Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:53, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – разработка мероприятий по совершенствованию системы управления финансами туристских организаций на основе разработки управленческих решений и механизмов, а также определения способов и порядка их применения для улучшения качества обслуживания и увеличения доходности таких комплексов
Введение………………………………………………………………….4
Глава 1. Основы управления финансами
туристской организации
1.1. Сущность и необходимость
финансов организации………………………………….………..………..8
1.2. Управление финансами и особенности
его проявления в туризме………………………………………….……..14
1.3. Характеристика ООО «Визит-Тур» и его место
на туристском рынке……………………………………………….……..22
Глава 2. Управление финансами ООО «Визит-Тур»
2.1. Управление инвестиционной деятельностью………………………32
2.2. Оперативное управление оборотным капиталом…………………..38
2.3. Анализ финансовой деятельности и оценка
его результатов………………………………………..…………………..45
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию
управления финансами ООО «Визит-Тур»…………………………...…64
Заключение………………………………...………………………………77
Библиографический список……………………..………………..………83
Разработка эффективной инвестиционной стратегии во многом зависит от квалифицированного инвестиционного менеджмента
Предприятие может осуществлять инвестиции различного типа и в различных организационных формах. Направления инвестиционной деятельности туристских организаций имеют различную природу, степень ответственности и, соответственно, характер последствий и уровень риска (таб.2.1.)
Характеристика отдельных направлений инвестиционной деятельности предприятий туризма
Направление |
Характеристика инвестиций |
Уровень риска |
Причина риска |
Замещение материально-технической базы |
Определяется номенклатурой, объемом и параметрами |
Небольшой |
Связан с качеством инвестиций |
Обновление и развитие материально-технической базы |
Требует анализа рыночной конъюнктуры и прогноза деятельности предприятия |
Средний |
Связан с конъюнктурой рынка услуг |
Освоение новых продуктов и видов деятельности |
Требует тщательной проработки бизнес-плана маркетинга по новым видам деятельности в увязке с традиционными видами. |
Существенный |
Связан с нестабильностью рынка |
Участие в комплексных инвестиционных проектах |
Требует анализа как самого проекта, так и состава участников его реализации |
Большой |
Связан с долговечностью инвестиций и отложенным получением прибыли. |
Инвестирование
представляет собой один из наиболее
важных аспектов деятельности любой
динамично развивающейся
Далеко не последнее место в иерархии целей коммерческой организации занимает установка на расширение масштабов деятельности. Процесс наращивания объёмов производства, во-первых, благотворно влияет на имидж туристской организации, что способствует укреплению и расширению её позиций, занимаемых на рынке товаров и услуг. Во-вторых, наращивание объёмов производства позволяет получать выгоды от так называемой расширяющейся отдачи от масштаба (ситуация, при которой наращивание объёмов производства осуществляется более быстрыми темпами по сравнению с увеличением вовлекаемых в производственную деятельность ресурсов) вложений
Существует несколько причин, о которым возникает необходимость инвестиций: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объёмов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Причём степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна
При замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, так как обычно руководство туристской организации ясно представляет себе, в каком объёме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Если же речь идёт об инвестициях, которые связаны с расширением основной деятельности, то задача осложняется, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд факторов: возможность освоения новых рынков сбыта, доступность дополнительных объёмов материальных, трудовых и финансовых ресурсов и т.д.
Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта зависит и от размера предполагаемых вложений. Ответственность руководства туристской организацией зачастую связана ещё и с тем, что при наличии целого ряда альтернативных или взаимно независимых проектов необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Но таких критериев может быть несколько, и маловероятно, что какой-то проект будет предпочтительнее других по всем критериям. Поэтому приходится либо отдавать предпочтение какому-либо одному критерию, либо использовать дополнительные неформализованные методы оценки
Реализация инвестиционных проектов всегда имеет место фактор риска. Во-первых, инвестиционная деятельность связана с отвлечением финансовых ресурсов туристской организации от основной деятельности, а во-вторых, она осуществляется в условиях неопределённости. Например, при приобретении новых основных средств Вы не можете точно предсказать экономический эффект этой операции, А в результате ошибочный прогноз относительно целесообразности приобретения того или иного объёма активов может иметь негативные последствия: занижение вложений приведёт к неполучению возможного дохода, а излишнее инвестирование чревато неполной загрузкой мощностей, что означает нерациональное использование вложенных средств
При принятии управленческих
решений инвестиционного
Инвестиционные проекты связаны между собой отношениями предпочтения, если принятие нового проекта способствует росту доходов по одному или нескольким другим проектам. Этот момент имеет важное значение для установления приоритетности проектов, если по другим выбранным критериям сложно однозначно установить целесообразность принятия проекта
Проекты связаны
между собой отношениями альтер
Управление инвестиционной деятельностью включает в себя четыре стадии: исследование, планирование и разработка проекта; реализация проекта; текущий контроль и регулирование в ходе реализации проекта; оценка и анализ достигнутых результатов по завершении проекта. На стадии планирования необходимы следующие процедуры:
формулирование целей инвестиционной деятельности, исследование рынка и идентификация возможных проектов, экономическая оценка этих проектов, перебор вариантов с учётом имеющихся ограничений (ресурсных, временных, социальных и пр.), формирование инвестиционного портфеля
Некоторые из приведённых характеристик при классификации инвестиционных проектов не являются абсолютными и в некотором смысле достаточно условны. Так, например, классификация по объёму требуемых инвестиций зависит в основном от размеров предприятия, поскольку очевидно, что в крупной промышленной компании и на небольшом заводе по производству мебели используемые критерии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разнятся
Для анализируемой организации «ООО «Визит-Тур» специфичным является отсутствие значительных объемов основного капитала, а следовательно, инвестиций. В составе внеоборотных активов ООО «Визит-Тур» имеют место нематериальные активы в форме лицензий и основные средства в виде компьютерной техники. Их динамика отражена в таблице 2.2.
