Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование финансовой политики как совокупности государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, в частности – Российской Федерации, поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»
2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИН.СИСТЕМЫ РФ.
3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 47.97 Кб (Скачать файл)

Регулирование может осуществляться государством стихийно и сознательно. Если государство не ставит перед  собой специальных целей регулирования  и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее время регулирование  является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно  используется для достижения целей  экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное – связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение. При этом возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной экономической ситуации осуществляется государством достаточно просто, так как экономический спад и рост инфляции обычно одновременно не происходят. Сложным ценообразование бывает в условиях стагфляции, когда снижение экономической активности и депрессия сочетаются с высокими темпами инфляции. В этой ситуации государству приходится делать сложный выбор: либо регулировать денежное обращение, стабилизировать цены и тем самым жертвовать экономическим ростом, либо стимулировать деловую активность и еще больше усиливать инфляцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИН.СИСТЕМЫ РФ. 
          Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.   
          Финансовая политика состоит из таких этапов,  как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную,  налоговую, кредитную, инвестиционную. 
           Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики.

           Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.   
      Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.  

        Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению,  почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования.  
              Ресурсами финансовой политики являются:  
во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;  
 во-вторых, величина собственного финансового капитала;  
 в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.   

 
       Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире  производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное  применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,).                 
        Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.  

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетная политика

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления  государственных доходов и направлений  каналов расходования средств. Государственный  бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими  законодательными органами.

Бюджетно-фискальная политика – политика государства в области  налогообложения и государственных  расходов, направленная по замыслу  на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Фискальная политика как  способ финансового регулирования  экономики осуществляется с помощью  мощных рычагов - налогообложения и  государственных расходов. В связи  с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование  правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.

Фискальная функция бюджета  – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами  выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных  услуг, которые на него возложены  обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных  услуг.

Через фискальную функцию  государство обеспечивает:

- достижение баланса между  доходами и расходами бюджетов;

- равномерное распределение  налоговых поступлений по звеньям  бюджетной системы;

- повышение уровня социальной  инфраструктуры в стране и  в каждом отдельном регионе;

- выполнение функций и  задач государства;

- сохранение социальной  стабильности.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит  от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать  на изменение условий экономического развития с целью корректировки  тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах  финансового механизма.

финансовый бюджетный налоговый политика

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной вести власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основные содержания закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Важная составная часть  финансовой политики – установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Создание рыночных отношений  немыслимо без проведения принципиально  новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в  первую очередь основополагающих теоретических  разработок, анализа и учета действующей  практики при проведении реформ для  оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

В своей курсовой работе мною было рассмотрено много аспектов финансовой политики, многие проблемы были затронуты, поэтому для решения  всех проблем, обозначенных в курсовой работе необходимо усовершенствовать  законодательную базу Российской Федерации  в области функционирования финансовой политики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Бюджетный кодекс РФ с измен. и доп. от 15.04.2003 г.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию. О бюджетной политике в 2009 – 2011 годах, опубликовано 24 июня 2008 г.
  4. А.М. Бабич. Финансы.- Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – с.200.
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под. Ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт. 1999. – с. 345.
  6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М., 2002., с. 250.
  7. Годин А.М., Шапорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М., 2002, с. 437.
  8. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  9. Никитин С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. – с.345.

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений