Управление финансированием текущей деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Текущие финансовые потребности и оперативное управление их финансированием.
Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования.
Оптимизация остатка денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 6 Управление финансированием.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Исо = (СОб х Дб) : Рб - (СОт х Дт) : Рт, (6.1)

где   Исо – изменение скорости оборачиваемости оборотных активов в днях

               («+» ускорение; «-» замедление);

       СОб, СОТ – средние остатки производственных запасов и готовой продукции в базовом и

                текущем периоде, тыс. руб.;

        Р6, Рт – полная себестоимость реализованной товарной продукции (объема продаж) в базовом

                и текущем периоде, тыс. руб.;

        Дб, Дт – длительность базового и текущего периода, дней.

Сумма вовлечения (+), привлечения (-) финансовых ресурсов в хозяйственный  оборот (ДФР) составит                                   ДФР = ИсохОот,                               (6.2)

где        Исо – изменение скорости оборачиваемости оборотных активов в днях

          («+» ускорение; «-» замедление);

Оот – однодневный оборот в текущем периоде, исчисленный по полной себестоимости

         реализованной товарной продукции (объема продаж), тыс. руб.

Пример 6.1. Данные об оборотных активах предприятия «Слава» приведены в таблице (табл.6.1).

Таблица 6.1

Оборотные активы предприятия

 

Показатель

Период

Базовый

Текущий

1. Средние остатки  производственных запасов и готовой

   продукции, тыс.руб.  (СО)

 

150

 

176

2. Полная себестоимость  реализованной товарной продукции, 

    тыс.руб.   (Р)

 

225

 

160

3. Длительность периода,  дней  (Д)

30

20


 

Требуется определить объём дополнительных финансовых ресурсов (ДФР).

Решение. 1. Определим изменение скорости оборачиваемости оборотных активов в днях. Используем формулу 6.1.      Исо= дня.

2. Определим однодневный  оборот в текущем периоде (ООТ).

ООТ =

тыс.руб.

3. Определим объём   дополнительных финансовых ресурсов (ДФР) по формуле 6.2.

ДФР = Исо∙ Оот = – 2 ∙ 8 = –16 тыс.руб.

Вывод. В результате замедления скорости оборота в текущем периоде на 2 дня возникла дополнительная потребность в краткосрочном кредите в сумме 16 тыс.руб.

Эффективность комплексного управления текущими активами и текущими пассивами может быть повышена за счет использования эффекта спонтанного  финансирования, применения факторинга, учета векселей и других мероприятий. Все это позволяет финансовому менеджеру добиваться оптимизации расчетов, размера оборотных активов, ускорять оборачиваемость оборотных средств предприятия.

Финансовому менеджеру  рекомендуется соблюдать некий фундаментальный принцип соответствия сроков функционирования активов и источников их финансирования. Постоянная минимальная потребность в оборотных средствах финансируется за счет собственного, капитала, а сезонная и другая дополнительная потребность – за счет | краткосрочных заемных, как правило, кредитных источников.

 

6.2. Комплексное  управление денежным оборотом  и финансовая политика нормирования

Управление денежным оборотом представляет собой сложное  комплексное понятие и процесс, включающие, по сути, все те компоненты, которые связаны с обеспечением надлежащего финансового состояния предприятия, фирмы, компании. Управление денежными средствами вне этой главной цели и основной задачи теряет всякий экономический смысл. При этом следует иметь в виду имеющуюся неоднозначную связь денег и финансов, денежного оборота и финансового оборота.