Динамика основного капитала ООО «Визит-Тур», тыс. рублей
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Нематериальные активы |
8 |
8 |
6 |
В том числе лицензии |
8 |
8 |
6 |
Основные средства |
- |
75 |
68 |
В том числе компьютерная техника |
- |
75 |
68 |
Внеоборотные активы, всего |
8 |
83 |
74 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о наличии незначительной суммы основного капитала. Его динамика в сторону уменьшения стоимости обусловлена износом основных средств
2.2. Оперативное
управление оборотными
Экономический механизм менеджмента основан на четырех китах: управление финансами, себестоимостью, денежными средствами , капиталом. Все эти функции управления предприятием тесно связаны между собой благодаря постоянному обмену информацией, что и создает оптимальную картину в целом по предприятию
Управление капиталом предполагает организацию его использования таким образом, чтобы обеспечить предприятию непрерывный процесс производства и реализации продукции и получения на этой основе максимально высокой прибыли
Капитал – это ценность, которая, будучи вложенная в производство, приносит дополнительную ценность. Различают основной и оборотный капитал. Основной капитал или основные средства – это средства производства, средства труда, которые участвуют в производственном процессе длительное время, неоднократно совершая обороты, сохраняя при этом свою натуральную форму и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции по частям, в виде износа, по мере снашивания
Наряду с основными имеют место оборотные средства. Эти средства производства участвуют в обороте один раз и в течение его полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции. Они представлены запасами товарно-материальных ценностей, затратами производства, готовой продукцией, денежными средствами
Управление денежными
Денежные средства предприятия – это его деньги в кассе предприятия, а также на счетах в банках, это оборотный капитал, оборотные средства, находящиеся в сфере обращения в результате реализации продукции. Принятые в денежном выражении они представляют фонды обращения. Денежные средства в основном хранятся на расчетных и валютных счетах предприятия в банках, поскольку значительная часть расчетов между хозяйствующими субъектами реализуется в безналичной форме. В небольших суммах денежные средства находятся в кассе предприятия. Кроме того денежные средства покупателей могут находиться в аккредитивах и других формах расчетов до момента их завершения
Таким образом,
в состав денежных средств включают
денежную наличность в кассе предприятия,
денежные средства на расчетных и
валютных счетах, прочие денежные средства,
а также краткосрочные
Денежные средства – наиболее ликвидные активы предприятия и долго не задерживаются на определенной стадии кругооборота средств. С тем, чтобы полностью их не потерять, финансовый менеджер обязан постоянно следить за состоянием и движением денежных средств. Они постоянно должны присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие будет признано неплатежеспособным
Управление
денежными средствами осуществляется
посредством прогнозирования
Величина планируемых поступлений денежных средств от реализации продукции рассчитывается с учетом среднего срока оплаты счетов и продажи продукции в кредит. Учитывается также изменение дебиторской задолженности за анализируемый период, что может уменьшить приток денежных средств. Определяется также влияние внереализационных операций и прочих поступлений
Наряду с анализом притока денежных средств прогнозируется отток денежных средств, т.е. предполагаемая оплата счетов поставщиков за приобретенные товары, погашение кредиторской задолженности. Предусматриваются платежи в бюджетную систему, выплаты дивидендов, процентов по кредитам, оплата труда работников предприятия, возможные инвестиции, другие расходы
В итоге определяется
чистый денежный поток как разница
между притоком денежных средств
и их оттоком. В случае превышения
оттока денежных средств определяется
объем краткосрочных
Прогноз ожидаемых поступлений и выплат оформляется в виде аналитической таблицы. Приток и отток денежных средств определяется в таблице с разбивкой по кварталам или месяцам планируемого года. На основании объема чистых денежных потоков финансовый менеджер принимает необходимые меры по оптимизации процесса управления денежными средствами
Пример движения денежных средств по всем видам деятельности представлен следующей таблицей
Движение денежных средств ООО «Визит-Тур» в 2002, 2003 и 2004 годах, тыс. рублей
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Касса |
- |
- |
- |
Расчетные счета |
148 |
- |
1 |
Валютные счета |
- |
- |
- |
Прочие денежные средства |
- |
- |
- |
Итого денежных средств |
148 |
- |
1 |