цепочки (опасность разрушения которых в процессе приватизации весьма реальна), более того несколько усовершенствовать их, придав им завершенность и диверсифицированность.

4. Наличие серьезного  структурного и финансово-инвестиционного  кризиса в промышленности, особенно  в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и высоких технологий.

ФПГ могут и  должны сыграть значительную роль в  формировании прогрессивной производственной структуры обрабатывающей промышленности, основанной на вертикальной интеграции и диверсифицированных комплексах.

В рамках ФПГ  при наличии научно-технических  учреждений в их составе могут сложиться достаточно благоприятные условия для развития технического прогресса, особенно для внедрения технических достижений и разработки передовых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХОЛДИНГ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

2.1. ПОНЯТИЕ ХОЛДИНГА

 

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом. 
Холдинговые компании возникают по всему миру под влиянием общих для всех стран процессов интеграции.

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.  Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей - управляющей компании и дочерних предприятий).  
В последнее время корпоративный мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты.

Информация о работе Финансово-промышленные группы