Прежде всего финансовому  менеджеру важно определить степень  объективности сложившихся условий  оборота денежных средств на предприятии и выявить имеющиеся резервы ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия. При этом резервы снижения длительности одного оборота оборотных средств предприятия должны быть вскрыты по стадиям прохождения оборотных средств в процессе их кругооборота. Выявить резервы снижения длительности денежного оборота еще не означает эффективно управлять денежными потоками. Для достижения этой задачи финансовый менеджер использует не только данные расчетов и анализа. Его цель — обеспечить эффективное функционирование современной системы управления денежным оборотом на предприятии. Комплексное управление денежным оборотом на предприятии представляет собой основанный на нормах, нормативах и лимитах, автоматизированной системе учета, получения и обработки финансово-экономической информации, финансового анализа и расчетов, вариантном финансовом прогнозировании и краткосрочном финансовом планировании процесс, практически реализующийся в комплексном подходе к выбору и всесторонней оценке последствий принятия финансовых решений, направленных на оптимизацию денежного оборота предприятия и высвобождение на этой основе дополнительных денежных и материальных ресурсов из хозяйственного оборота. Важнейшими финансовыми блоками системы управления длительностью и эффективностью денежного оборота предприятия выступают следующие направления оптимизирующей деятельности финансового менеджера:

- система осуществления затрат на производство и реализацию продукции и ее нормативная база управления (реализуется как финансовая политика предприятия по управлению издержками производства);

- система нормированного авансирования денежных средств на создание и поддержание минимально необходимого уровня производственных запасов материальных ценностей и готовой продукции (реализуется как политика нормирования собственных оборотных средств);

- система мониторинга сбора денег и взыскания авансированных денежных средств в расчеты, т.е. дебиторскую задолженность покупателей и других дебиторов (реализуется как политика управления дебиторской задолженностью или кредитная политика предприятия);

- система авансирования временно свободных, не авансированных собственно денежных средств предприятия (реализуется как политика управления свободным остатком денежных средств);

- система финансового сигнализирования об отклонениях отдельных параметров протекания процессов в указанных блоках (реализуется как политика внутреннего контроля за оборотом денежных средств).

Важное место в системе  управления финансированием текущей  деятельности предприятия, а также в практической реализации тактико-стратегических задач занимает финансовая политика нормирования. Она включает нормирование собственных оборотных средств; нормирование приравненных к ним оборотных средств; нормы амортизации (выбор ускоренной амортизации); сдельные и повременные ставки, нормы и нормативы оплаты труда; нормативы образования денежных фондов и резервов; нормирование дивидендов; сметные нормы и расценки, применяемые в капитальном строительстве; нормы и нормативы расходов для содержания объектов непроизводственной сферы (детские сады, летние лагеря, пансионаты, дома отдыха, поликлиники, профилактории, больницы, объекты жилищно-коммунального хозяйства на балансе предприятия); нормативы уровня материальных затрат на рубль товарной продукции, в соответствии с которыми на постановку к производству не должны приниматься новые изделия с затратами выше установленных нормативом; базовые цены по номенклатуре выпускаемой продукции; выбор методов исчисления норм прибыльности (доходности); нормирование скидок и надбавок к отпускным ценам на продукцию; нормы эффективности размещения временно свободных денежных средств; предельные процентные ставки по привлеченным заемным средствам.

Для обеспечения точности финансово-экономических расчетов финансовый менеджер постоянно контролирует плановые нормы использования производственных мощностей, нормативы фондоотдачи, производительности и фондовооруженности труда; нормы отпуска материальных ресурсов со складов в производство; нормативы потерь от брака и возвратных отходов; лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов для нужд производства и непроизводственных целей; нормы отпуска бензина и дизельного топлива для нужд автотранспорта, строительных машин и механизмов. В зависимости от сроков установления вышеперечисленных норм и нормативов финансовая политика нормирования на предприятии может быть краткосрочной и долгосрочной.

