Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Исходя из цели работы, основными задачами являются следующие:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
проанализировать государственную финансовую систему Республики Беларусь;
изучить особенности управления государственными финансами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 84.92 Кб (Скачать файл)

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение А.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 - Доходы консолидированного бюджета

 

Показатели  

2009 год 

2010 год

1. Налоговые доходы - всего  

88,4  

92

в том числе:

   

Налоги на доходы и прибыль  

20,6  

24,2

в т.ч. - подоходный налог  

9,2  

11

Налоги на собственность  

3,5  

3,8

Налоги на товары и услуги  

42,6  

47,1

в т.ч. - НДС  

25,6  

33,3

- акцизы  

7,8  

8,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  

17,1  

11,8

2. Неналоговые  доходы  

11,4  

7,8

3. Безвозмездные  поступления  

0,2

0,2

Итого доходов  

100,0  

100,0


 

Примечание – Источник: [10].

 

 

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта.

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. [10]

Доходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года сложились в сумме 84,4 трлн. рублей, или 80,7 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 38,0 трлн. рублей, или 77,0 процентов уточненного годового плана.

Расходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года составили 76,6 трлн. рублей, или 74,7 процента уточненного годового плана. Расходы республиканского бюджета составили 34,6 трлн. рублей, или 69,2 процента уточненного годового плана. Профицит республиканского бюджета составил 3,3 трлн. рублей, или 1,5 процента к ВВП (Приложение Б).

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Таким образом, бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, что на 1,7 трлн руб. больше, чем в 2009 году

 

 

2.2 Государственный кредит и государственный долг

 

 

 

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Банковским кодексом РБ установлено, что банковская система в нашей стране является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Кроме этого, финансово-кредитная система РБ наряду с банками включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота. Органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный банк, обеспечивающий устойчивость денежно-кредитной системы, стабильность функционирования коммерческих банков.

Одна из основных функций центрального банка – реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели ЦБ – стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабильность денежной массы и др.

В Республике Беларусь к основным целям Национального банка относят:

  • Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. В Республике Беларусь банки самостоятельны в своей деятельности, а вмешательство государства, его органов и должностных лиц допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией и принятых в соответствии с ней законодательных актов.

На 1 января 2009 года в Беларуси функционировал 31 банк, а на 1 января 2010 года банковская система страны насчитывала 32 действующих банка. И хотя по-прежнему доминирующие позиции в ней занимали банки государственной формы собственности, структура совокупного уставного фонда банковского сектора в 2009 г. претерпела серьезные изменения.

Сохранение привлекательности финансового сектора для иностранных инвестиций инвесторов (в том числе осуществление продажи ОАО «БПС-Банк» Сбербанку России) обусловило значительный рост в 2009 году как доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора (с 17 до 27,3%), так и количества банков, контролируемых иностранным капиталом (с 20 до 23).  В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 до 70%, количество государственных банков сократилось с 5 до 4. При этом доля резидентов негосударственной формы собственности незначительно выросла (с 2,5 до 2,7%), количество частных банков уменьшилось с 6 до 5.

После осуществления в конце 2010 г. рекапитализации крупнейших государственных банков доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора возросла с 70 до 73,6% при одновременном снижении доли иностранного капитала с 27,3 до 24,2% и вкладов резидентов негосударственной формы собственности с 2,7 до 2,2%.

Количество государственный банков и банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2010 г. не изменилось и составило на начало текущего года соответственно 4 и 23. Вследствие осуществленного слияния ОАО «Белорусский индустриальный банк» и ОАО «Технобанк» количество частных банков уменьшилось с 5 до 4. На 1 января 2011 г. Банковский сектор включал 31 действующий банк.

Крупнейшими кредиторами банковского сектора Республики Беларусь являются Россия (41,3%), Германия (22,5%) и Австрия (8,2%). Объем заработанной банковским сектором прибыли (до вычета налогов) в 2010 г. составил 2103,4 млрд. бел.руб., что на 44,8% превышает аналогичный показатель 2009 г. Рентабельность активов (до вычета налогов) в 2010 г. возросла с 1,96 до 2,14%, рентабельность капитала (до вычета налогов) – с 11,93 до 14,64%.

Банковский сектор РБ играл и продолжает играть доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Так, соотношение широкой денежной массы к ВВП, характеризующее общий уровень развития финансового сектора и экономики в целом, в 2010 г. составило 25,9%, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 1,6 процентный пункт. Совокупные активы финансового сектора составили в 2010 г. составили 62,1% по отношению к ВВП (в 2009 г. – 55,6%), из них 97% приходилось на долю банков, 3% - на долю страховых компаний.

Тритий уровень кредитной системы представляют такие специализированные кредитно-финансовые учреждения, как страховые организации, лизинговые компании и РУП «Белпочта».

Необходимо отметить, что в РБ этот сегмент финансовой системы недостаточно развит. В настоящее время такие институты, как пенсионные фонды, небанковские кредитно-финансовые организации и другие, находятся в стадии становления.

Наиболее ресурсоемким институтом денежно-кредитной системы является страховой сектор РБ. На 1 января 2011 г. он включал в себя 24 страховые компании, в том числе 4 компании, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация».

На страховом рынке страны в 2010 г. страховую деятельность осуществляли 8 страховых компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству.

Необходимо отметить, что в последние годы развитие страхового сектора заметно ускорилось, однако по такому показателю, как доля собранных страховых взносов по отношению к ВВП, составляющему 0,82%, Беларусь значительно отстает от большинства европейских стран.

Таким образом, в Республике Беларусь присутствуют все три уровня структуры кредитной системы, предназначенной для распределения финансовых активов.

Вместе с тем нужно отметить значительный дисбаланс в кредитной системе между банковским и небанковским секторами. В первую очередь, это связано с недостаточно развитой инфраструктурой небанковского сектора, где до настоящего времени нет таких институтов, как пенсионные, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы, факторинговые и форфейтинговые компании, отсутствуют правовые основы для создания инвестиционных и венчурных фондов. [13,с.10-13]

Использование внутреннего и внешнего государственного кредита ведет к образованию государственного долга Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Внешний государственный долг Республики Беларусь

 

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2010 г

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).  

7 778,8 

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.  

112,6 

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность