Финансовое планирование и методы прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 10:58, лекция

Краткое описание

Планирование является одним из тех методов управления эконо-микой, который весьма активно и успешно разрабатывался советски¬ми учеными. В этой области накоплен немалый положительный опыт. Процесс реформирования отечественной экономики сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования. Страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращать¬ся как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыноч¬ной» стране.

Вложенные файлы: 1 файл

fin_plan-e_l.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Закончив такую подготовительную работу, можно приступать непосредственно к детальной проработке отдельных разделов бизнес-плана.

Жестко регламентируемых формы  и структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Они зависят от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и ряда других факторов. Однако любой бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса:

сущность бизнеса (проекта);

материальное, техническое, ресурсное  и технологическое обеспечение;

мероприятия в области маркетинга;

организация дела, включая его кадровое обеспечение;

степень надежности и мероприятия  по ее повышению;

финансовое обеспечение.

Учитывая многоцелевое предназначение бизнес-плана, целесообразно избрать такую его структуру, которая давала бы возможность руководителям всех уровней использовать бизнес-план как ориентир для осуществления деятельности своих подразделений, а сторонним потенциальным контрагентам — понять экономическую привлекательность участия в описываемом проекте.

Примером такой структуры может  служить следующая:

Титульный лист

1. Вводная часть

2. Особенности и состояние выбранной  сферы бизнеса

3. Сущность предполагаемого бизнеса (проекта)

4. Ожидаемая квота рынка и  обоснование ее величины

5. План основной деятельности (производственный  план, план сбыта продукции или  предоставления услуг в зависимости  от сферы деятельности)

6. План маркетинга

7. Администрирование (организационный план)

8. Оценка предпринимательских рисков  и их страхование

9. Финансовый раздел бизнес-плана

10. Стратегия финансирования.

Остановимся более подробно на содержании и порядке разработки каждого из перечисленных разделов.

Титульный лист. Содержит наименование фирмы, название плана, номер и дату подготовки, уведомление о степени конфиденциальности.

Вводная часть. Как и любое введение и заключение, этот раздел оформляется в последнюю очередь, т.е. после составления всех разделов, и включает в себя общие характеристики предполагаемого бизнеса, наиболее важные положения основных разделов бизнес-плана, В нем целесообразно указать сферу деятельности хозяйствующего субъекта, его стратегические цели, концепцию бизнеса, стратегию поведения на рынке, конкретные цели реализации стратегии, объемы предстоящей деятельности, в чем заключаются основные конкурентные преимущества. Весьма полезной, а часто и необходимой является информация о персоналиях в руководстве фирмы. Необходимо также отразить ожидаемую рентабельность предпринимательской деятельности и планируемые источники ее достижения.

Особенности и состояние выбранной  сферы бизнеса. Назначение данного раздела — дать обоснование целесообразности осуществления бизнеса в выбранном направлении. Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от логики развития соответствующей отрасли производства или сферы предоставления услуг. Понимание этого аспекта позволяет ответить на вопрос — какие факторы являются основными для успешной деятельности фирмы в выбранном направлении. Подобное изучение логики развития можно проводить по пяти основным направлениям: социальная значимость отрасли; продукция и технология производства; обслуживаемый рынок; состояние конкурентной среды; потенциальная прибыльность будущей деятельности. Охарактеризуем их.

Социальная значимость отрасли. Здесь необходимо определить и указать: насколько заинтересовано общество в развитии данной области предпринимательской деятельности, сможет ли этот вид бизнеса рассчитывать на поддержку федерального правительства и местных органов власти.

Продукция и технология производства. Здесь следует сформулировать ответы на следующие вопросы:

• Какими основными характеристиками обладает продукция (предоставляемые услуги)?

• Какие из этих характеристик  способствуют наибольшему успеху реализации продукции (услуг) на рынке?

• На какой стадии жизненного цикла  находится данная продукция фирмы?

• Какова степень соотношения спроса и предложения?

• Каковы возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов, поставок из других регионов и импорта?

• Каковы требования, предъявляемые  к качеству продукции?

• Каковы требования, предъявляемые  к номенклатуре и ассортименту продукции?

• Каково влияние достижений научно-технического прогресса на изменение качественных характеристик товара и технологии его производства?

• С появлением каких новых видов  товаров данной группы связано это влияние?

• Какова динамика продаж товара в  регионе?

• Каковы колебание средней продажной  цены товара за последние k -лeт (без учета инфляции) и тенденции ее изменения?

Обслуживаемый рынок. Это направление анализа должно дать ответы на следующие вопросы:

• На какой сегмент рынка рассчитана продукция фирмы?

• Какова емкость этого рынка?

• С какой частотой осуществляются покупки?

• Каким потребностям отвечает данная продукция?

• Какова степень устойчивости данной потребности на прогнозируемый период времени?

• Существует ли сезонность спроса на продукцию?

• Какие нюансы спроса не учтены в  характеристиках предлагаемой на рынке продукции?

Состояние конкурентной среды. Здесь важно охарактеризовать основных конкурентов данной фирмы: их имидж, устойчивость положения и занимаемую квоту на рынке, особенности рекламной деятельности, ассортиментную и ценовую политику, качество предлагаемой продукции, уровень обслуживания, возможности сотрудничества. Кроме того, следует показать сильные и слабые стороны конкурентов, а также потенциальные возможности фирмы в конкурентной борьбе на данном сегменте рынка.

Потенциальная прибыльность будущей  деятельности. Дается обобщающая характеристика финансовой привлекательности будущего бизнеса. Для этого целесообразно привести такие показатели, как средний по отрасли уровень дохода на инвестиции, другие среднеотраслевые показатели рентабельности, рассмотренные в предыдущем разделе книги и т.д.

Сущность предполагаемого бизнеса (проекта). Этот раздел бизнес-плана дает представление о специализации и размерах деятельности фирмы или ее нового подразделения. В нем находят отражение характеристика финансовой устойчивости (если фирма уже действует), показатели ликвидности, рентабельности и деловой активности. В разделе даются подробное описание особенностей данной фирмы, ее сильные и слабые стороны, обоснование выбранной стратегии и конкретных целей деятельности. Приводятся различные сведения о выпускаемой продукции (предоставляемых услугах): ассортимент, основные ее характеристики, отличие от предлагаемых товаров другими фирмами, особая привлекательность для потенциальных покупателей, основные недостатки и возможные пути их устранения, возможность адаптации характеристик потребностям рынка. Целесообразно также охарактеризовать помещения, которыми располагает фирма для производства, хранения и реализации продукции, указать, в чьей собственности они находятся, и привести их характеристики. Дополнить материалы раздела можно данными о предыдущей деятельности фирмы и ее результатах, имеющемся опыте работы в выбранном направлении, существующих долговременных связях с поставщиками и т.п.

Ожидаемая квота рынка и обоснование  ее величины. В данном разделе необходимо привести обоснование предполагаемого объема продаж в натуральном и стоимостном выражении и его прогноз. Для первого года прогнозные данные по всем видам новой продукции рекомендуется приводить в разрезе кварталов; для последующих лет такая детализация не является обязательной. При этом следует дать ответ на следующие вопросы:

• Есть ли возможность для роста объема продаж?

• На какой период времени будет  приходиться пик объема продаж?

• Когда целесообразно прекратить продажу определенных товаров и по каким причинам?

• Какими товарами и с какими свойствами их следует заменить? Кроме того, следует привести среднюю цену реализации товарной продукции, определить по возможности, к какой группе доходности населения относятся потребители данного товара, оценить величину этой группы. Данный раздел бизнес-плана требует особенно тщательной проработки. Ошибки и необоснованные прогнозы, допущенные в нем, могут привести к непоправимым последствиям.

План основной (производственной) деятельности. Этот раздел дает представление о производстве и организации услуг в рамках планируемого бизнеса. В нем приводятся подробные описания всех составляющих производственного процесса и применяемых технологии, стандартов качества. Отдельно характеризуются те из них, которые предполагается поручить субподрядчикам. Далее целесообразно привести схему производственных потоков в табличной форме или в графическом виде, в которой отражаются основные этапы производственного процесса.

В плане основной деятельности даются описание основных производственных мощностей (имеющихся и требуемых) и анализ их состояния, перечень сырья и материалов, которые будут использованы в производстве, с указанием конкретных сроков поставки с поквартальной разбивкой на первый год, наличие резервных источников сырья и материалов, возможностей их мобилизации. Приводится описание системы контроля качества производимой продукции.

Важное значение имеет составление  плана издержек производства и обращения в разрезе укрупненной номенклатуры статей расходов. В этом же разделе дается описание необходимой квалификации привлекаемого для выполнения работ персонала и затрат на ее повышение.

План маркетинга. Его назначение — описание системы мероприятий, формирующих спрос на предлагаемую продукцию и обеспечивающих ее реализацию. Основными элементами плана маркетинга являются:

• Формулирование стратегии маркетинга.

• Описание продукции или услуг  с точки зрения их рыночной привлекательности: характеристики товара, определяющие конкретные преимущества фирмы, описания особенностей дизайна, упаковки, сервисного обслуживания.

• Указание ценовой политики бизнеса. Здесь приводятся обоснования ценовой политики фирмы и цен предлагаемых потребителям видов продукции.

• Описание системы сбыта продукции. В нем необходимо указать перечень каналов сбыта (тип каждого их них и степень разветвленно-сти); определить возможность привлечения посредников, их количество, конкретные фирмы (лица), а также пути стимулирования торговых агентов в увеличении объема продаж.

• Описание системы рекламных мероприятий, их формы.

• Описание методов формирования общественного  мнения, высокой репутации фирмы в глазах общественности.

В этом разделе  даются также описание функций и  ответственных за реализацию мероприятий  в области маркетинга, их финансовое обеспечение вместе с системой контроля за реализацией основных положений  плана.

Администрирование. В данном разделе бизнес-плана должны быть освещены все организационные вопросы, связанные с осуществлением бизнеса (проекта). Прежде всего указывается организационно-правовая форма хозяйственного объекта и распределение собственности в уставном капитале. Приводится схема и дается описание организационной структуры управления с ее обоснованием. Разрабатывается штатное расписание и указываются фамилии, адреса и краткие сведения о руководителях высшего уровня управления. Приводятся наиболее общие сведения об отделах и должностные инструкции для руководящего состава, а также основные информационные взаимосвязи.

Далее целесообразно  описать основные принципы кадровой политики, которыми должны руководствоваться менеджеры всех уровней управления; сформулировать основы организации системы найма, повышения квалификации, планирования потребности в трудовых ресурсах, аттестации работников. При этом указывается, какие специалисты (профиль, образование, опыт) и для выполнения каких работ будут привлечены в фирму.

В заключение дается описание системы стимулирования, которая будет применена для  достижения персоналом ориентиров бизнес-плана. Приводятся формы стимулирования с обоснованием целесообразности их применения. Дается подробное описание структуры общего размера вознаграждения работников: тарифные сетки оклада, дополнительные выплаты, премирование, социальные выплаты и т.д.

Приводимые  сведения должны ясно показывать, насколько  применяемая система стимулирует работников на достижение целей фирмы, возможности ее быстрой адаптации к изменяющимся условиям.

Оценка  предпринимательских рисков и их страхование. Принятие руководителем решений в условиях неопределенности неизбежно сопровождается наличием определенных рисков, ущерб от которых может поставить фирму в тяжелые условия. Поэтому в бизнес-плане должны быть учтены наиболее вероятные риски и предусмотрены меры по их устранению или снижению потерь от них. Анализ возможных рисков осуществляется экспертным путем с привлечением как собственных специалистов, так и специалистов со стороны.

Основным  результатом такого анализа должно быть получение ответов на следующие вопросы:

• типы рисков, их источники, время возникновения, вероятность осуществления и  величина возможных потерь;

• меры по предупреждению и снижению вероятности рисков, уменьшению потерь.

На основе полученной информации разрабатывается  программа страхования предпринимательских  рисков. Для этого, кроме информации по нестрахуемым рискам, в разделе приводятся сведения о страхуемых рисках; страховых компаниях, услугами которых будет пользоваться фирма. Указываются типы договоров, хеджирование, сроки и суммы затрат по страхованию рисков. В заключение подсчитываются затраты на реализацию программы, которые будут учтены в финансовой части бизнес-плана.

Финансовый раздел бизнес-плана. Особое место в структуре бизнес-плана занимает финансовый раздел, так как он представляет собой обобщение всех предыдущих этапов планирования в денежном выражении. Назначением этого раздела являются:

• определение размера и сроков инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана;

• расчет планируемой прибыли по годам (кварталам);

• определение и прогноз прибыльности представленного варианта бизнес-плана;

• построение прогнозной отчетности. Источником информации для данного  раздела служат данные бухгалтерского учета и отчетности, сведения отдельных  разделов бизнес-плана и прежде всего прогнозы объемов продаж и издержек производства и обращения. Ключевыми результатами этого этапа планирования, т.е. сутью раздела, являются построенные по годам прогнозные варианты отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Техника построения подобных прогнозов будет приведена в последующих разделах книги. В процессе расчетов используются данные о планируемых объемах реализации, издержках производства в разрезе отдельных статей, коммерческих расходах и т.д. Рекомендуется дополнительно исчислить точку критического объема продаж (окупаемости) проекта. Это позволит установить зависимость между прибылью, объемом реализации и себестоимостью реализованной продукции. Основная идея производимых при этом расчетов заключается в определении минимального объема продаж, обеспечивающего безубыточность производства и реализации данного вида продукции. Расчет может выполняться либо графическим, либо аналитическим путем (см. гл. 6).

Информация о работе Финансовое планирование и методы прогнозирования