Финансовое планирование и методы прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 10:58, лекция

Краткое описание

Планирование является одним из тех методов управления эконо-микой, который весьма активно и успешно разрабатывался советски¬ми учеными. В этой области накоплен немалый положительный опыт. Процесс реформирования отечественной экономики сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования. Страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращать¬ся как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыноч¬ной» стране.

Вложенные файлы: 1 файл

fin_plan-e_l.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Прогноз движения денежных средств  необходим, поскольку изменение прибыли необязательно сопровождается соответствующим изменением средств на счете. (Момент реализации продукции не всегда совпадает с реальным поступлением денег; часть платежей осуществляется поквартально или раз в год; амортизация уменьшает прибыль, но на размере денежных средств это не отражается.) Поэтому для эффективного управления важно планировать не только размер прибыли, но и движение наличности. Это позволяет скоординировать реальную потребность в деньгах с их наличием.

Стратегия финансирования. Это заключительный сводный раздел бизнес-плана. На основе прогнозов финансовых показателей разрабатывается прогноз источников средств для осуществления планируемого бизнеса. Этот раздел должен дать ответы на следующие вопросы:

• сколько средств необходимо для реализации бизнес-плана;

• каковы источники, формы и динамика финансирования;

• каковы сроки окупаемости вложений.

Как отмечалось выше, бизнес-план может  использоваться для разных целей, однако основными его пользователями являются: а) потенциальные партнеры и инвесторы, б) собственный управленческий персонал фирмы. Использование бизнес-плана в качестве документа, предназначенного заинтересовать потенциальных партнеров и инвесторов в будущих контактах, предопределяет определенные требования к его оформлению. Жесткая регламентация отсутствует, однако все разделы в более сжатой форме должны присутствовать. К ним относятся: описание фирмы и ее потенциала, оценка внутренней и внешней среды в бизнесе, конкретные сведения о развитии бизнеса.

При составлении бизнес-плана необходимо помнить и учесть следующие основные требования:

• информация в нем должна быть четкой, емкой и одновременно краткой;

• материал должен быть написан деловым  языком, понятным партнерам и финансистам;

• план должен быть подготовлен с учетом существующих стандартов и особенностей организаций и лиц, которым он вручается;

• план, как правило, разрабатывает  руководитель с возможным привлечением сотрудников фирмы, а в необходимых  случаях используются специалисты со стороны;

• в плане следует отметить наличие  риска, т.е. показать, что инициаторам проекта известно о существовании такового, равно как и предложены пути его нивелирования.

Объем бизнес-плана зависит от цели его разработки. Если для внутрифирменного планирования план не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов, то план для инвесторов и кредиторов имеет определенные ограничения. Бизнес-план, представленный для получения небольших кредитов и ссуд, обычно не превышает 20 страниц машинописного текста. Документ, призванный привлечь крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50—80 страницах. В этот объем не включаются приложения, которые должны органично вписаться в бизнес-план и подтвердить его реальность. Нередко может готовиться несколько вариантов плана: а) в достаточно укрупненном виде на трех — пяти страницах (в некотором смысле — это бизнес-проспект плана, предназначение которого заинтересовать потенциальных инвесторов и партнеров); б) в детализированном виде (предназначение — дать подробную информацию, если такая заинтересованность имеет место).

Итак, процесс составления бизнес-плана  достаточно сложен и требует усилий различных подразделений фирмы или привлечения сторонней проектной организации. Финансовые показатели составляют лишь небольшую, хотя и весьма существенную, его часть. Все они увязаны двумя формами: отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств, составляемыми по прогнозным данным. Степень детализации требуемых при этом данных (например, номенклатура статей издержек производства и обращения) определяется сложностью проекта, степенью конфиденциальности, кругом лиц, для которых составляется бизнес-план, и т.п.

5.3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В  СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ТЕКУЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В экономической литературе, особенно англоязычной, проводится достаточно четкое различие между понятиями «план» и «бюджет».1 Первый термин понимается в более широком смысле и включает в себя весь

1 Более подробно об особенностях трактовки этих терминов, равно как и о технике составления бюджетов в компаниях таких стран, как Великобритания, США, Франция, можно найти соответственно в книгах [Drury, с.435—461; Horngren, Foster. с. 171—197; Коласс, с.32—37]. Следует заметить, что и другие термины и понятия, имеющие устоявшуюся трактовку в отечественной экономической литературе, в книгах западных специалистов могут даваться в иной интерпретации. Так, Коласс выделяет три вида планирования: а) стратегическое, б) среднесрочное, или опера тивное, в) краткосрочное, или бюджетное.

