Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Исходя из цели работы, основными задачами являются следующие:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
проанализировать государственную финансовую систему Республики Беларусь;
изучить особенности управления государственными финансами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 84.92 Кб (Скачать файл)

Основные задачи Министерства финансов:

  • проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
  • разработка предложений по обеспечению роста финансовых ресурсов, совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и использованию кредитных ресурсов;
  • эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
  • осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь,;
  • контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
  • государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты (далее — бланки строгой отчетности) и специальных материалов для защиты их от подделки;
  • проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор и контроль за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
  • осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
  • государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
  • государственное регулирование аудиторской деятельности, контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
  • государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж.

В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие функции:

  • осуществляет      разработку    основных       направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики государства;
  • организует  работу по составлению проекта республиканского бюджета,  ежегодно  разрабатывает проект  закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
  • участвует    в  работе  по  составлению  краткосрочных   и долгосрочных  прогнозов  экономического  развития  государства,  его платежного баланса;
  • разрабатывает   и определяет порядок и сроки   формирования республиканского бюджета;
  • ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны;
  • определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных бюджетом;
  • обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы;
  • управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
  • определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;
  • осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представительств.

С учетом многочисленных функций, связанных с управлением финансами, Министерство финансов Республики Беларусь наделено большими правами. В частности оно вправе требовать и получать:

  • от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля;
  • от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;

Оно также имеет право:

  • ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению;
  • вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
  • выдавать по ходатайствам областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством из республиканского бюджета бюджетные кредиты в случае образования временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов с погашением этих бюджетных кредитов в согласованные сроки в пределах текущего финансового года;
  • возмещать консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска из республиканского бюджета средства в случаях уменьшения доходов или увеличения расходов местных бюджетов;
  • расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
  • давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
  • проводить проверки;
  • вносить представления (предложения) собственнику имущества (учредителям, участникам) страховой организации о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой организации, замене ее руководства;
  • принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера в случаях, установленных законодательными актами;
  • обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
  • приостанавливать до назначения временного руководителя операции страховой организации;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения. На низовом уровне министерство осуществляет свои функции через областные финансовые управления, а в районах и городах – через районные и городские финансовые отделы. Характерная особенность в управлении в системе Минфина – двойное подчинение его республиканских и местных органов. Так, например, областные финансовые управления подчиняются одновременно областным органам власти и Министерству финансов.

Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами являются:

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности и др.;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  • учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
  • разработка (участие в разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:

  • контролирует соблюдение налогового законодательства;
  • организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
  • ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
  • проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства;
  • обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством. [11]

Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата министерства и его налоговых инспекций утверждается министром.

Органом управления финансами является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются:

  • разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения о совершенствовании государственной таможенной политики;
  • принимает участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;
  • определяет порядок статистического декларирования в отношении перемещаемых товаров;
  • обеспечивает экономическую безопасность страны;
  • взимает пошлины, налоги и иные платежи;

реализует единую финансово-хозяйственную политику, развивает материально-техническую и социальную базы таможенных органов и др. [12]

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии другие экономические службы. Они выполняют те же функции, что и финансовые управления министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.

Таким образом, финансовый аппарат как орган управления финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства, и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США. Валовой внешний долг по состоянию на 1 июля 2011 года составил 33101,1 млн долл.

В Республике Беларусь управление финансами происходит на трех уровнях: органами общего управления, государственными органами оперативного управления финансами и органами отраслевого управления финансами. Главным органом управления финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов Республики Беларусь.

Финансовый аппарат как орган управления финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства, и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.

Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка. Основные цели и направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь на современном этапе — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Булатов, А.С. Экономика / А.С Булатов. – Москва, 1997. – 502 с.
    2. Государственные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.К. Мультана. - Минск: БГЭУ, 2005. – 176 с.
    3. Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. М.И. Ткачюк. – Минск: выш. шк., 1995. – 240 с.
    4. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2006. – 368 с.
    5. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. – 2-е изд., исп. и доп. – Минск: выш. шк. 2007. – 416 с.
    6. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
    7. Мысляева, И.М. Государственные муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева; изд. перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2007. – 360 с.
    8. Основные макроэкономические показатели //Белорусы и рынок. – 2011. -  №46. – с.12.
    9. Основные положения программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы // СБ Беларусь сегодня. [Электронный ресурс] – 2010. – Режим доступа:  http://law.sb.by/1002/. – Дата доступа: 03.12.2011.
    10. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа:  http://www.minfin.gov.by/ . – Дата доступа: 08.12.2011.
    11. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа:  http://www.nalog.by/ . – Дата доступа: 08.12.2011.
    12. Официальный сайт Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа:  http://www.customs.gov.by/. – Дата доступа: 08.12.2011.
    13. Полонский, В. Развитие финансово-кредитной системы РБ / В.Полонский // Банкаускi веснiк – 2011. - №28. – С.9-13.
    14. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.
    15. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность