Финансовая модель организации: специфика финансирования имущества организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Рассмотреть содержание, формы и принципы модели предприятия.
2. Изучить особенности финансовой модели в деятельности предприятия.
3. Произвести выбор альтернативной методики финансовой модели предприятия.
4. Провести анализ комплексного управления активами и пассивами по критерию наличия СОС

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты финансового моделирования предприятия 7
1.1 Содержание, формы и принципы модели предприятия 7
1.2 Особенности финансовой модели в деятельности предприятия 17
1.3 Выбор альтернативной методики финансовой модели предприятия 29
Глава 2 Источники финансирования активов (имущества) предприятия 49
2.1 Классификация источников финансирования 49
2.2 Правила финансирования активов 54
Глава 3 Комплексное управление активами и пассивами по критерию наличия СОС 60
3.1 Собственные оборотные средства 60
3.2 Текущие финансовые потребности 73
3.3 Денежные средства 81
Заключение 85
Список литературы 86
Глоссарий 88

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 701.00 Кб (Скачать файл)

в-четвертых, состояние  конъюнктуры: при разогретом и высококонкурентном рынке самое нелепое, что может  случиться с продавцом — это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, ибо конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита;

в-пятых, величина и норма  добавленной стоимости: чем меньше норма добавленной стоимости (Добавленная стоимость: Выручка от реализации х 100), тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и, казалось бы, небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья, фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.

Попробуем на примере  не только доказать существование этого  парадокса, но и показать, как рассчитать разумную длительность отсрочек по клиентской задолженности, с одной стороны, и по платежам поставщикам, с другой стороны.

Два предприятия —  А и Б — получают в среднем  один месяц отсрочки платежа по поставкам  сырья и, в свою очередь, предоставляют  клиентам месячные отсрочки. Идеальная  ситуация? Посмотрим, взвесив выручку и стоимость сырья по средней длительности отсрочки соответствующих платежей. Если среднемесячный оборот предприятия А составляет 100 млн. руб., а стоимость потребляемого сырья — 50 млн. руб., то клиентская задолженность перекрывается коммерческим кредитом поставщиков лишь наполовину:

У предприятия Б с  таким же месячным оборотом (100 млн. руб.), но с меньшим потреблением сырья (25 млн. руб.) и большей нормой добавленной стоимости (75% против 50%) прореха в бюджете получается еще шире:

100 млн. руб. - 25 млн.  руб. = 75 млн. руб.

Следовательно, предприятию  А необходима двухмесячная отсрочка по платежам поставщикам, чтобы компенсировать месячную отсрочку клиентам, а для более эффективно работающего предприятия Б это соотношение равно 4:1. Далее, чтобы величина ТФП стала отрицательной и превратилась в источник финансирования, предприятию А нужно просить у поставщиков 2,5-3 месяца отсрочки, а предприятию Б — 4,5-5 или даже 6 месяцев отсрочки, что уже почти несбыточно в нынешних условиях. Ужесточение же сроков расчета с клиентами грозит осложнениями в сбыте продукции.

Итак, чем больше норма  добавленной стоимости, тем больше ТФП. Более того, у предприятий  с повышенной нормой добавленной стоимости ТФП растут быстрее, выручки от реализации.

Но не будем впадать  в депрессию. Во-первых, нет смысла без крайней необходимости искусственно снижать норму добавленной стоимости: это может перечеркнуть все усилия по подъему уровня рентабельности; во-вторых, чтобы обернуться по срокам выплат и поступлений, предприятие может прибегнуть к банковскому кредиту (в частности, в форме овердрафта), либо к старому, как мир, учету векселей, либо к новой, прогрессивной форме финансирования текущих потребностей — факторингу.

С другой стороны. Тогда коммерческий кредит поставщиков не только покрывает средства, замороженные в запасах, и клиентскую задолженность, но и порождает дополнительный источник финансирования для предприятия.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств —важнейший способ снижения текущих финансовых потребностей

Вернемся к постановке основной задачи рационального управления оборотными активами предприятия: всеми  силами и средствами сокращать периоды  оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности (в рамках деловой этики, разумеется), с целью снижения ТФП, вплоть до превращения их в отрицательную величину. Здесь мы рассматриваем в основном те возможности маневра по сокращению ТФП предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к стыку финансов и сбыта:

- Принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий великой формуле Дюпона (о ней ниже).

- Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).

- Учет векселей и факторинг.

Итак, ФОРМУЛА ДЮПОНА. Берем показатель чистой рентабельности (Чистая прибыль/Актив х 100) и преобразовываем  его, умножая на (Оборот/Оборот** = /).

От такой операции уровень рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

КМ показывает, какую  чистую прибыль дают каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это чистая экономическая  рентабельность оборота, или чистая рентабельность продаж, чистая рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3 - 5%.

КТ показывает, сколько  рублей оборота снимается с каждого  рубля активов, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. КТ можно также воспринимать как  оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

Совершенно очевидно, что достижение значительного оборота  свидетельствует о немалом успехе предприятия. Но какой ценой достигается  этот успех? Если, например, для получения 5 млн. руб. чистой прибыли на 50 млн. руб. оборота задействуется 100 млн. руб. активов, то вполне приличный уровень КМ (5 млн. руб.: 50 млн. руб. х 100 = 10%) сводится на нет неблагоприятным значением КТ (50 млн. руб. : 100 млн. руб. = 0,5). Получается, что на каждый рубль оборота приходится положить по 2 рубля активов. Экономическая рентабельность такого предприятия составляет всего (10% х 0,5) = = 5%.