Для эффективного краткосрочного финансового управления материально-производственными  запасами финансовый менеджер имеет  в виду методологические основы их оценки и отражения в балансе. Материально-производственные запасы могут находиться на предприятии на праве собственности, хозяйственного ведения, а также оперативного управления. Оценка материально-производственных запасов выступает важным элементом системы нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, компании. Материально-производственные запасы представляют собой часть имущества предприятия, которая используется им при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, а также используемая для управленческих нужд предприятия. При этом срок использования такого имущества ограничен 12 месяцами или обычным операционным циклом, если он превышает 12 месяцев, как, например, в судостроении. Важнейшая составная часть материально-производственных запасов – нормируемые оборотные средства предприятия. Материально-производственные запасы оцениваются по сумме фактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых продавцу налогов, т.е. по фактической себестоимости. При этом финансовый менеджер отслеживает фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов, в состав которых могут входить: суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором поставки; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов; таможенные пошлины и иные платежи; не возмещаемые продавцу налоги, уплачиваемые покупателем отдельно в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов; затраты по их заготовке и доставке до места их использования, включая расходы по страхованию; другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов. В фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов не включаются: затраты по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции; расходы аналогичные общехозяйственным, если эти расходы непосредственно не связаны с приобретением материально-производственных запасов. В тех случаях, когда материально-производственные запасы не покупаются, а изготавливаются силами предприятия, их фактическая себестоимость определяется исходя из фактических затрат на производство в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. При формировании уставного фонда (капитала) предприятия, фирмы, компании фактическая себестоимость материально-производственных запасов, вносимых в счет вклада учредителями, устанавливается исходя из согласованной ими в пределах действующего законодательства денежной оценки. В тех случаях, когда предприятие, фирма, компания получает материально-производственные запасы безвозмездно, последние оцениваются по рыночной стоимости на момент получения. Другой метод оценки характерен для отношений мены имущества без опосредования деньгами. Полученные материально-производственные запасы предприятие оценивает по стоимости приобретенного имущества на балансе контрагента. Оценка запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета этой валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на момент принятия предприятием запасов по договору.

 

