Управление стоимостью предприятия ОАО "Газпром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка стратегии управления стоимостью исследуемой компании.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть сущность процесса управления стоимости, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия; на основе ретроспективного анализа составить прогноз развития компании на последующие 5 лет; оценить стоимость компании с помощью метода дисконтированного денежного потока и метода капитализации прибыли; предложить варианты операционной, инвестиционной и финансовой стратегий с целью увеличения стоимости предприятия.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия 4
1.1 Концепция управления стоимостью предприятия 4
1.2 Методы оценки стоимости компаний, применяемые в данной работе 7
1.2.1. Метод DCF 8
1.2.2. Метод капитализации прибыли 9
Глава 2. Анализ и оценка стоимости компании на примере ОАО «Газпром» 14
2.1 Общая характеристика организации 14
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 15
2.3. Оценка стоимости компании методом DCF 17
2.4 Расчет стоимости ОАО «Газпром» методом капитализации прибыли 20
Глава 3.Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Газпром» 22
3.1. Анализ факторов стоимости на основании модели DCF 22
3.2.Стратегии развития компании 23
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Управление стоимостью предприятия ОАО Газпром.docx

— 291.56 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

Кафедра ФинансОВ и кредитА

 

Курсовая  работа

 

 

по дисциплине «Управление стоимостью предприятия»

 

на тему: «Управление стоимостью предприятия  на примере ОАО «Газпром»

 

 

Выполнил: Комаров С.В.

Студент гр. 08121

Проверила: Зам.заведующего кафедрой,

профессор кафедры,

к.э.н.,доцент, Мельникова Т.И.

 

                                                                                                         

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия 4

1.1 Концепция управления стоимостью предприятия 4

1.2 Методы оценки стоимости компаний, применяемые в данной работе 7

1.2.1. Метод DCF 8

1.2.2. Метод капитализации прибыли 9

Глава 2. Анализ и оценка стоимости компании на примере ОАО «Газпром» 14

2.1 Общая характеристика организации 14

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 15

2.3. Оценка стоимости компании методом DCF 17

2.4 Расчет стоимости ОАО «Газпром» методом капитализации прибыли 20

Глава 3.Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Газпром» 22

3.1. Анализ факторов стоимости на основании модели DCF 22

3.2.Стратегии развития компании 23

Заключение 26

Библиографический список 28

 

 

Введение

С развитием  рыночной экономики в России появилась  возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, то есть бизнес стал товаром. Оценка стоимости  необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании  ипотечного кредитования, участии на фондовом рынке. К тому же, повышение  стоимости предприятия – один из показателей роста доходов  его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости  бизнеса можно использовать для  оценки эффективности управления предприятием.

Целью курсовой работы является разработка стратегии управления стоимостью исследуемой компании.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить  следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность процесса управления стоимости, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия;
  2. на основе ретроспективного анализа составить прогноз развития компании на последующие 5 лет;
  3. оценить стоимость компании с помощью метода дисконтированного денежного потока и метода капитализации прибыли;
  4. предложить варианты операционной, инвестиционной и финансовой стратегий с целью увеличения стоимости предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является процесс управления стоимостью предприятия, предметом – применение модели DCF для оценки стоимости предприятия ОАО «Газпром».

Курсовая  работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя три  главы, и заключения.

В первой главе раскрываются теоретические  аспекты управления стоимостью предприятия.

Во второй главе производится оценка стоимости предприятия ОАО «Газпром» с помощью метода дисконтированного денежного потока и метода капитализации прибыли.

Третья глава  направлена на разработку вариантов  операционной, инвестиционной и финансовой стратегий увеличения стоимости  предприятия ОАО «Газпрм».

При написании  курсовой работы использовались следующие  источники: учебная литература, материалы  периодических изданий, финансовая отчётность предприятия и ресурсы  интернета.

 

Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия

1.1 Концепция управления стоимостью  предприятия

Управление  стоимостью опирается на рассмотренные  ранее концепции. Стоимость компании определяется ее дисконтированными  будущими денежными потоками, и новая  стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая  превышает затраты на привлечение  капитала. Управление стоимостью еще  углубляет эти концепции, так  как в такой системе управления именно на них строится весь механизм принятия крупных стратегических и  оперативных решений. Правильно  налаженное управление стоимостью означает, что все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента  направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости.

Управление  стоимостью принципиально отличается от систем планирования, принятых в 60-е  годы. Оно перестало быть функцией исключительно руководящего аппарата и призвано усовершенствовать принятие решений на всех уровнях организации. В нем изначально заложена предпосылка, что командно-административный стиль принятия решений сверху вниз не приносит должных результатов, особенно в крупных многопрофильных корпорациях. А значит, менеджерам низшего звена нужно научиться использовать стоимостные показатели для принятия более толковых решений. Управление стоимостью требует регулировать баланс наравне с отчетом о прибылях и убытках и поддерживать разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями деятельности. Если управление стоимостью внедрено и организовано должным образом, корпорация получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости. И этот метод действует. Он дает хороший эффект, который проявляется в росте экономической эффективности, как показано в табл. 4.1.