Регулирование экономической  рентабельности сводится к воздействию  на обе ее составляющие: и КМ, и КТ: При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж, — формулирует главное правило регулирования экономической рентабельности проф. А. Д. Шеремет .

На КМ влияют такие  факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т. п. КТ складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Примирить высокую КМ с высоким КТ очень трудно, ибо ОБОРОТ присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Поэтому при наращивании оборота удается увеличить экономическую рентабельность только тогда, когда под возросший оборот подставляют нераздутые активы, и чистая прибыль начинает расти быстрее оборота. В анализе факторов изменения рентабельности главное — решить с другой стороны. Тогда коммерческий кредит поставщиков не только покрывает средства, замороженные в запасах, и клиентскую задолженность, но и порождает дополнительный источник финансирования для предприятия.

 

3.3 Денежные средства

Движение денежных средств  фирмы представляет собой непрерывный  процесс. Для каждого направления  использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В  широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за наличные, либо в кредит. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счете инкассируется, превращается в наличность. Если продажная цена продукции превышает все расходы (включая износ активов) за некоторый период, то за этот период будет получена прибыль; селя нет - убыток. Объем денежных средств колеблется во времени в зависимости от производственного графика, объема продаж, инкассации дебиторской задолженности, капитальных расходов и финансирования. С другой стороны, запасы сырья, незавершенное производство, запаси; готовой продукции, дебиторская задолженность и подлежащий оплате коммерческий кредит колеблются в зависимости от реализации, производственного графика и политики в отношении основных дебиторов, запасов и задолженности по коммерческому кредиту.

Отчет о наличии и  использовании денежных средств - это  метод, при помощи которого мы изучаем  чистое изменение объема средств  между двумя моментами. Эти моменты  соответствуют начальной и конечной датам финансового отчета, к какому бы периоду ни относилось исследование - кварталу, году или пятилетию. Отчет об источниках и использовании денежных средств описывает скорее чистые, чем общие изменения в финансовом положении на разные даты. Общие изменения - это все изменения, которые происходят между двумя отчетными датами, а чистые изменения определяются как результат общих изменений

Управление денежными  потоками является одним из важнейших  направлений деятельности финансового  менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

- рутинность денежные  средства используются для выполнения  текущих операций, поскольку между  входящими и исходящими денежными  потоками всегда имеется временной  лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

- предосторожность - деятельность  предприятия не носит жестко  предопределенного характера, поэтому  денежные средства необходимы  для выполнения непредвиденных  платежей;

- спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

Цель управления денежными  средствами состоит в том, чтобы  инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций. Чем более предсказуемы денежные потоки фирмы, тем меньше потребность в страховании. Управление денежными средствами начинается с момента выписки покупателем (дебитором) чека на оплату продукции и заканчивается выплатами кредиторам, персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом управление денежными средствами тесно связано с управлением кредиторской задолженностью, ибо менеджеры фирмы регулируют сроки ее оплаты

I. Увеличение притока  денежных средств

1.1. Краткосрочные меры:

  • продажа или сдача в аренду внеоборотных активов;
  • рационализация ассортимента продукции;
  • реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты;
  • использование частичной предоплаты;
  • привлечение внешних источников краткосрочного финансирования; разработка системы скидок для покупателей.

1.2. Долгосрочные меры:

  • дополнительная эмиссия акций и облигаций;
  • реструктуризация компании – ликвидация или выделение в отдельные бизнес-единицы;
  • поиск стратегических партнеров;
  • поиск потенциального инвестора.

Необходимо также рассмотреть  возможность увеличения так называемых внереализационных доходов. Для этого совместно с инженерной службой анализируется возможность реализации части неиспользуемого оборудования или его консервации. Акт о консервации оборудования передается в налоговую инспекцию, благодаря чему можно будет не платить налог на имущество по законсервированным объектам. Нередко предприятие может получить дополнительные доходы за счет сдачи в аренду неиспользуемых площадей или перевода офиса в менее дорогое место.

II. Уменьшение оттока  денежных средств

2.1. Краткосрочные меры:

  • сокращение затрат;
  • отсрочка платежей по обязательствам;
  • использование скидок поставщикам;
  • пересмотр программы инвестиций;
  • налоговое планирование;
  • вексельные расчеты и взаимозачеты.

2.2. Долгосрочные меры:

  • долгосрочные контакты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;
  • налоговое планирование.

 

 

 

Заключение

Основные и оборотные  средства – это важнейшие составляющие капитала любого предприятия, которые необходимы для осуществления его хозяйственной деятельности. Таким образом, результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий во многом зависят от рационального, эффективного использования основных и оборотных средств.

Для нормального функционирования каждого предприятия необходимы оборотные средства, представляющие собой денежные средства, используемые предприятием для приобретения оборотных фондов и фондов обращения.

0боротные фонды, т.е.  материальные ресурсы в отличие  от основных фондов используются  в одном производственном цикле,  и стоимость их переносится на продукт сразу и полностью.

Рациональное и экономное использование оборотных фондов — первоочередная задача предприятий, так как материальные затраты составляют 3/4 себестоимости промышленной продукции. Снижение материалоемкости изделия (расход материальных ресурсов в натуральном и стоимостном выражении на единицу продукции) достигается различными путями, среди которых главными являются внедрение новой техники, технологии, совершенствование организации производства и труда.

Информация о работе Финансовая модель организации: специфика финансирования имущества организации