6.3. Оптимизация  остатка денежных средств

Центральный вопрос оптимизации  остатка денежных средств предприятия, фирмы, компании – не собственно определение потребности в денежных средствах. В принципе оптимизации все-таки должны подлежать не остатки как таковые, а денежные доходы и денежные расходы. Держать или не держать остатки денежных средств при данных сложившихся доходах и расходах, в каких размерах и для чего – вот в чем состоит та проблема, с которой сталкивается каждое предприятие, фирма, компания. Управление остатком денежных средств не тождественно более широкому понятию управления денежными средствами предприятия, фирмы, компании. Финансово-экономическое содержание управления денежными средствами связано с управлением всем денежным оборотом, проходящим через предприятие. Текущую основу такого управления составляет управление собственными и приравненными к ним оборотными средствами предприятия, а также привлеченными на краткосрочный период денежными средствами. Управление остатком денежных средств представляет собой лишь малую часть в общем управлении денежным оборотом предприятия. В зависимости от формы, в которой предстает перед ним остаток денежных средств предприятия, различается управление налично-денежным остатком и управление остатком денежных средств, находящихся в безналичной форме. Эти две формы часто объединяют в одно понятие управления наличностью. Между тем каждая из двух форм управления остатком денежных средств имеет свои специфические по отношению к другой особенности. В основе управления остатком наличных денежных средств на промышленном предприятии лежит контроль за налично-денежными потоками, осуществляемый посредством возможного использования следующих документов: чеки чековой книжки предприятия на снятие наличных денег с расчетного счета, карточки с образцами первых и вторых подписей должностных лиц предприятия, приходные и расходные ордера по денежным потокам кассы, утвержденный лимит кассы, объявления на взнос наличными, утвержденный перечень товаров, подлежащих реализации за наличный расчет, кассовый план, дебетовые и кредитовые обороты по счету касса в главной книге и книге учета кассовых операций предприятия. На предприятиях розничной торговли и в коммерческих банках, осуществляющих операции в рублях и валюте с населением, к числу специфических факторов управления налично-денежным оборотом относится систематическая инкассация наличных денежных средств с отнесением расходов по инкассации на издержки обращения или операционные расходы. Зачисление на счета инкассированных наличных денежных знаков производится, как правило, в день произведенной инкассации или не позднее следующего за ним дня. Эти налично-денежные обороты, так же как и снятие наличных денег со счетов, учитываются финансовым менеджером предприятия при управлении безналичным остатком денежных средств. Центральный вопрос такого управления – держать или не держать большие остатки безналичных денежных средств. На него нет однозначного ответа. С одной стороны, не размещать большие остатки средств значит не занимать и не нести дополнительные затраты в виде процентов по заемному капиталу. С другой стороны, держать большие остатки денежных средств на счетах означает потерю процентов по возможным краткосрочным инвестициям этих денег, например, в ценные бумаги. Это затраты на владение остатками денежных средств. Предельные затраты на такую ликвидность равны сумме доходов, которые можно получить, инвестируя свободные деньги. С третьей стороны, размещать остатки денежных средств – значит рисковать и обязательно с высокой вероятностью занимать. Решение этих проблем зависит от многих факторов, в числе которых соотношение затрат на владение остатками (упущенная выгода от не размещения средств) и затрат по возможному займу средств (сумма платежей по процентам за краткосрочный кредит), степень неопределенности ожидаемых денежных потоков притока и оттока средств предприятия, наличие или отсутствие целевых установок на максимальную концентрацию средств на счетах или максимальное дополнительное зарабатывание денег. В тех случаях, когда финансовый менеджер имеет уверенность в будущих денежных потоках предприятия и прогнозирует превышение упущенной выгоды над стоимостью краткосрочного кредита, т.е. уверен в доступности дешевых коротких денег, он может смело работать по остатку денежных средств на расчетном счете в ноль. Для этого важно грамотно закрыть операционный день предприятия. Закрыть операционный день – значит к безналичному остатку денежных средств на начало операционного дня прибавить все реально возможные поступления (зачисления) средств на счета предприятия к исходу операционного дня, включая сумму сданных наличных денег в банк, и вычесть все безналичные платежи и снятия наличных денег текущего операционного дня. Положительный остаток в виде указанной разницы даст свободный остаток денежных средств к размещению на финансовых рынках. Следует отметить, что простота подсчета остатка средств к размещению выступает мнимой, не совпадающей с реальной практической трудностью точного закрытия операционного дня. Дело это весьма тонкое, которое целиком не зависит от предприятия. Надо учесть многие возможные неприятности и выгоды, например, сроки взимания самим банком платы за расчетно-кассовое обслуживание, платы за инкассацию, ; практические условия зачисления и перечисления средств со счетов : по одногородним, междугородним и международным расчетам, возможность сделок с повышенной доходностью против рынка, но с непременным условием оплаты сегодня. Большинство предприятий, фирм, компаний исходят из того, что деньги должны работать. На практике часто можно вынужденно ничего не заработать. Например, отдать под 40% годовых, а привлечь под 60% годовых. Задача финансового менеджера – избежать таких сокрушительных поражений в операционной активности предприятия, избежать картотеки, штрафов, подмыва репутации. При наличии у предприятия, фирмы, компании филиалов управление остатком денежных средств усложняется. Сюда включается механизм внутрисистемного перераспределения свободных денежных средств и грамотное управление остатками денежных средств головного предприятия и филиалов превращается в крупную финансово-экономическую задачу, имеющую большое значение в достижении реального финансового успеха всей производственно-коммерческой деятельности системы. Важнейшим принципом работы с филиалами по вопросу об управлении остатком денежных средств выступает недопущение такого положения, когда у них ежедневно сначала изымаются денежные средства, а потом возвращаются. Нельзя также просто перемещать деньги между филиалами под финансовые прорывы. Финансовый менеджер головного предприятия должен четко представлять: когда по времени возникновения, какой продолжительности и почему у подведомственных филиалов возникают кассовые разрывы. В любом случае для филиалов должны быть разработаны положения об их финансово-хозяйственной деятельности и установлены, а также утверждены лимиты остатков денежных средств на счетах, которые они вправе использовать на инвестиции по своему усмотрению. Нельзя допускать инвестиции филиалов там, где они, скажем, с позиции системы предприятий экономически невыгодны, например, по причине налоговых условий обложения доходов, повышенного риска или низкой доходности. Финансовый менеджер должен также учитывать, что иногда требуется рассчитаться с банком за его услуги путем предоставления части временно свободных денежных средств в его полное распоряжение. Для финансового менеджера важно, что он не вправе использовать эти денежные средства в течение определенного периода времени. Цепь выстраиваемых им действий, событий, отношений с подведомственными филиалами, контрагентами и кредитными учреждениями заставляет именовать все это не иначе как проведение политики управления остатком денежных средств на предприятии.

Информация о работе Управление финансированием текущей деятельности предприятия