Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка стратегии управления стоимостью исследуемой компании.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть сущность процесса управления стоимости, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия; на основе ретроспективного анализа составить прогноз развития компании на последующие 5 лет; оценить стоимость компании с помощью метода дисконтированного денежного потока и метода капитализации прибыли; предложить варианты операционной, инвестиционной и финансовой стратегий с целью увеличения стоимости предприятия.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия 4
1.1 Концепция управления стоимостью предприятия 4
1.2 Методы оценки стоимости компаний, применяемые в данной работе 7
1.2.1. Метод DCF 8
1.2.2. Метод капитализации прибыли 9
Глава 2. Анализ и оценка стоимости компании на примере ОАО «Газпром» 14
2.1 Общая характеристика организации 14
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 15
2.3. Оценка стоимости компании методом DCF 17
2.4 Расчет стоимости ОАО «Газпром» методом капитализации прибыли 20
Глава 3.Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Газпром» 22
3.1. Анализ факторов стоимости на основании модели DCF 22
3.2.Стратегии развития компании 23
Заключение 26
Библиографический список 28
Расчет ставки капитализации обычно производится исходя из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли.
Rk = Rd – g , где Rk – ставка капитализации, Rd – ставка дисконта, g – долгосрочные темпы роста прибыли.
Определение предварительной величины стоимости бизнеса производится по формуле:
V=I/R, где V – стоимость, I – величина прибыли, R – ставка капитализации.
Оценка рыночной стоимости компании является первым этапом управления стоимостью компании. Следующий этап – выявление факторов стоимости компании и разработка стратегий управления стоимостью.
1.3 Определение
факторов стоимости и
Фирме, чье руководство поставило перед ней задачу создания стоимости, необходимо понять, какие элементы ее повседневных операций, а также крупных инвестиционных решений сильнее всего на нее влияют. [11]
Управление денежными потоками и стоимостью осуществляется посредством факторов, влияющих на стоимость. Фактор стоимости – это некая переменная, от которой зависит результативность предприятия (например, эффективность производства или удовлетворение потребителей). Единицы измерения факторов стоимости называют ключевыми показателями деятельности (например, загрузка производственных мощностей). Правильное определение факторов стоимости требует соблюдения трех важных принципов:
1) Факторы
стоимости должны быть
2) При установлении
целевых нормативов и при
3) Факторы стоимости должны отражать как текущую деятельность, так и долгосрочные перспективы развития.
В зависимости от того, какие факторы выбраны, можно выделить три основных стратегии развития компании, направленных на увеличение стоимости:
Операционная стратегия, которая включает следующий факторы стоимости: номенклатура производственной продукции, ценообразование, выбор рынков, реклама, система сбыта, система обслуживания клиентов. Стратегия заключается в эффективном использовании всех ресурсов, инвестируемых в обслуживание выбранных рынков.
Инвестиционная стратегия, включающая управление собственным оборотным капиталом (уровень товарно-материальных запасов, сбор дебиторской и управление кредиторской задолженностями), инвестиционные программы, планирование капитальных вложений, продажа активов.
Финансовая стратегия, которая содержит управление структурой капитала и разработка дивидендной политики, управление рисками.
Стратегия, прежде всего, должна содержать недвусмысленное и конкретное объяснение того, как деловая единица сможет добиться конкурентных преимуществ, которые позволят ей создавать новую стоимость. Стратегия должна быть основана на тщательном анализе рынка, конкурентов и имеющихся у деловой единицы материальных активов и профессиональных ресурсов.
Помимо этого в стратегии должны присутствовать следующие элементы управления стоимостью:
- Оценка стоимости
стратегии и основных
- «Взвешивание»
стоимостей альтернативных
- Определение
потребности в ресурсах. Зачастую
управление стоимостью впервые
заставляет руководителей
- Обобщение
прогнозов, на которых
ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
«Газпром» —
надежный поставщик газа российским
и зарубежным потребителям. Компании
принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная
сеть — Единая система газоснабжения
России, протяженность которой
«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа и обеспечивает около 5% мирового производства СПГ.
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Таблица 2. Основные финансовые показатели ОАО "Газпром" за 2009-2011 гг.
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
Рост показателя «Чистая прибыль» в 2011 г. произошел в основном за счет таких показателей, как «Выручка от продаж», «Прочие доходы» и «Доходы от участия в других организациях». Основная причина роста выручки – увеличение объемов продаж газа и цен на него. Существенное увеличение «Прочих доходов» было в основном связано с ростом котировок акций компаний-эмитентов, преимущественно акций ОАО «Газпром нефть», в связи с чем ОАО «Газпром» отразило доходы в сумме 92 млрд руб. от переоценки финансовых вложений по текущей рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2011 г.
Таблица 3. Финансовые коэффициенты и рыночные индикаторы ОАО "Газпром" за 2009-2011гг.
Рост показателей рентабельности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в большей степени связан с ростом чистой прибыли ОАО «Газпром» по итогам 2011 г. Более чем двукратное увеличение прибыли на одну акцию по сравнению с 2010 г. отразилось на коэффициенте «Цена / прибыль на акцию», снизившимся в 2011 г. до значения 4,61.
Из приведенных выше данных можно
увидеть, что компания имеет достаточную
устойчивость, ликвидность и эффективность
деятельности для внедрения различных
стратегий в сфере
Модель DCF – это инструмент управленческого планирования в виде компьютерной модели, описывающей взаимосвязи между компонентами денежного потока. Модель используется для оценки стоимости предприятия, анализа воздействия управленческих решений на стоимость и изучения влияния различных альтернатив реструктурирования на стоимость компании. Данная модель представляет собой систему методов и приемов анализа и оценки показателей, влияющих на стоимость, и включает совокупность последовательных этапов оценки и анализа стоимости компании.
Ключевые допущения финансовой модели DCF:
Для расчета стоимости весь период действия компании разбивается на периоды длиной 1 год.
Конечно, расчет и прогнозирование денежных потоков на бесконечное число лет не реализуемы практически и не несут большой ценности. Поэтому период жизни компании разбивается на два периода: прогнозный и постпрогнозный. В прогнозном периоде (N лет) проводится расчет денежных потоков на каждый год.
В постпрогнозном периоде делается предположение о бесконечном времени жизни компании, и стоимость оценивается исходя из величин g - ожидаемого среднегодового темпа роста FCF и ROIC (Return on Invested Capital) - средней рентабельности инвестированного капитала.
Этап 1 – Ввод данных для прогнозирования величин объем продаж продукции и валовой прибыли.
Для расчета выручки в
Таблица 4. Ретроспективные объемы продаж ОАО "Газпром" 2009-2011гг.
2009 |
2010 |
2011 | |
Выручка, млрд. руб. |
2 486 |
2 879 |
3 534 |
нарастающий итог, % |
100% |
116% |
123% |
нарастающий итог прирост, % |
0 |
16% |
23% |
Как уже было отмечено выше, основная причина роста выручки – увеличение объемов продаж газа и цен на него.
По данным годового отчета за 2011г. ОАО «Газпром» планирует дальнейшее увеличение объемов продаж на 29% с небольшим последующим ростом. В качестве допущения примем данный показатель за основу и рассчитаем выручку прогнозного периода.
Таблица 5. Прогнозируемые объемы продаж ОАО "Газпром" за 2012-2016 гг.
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 | |
Выручка, млрд. руб. |
4 569 |
5 922 |
7 693 |
10 016 |
13 072 |
нарастающий итог, % |
129% |
130% |
130% |
130% |
131% |
нарастающий итог прирост, % |
29% |
30% |
30% |
30% |
31% |
Этап 2 – Ввод данных по прогнозированию коммерческих и управленческих затрат и ставки налогообложения.
Доля коммерческих затрат в общем
объеме продаж, как прогнозируется,
будет постепенно увеличиваться
в связи с расширением
Этап 3 – Ввод данных по прогнозированию амортизационных отчислений и капвложений.
В таблицы заносятся данные по стоимости
и сроку полезного
В активы с коротким сроком амортизации (1-5 лет) входят компьютерное, офисное и прочее оборудование.
В активы со средним сроком амортизации (6-19 лет) входят крупное производственное оборудование, машины, транспортные средства и прочее оборудование.
В активы с длительным сроком амортизации (20 и более лет) входят здания, сооружения.
Амортизационные отчисления в отчетном году составили 356 млрд. руб., амортизация по всем группам основных средств начисляется линейным способом.
Валовые капитальные затраты на 2012-2016 г.г. фиксируются в соответствии с инвестиционными планами ОАО «Газпром».
Этап 4 – Ввод данных для прогнозирования долгосрочного финансирования.
Прогнозирование долгосрочного финансирования осуществляется на основе информации о задолженности по долгосрочным кредитам и займам, а также об инвестиционных планах по увеличению производственных мощностей, безусловно требующих значительного объема финансирования.
Этап 5 – Ввод данных для проверки оценки стоимости.
Ставка дисконтирования –
Себестоимость собственного капитала, рассчитывается по методу САРМ:
R= Rf + β (Rm - Rf) + S1 +S2+С, где
Rf - безрисковая ставка дохода, Rm - среднерыночная ставка дохода, β – коэффициент, S1 – риск для малых компаний, S2 – риск, характерный для отдельной компании, R – себестоимость собственного капитала. С-страновой риск
За безрисковую ставку принимается средняя ставка облигаций федерального займа 5,97%. Уровень риска для малых компаний и уровень риска, характерный для отдельной компании оценивается в 2% и 2,2% соответственно. Коэффициент β компании «Газпром», работающей в нефтяной отрасли, составляет 1,01. Общая доходность рынка в целом равна Rm= 13% Индекс РТС-нефть и газ. С - страновой риск= 5%
Таким образом, R = 5,97% + 1,01(13%- 5,97%) + 2+2,2+5 = 22,3%
В итоге стоимость компании ОАО «Газпром» по модели оценки DCF составляет 4 120 млрд. руб.
Информация о работе Управление стоимостью предприятия ОАО "Газпром"