 

определенным образом упорядоченный  спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с  помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур. Бюджет — более «узкое» понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. (Отметим, что в нашей стране понятие «бюджет» традиционно трактуется более специальным образом — как смета доходов и расходов некоторого субъекта на определенный срок. В определенном смысле отечественным аналогом западного термина «бюджет» является термин «смета».) Таким образом, можно выделить следующие основные различия между планом и бюджетом (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Ключевые различия понятий «план» и «бюджет»

 

 

Признак

План

Бюджет

Показатели и ориентиры

Горизонт планирования             

Предназначение

 

Любые, в том числе  и неколичественные

В зависимости от предназ       

начения  плана 

Формулирование целей,           

которые нужно достигнуть,

и способов достижения

                                              

В основном стоимостные

 

В основном до года

 

а)детализация способов  ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей

б) средство текущего контроля                         исполнения плана


 

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов (рис. 5.1). Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Безусловно, не все из выделенных на схеме бюджетов входят в компетенцию финансового менеджера, однако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимоувязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов с необходимостью выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности, являющейся основным результатом текущего финансового планирования. Поэтому рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого блока представленной схемы.

Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока — рассчитать прогноз объема продаж Sb в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции Qk (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены Рк используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции. Таким образом, базовый алгоритм расчета при формировании бюджета продаж задается уравнением

Рис. 5.1. Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта

Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока — рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Алгоритм расчета для каждого вида продукции выполняется в натуральных единицах и выглядит следующим образом:

Qp = Qs+FGe = Qn -FGs              (5.2)

где Qs — прогноз объема продаж;

FGe — целевой остаток на конец  планируемого периода;

FGs — остаток продукции на  начало планируемого периода;

Qn — общая потребность в готовой продукции на период;

Qp — прогноз объема производства в данном периоде.

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Алгоритм расчета для каждого вида сырья аналогичен (5.2).

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости. В частности, стандартный алгоритм расчета себестоимости имеет следующий вид:

Входные запасы сырья, материалов, незавершенного производства

+ Покупка сырья, материалов

- Выходные запасы сырья, материалов, незавершенного производства

= Себестоимость потребленных в  производстве сырья и материалов

+ Прямые затраты труда

+ Переменные накладные расходы

= Себестоимость произведенной продукции

+ Себестоимость входных запасов  готовой продукции

- Себестоимость выходных запасов готовой продукции

= Себестоимость реализованной  продукции

Формируемые в рамках каждого блока  количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная бухгалтерская (финансовая) отчетность в укрупненной номенклатуре статей. Логика построения отдельных форм такова.

Баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму, представляющему собой, по сути, мини-баланс

статья актива: Be = Вb + Td— Тc,

статья пассива: Be = Вb + Тc — Тd,

где Be — конечное сальдо (расчетная величина);

Вb — начальное сальдо (из отчетности);

Тc — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Тd — оборот по дебету (прогнозная оценка).

В частности, для любой статьи раздела  «Дебиторы» оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту — прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

Отчет о прибылях и убытках. Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализации, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Отчет о движении денежных средств. Прогнозный вариант этой формы может быть рассчитан различными способами; один из возможных вариантов будет приведен в разделе, посвященном управлению оборотным капиталом.

В заключение еще раз подчеркнем, что построение прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любой компании. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т.п. В последующих разделах книги будут приведены примеры методики составления прогнозной отчетности для различных ситуаций.

В настоящее время невозможно получить финансовую поддержку от западного инвестора без предоставления ему такой отчетности, по крайней мере прогнозного отчета о движении денежных средств. Этот в некотором смысле «печальный» факт следует осознать отечественным бухгалтерам и финансовым менеджерам. Безусловно, построение любых прогнозов требует определенного навыка и умений. Чем скорее прогнозная отчетность войдет в повседневный обиход в компании, тем больше шансов у нее для стабильного развития, в том числе и в плане финансирования своей деятельности.

 

 

 

 

 

5.4. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ  ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Как видно из предыдущего изложения  материала, важную роль в планировании составляют различные прогнозы и  ориентиры. Финансовый менеджер должен уметь прогнозировать объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках финансирования, величину денежных потоков и т.п. Более того, прогнозирование как один из методов управления не должно сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение; оно понимается в более широком аспекте, в частности и как метод выявления оптимальных вариантов действий. В этом смысле прогнозирование тесно связано с перспективным анализом, поскольку окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа различных вариантов, в том числе и альтернативного характера.

Из множества подходов к прогнозированию  наибольшее распространение на практике получили три, в основе которых: методы экспертных оценок; методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования. Дадим им краткую характеристику.

Информация о работе Финансовое планирование и методы прогнозирования