Таблица 1. Как управление стоимостью влияет на результаты деятельности

Сфера бизнеса

Изменения в деятельности

Эффект

Розничная торговля бытовыми товарами

Переход от программы роста в масштабах  всей страны к стратегии укрепления региональных позиций перед дальнейшим ростом

Увеличение потенциальной стоимости  на 30—40%

Страхование

Реорганизация портфеля услуг с особым упором на те, что обладают наивысшим  потенциалом создания стоимости

Увеличение потенциальной стоимости  на 25%

Нефтедобыча

Внедрение новых методов планирования и контроля, способствующих проведению коренных преобразований; значительное улучшение взаимопонимания между  корпоративным центром и деловыми единицами

Многомиллионное сокращение расходов, связанных с планированием, благодаря  рационализации этого процесса

Поглощение, которого скорее всего не произошло бы при иных обстоятельствах 

Увольнение отстающих менеджеров

Банковское дело

Выбор в пользу стратегии роста  перед стратегией “выдаивания”, несмотря на одинаковые в обеих стратегиях показатели рентабельности капитала за 5 лет

Увеличение потенциальной стоимости  на 124%

Телекоммуникации

Выявление новых возможностей создания стоимости:

Увеличение потенциальной стоимости  на 240% в расчете на единицу

надбавки к цене

Увеличение потенциальной стоимости  на 246% в расчете на единицу

Прекращение примерно 40% запланированных  проектов развития одной из деловых  единиц

Нет данных

Полный пересмотр планов расширения торговой службы после выявления  их разрушительного воздействия  на стоимость

Нет данных


 

Концепция управления стоимостью принята специалистами  по экономике в качестве базовой  парадигмы развития бизнеса. Согласно концепции целесообразно отказаться от неэффективных бухгалтерских  критериев оценки успешности функционирования компании и принять в качестве основы критерий, наиболее простой  и понятный для акционеров и инвесторов, - добавленная стоимость.

Прежде  чем перейти к содержательным аспектам управления рыночной стоимостью, определим, что принимается под  данным термином и рассмотрим основные подходы к ее определению.

1.2 Методы оценки стоимости компаний, применяемые в данной работе

Под рыночной стоимостью будем понимать ту цену, по которой объект оценки может быть продан на рынке в условиях конкуренции. Понятно, что пока объект оценки не выставлен на продажу, в определении  стоимости бизнеса будет наблюдаться  вариативность оценок.

Выбор того или  иного метода оценки стоимости конкретной компании зависит от целей, которые  преследуют специалисты при определении  данного показателя, который, в свою очередь, характеризует эффективность  системы менеджмента с разных сторон.

На данный момент, общеприняты три основные группы методов оценки стоимости  компании:

· Затратные или имущественные методы.

· Сравнительные или рыночные методы.

· Доходные методы.

Предпочтение  определенной группы характеризует  направление дальнейшего применения данного показателя. Считается, что  при сравнении и сопоставлении  компаний необходимо использовать показатели, рассчитанные с помощью методов, относящихся к одной и той же группе. В зависимости от используемого подхода в расчет берутся различные данные отчетности фирмы.

1.2.1. Метод DCF

Метод направлен на то, чтобы провести абсолютную оценку стоимости актива путем расчета его стоимости  в зависимости от ожидаемых доходов  за будущие периоды, приведенных  к текущему периоду. Иными словами, мы должны определить будущую стоимость  компании (а потом на основе этого  рассчитать и стоимость акций), чтобы  на основании этой оценки понять, какова ее инвестиционная привлекательность  в настоящее время.

Использование данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной  деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста  или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей  степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости  бизнеса может быть фактом для  принятия управленческих решений). Следует  соблюдать разумную осторожность в  применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и  многообещающих. Отсутствие ретроспективы  прибылей затрудняет объективное прогнозирование  будущих денежных потоков бизнеса. При оценке бизнеса мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. 

Рассматривая будущие денежные потоки, почти невозможно точно сказать, сколько именно будет периодов и  соответствующих им денежных потоков, то есть, как долго будет существовать компания. Поэтому в рассмотрение берется фиксированный прогнозный период. Таким образом, стоимость  компании определяется как сумма  всех дисконтированных денежных потоков за данный прогнозный период и остаточной стоимости компании по завершении выбранного периода.

Основные этапы оценки предприятия  методом ДДП:

    • выбор модели денежного потока;
    • определение длительности прогнозного периода;
    • ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации;
    • анализ и прогноз расходов;
    • анализ и прогноз инвестиций;
    • расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода;
    • определение ставки дисконта;
    • расчет величины стоимости в постпрогнозный период;
    • расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период;
    • внесение итоговых поправок;
    • тестирование модели.

1.2.2. Метод капитализации прибыли

Метод капитализации  доходов также относится к  доходному подходу к оценке бизнеса (действующего предприятия). Он основан  на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности  в предприятии текущей стоимости  будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного  метода выражается формулой:

 

Оцененная стоимость = Чистая прибыль / Ставка капитализации

 

Метод капитализации  дохода в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение  длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода (или темпы его роста будут постоянными).

Существует  ряд разновидностей метода в зависимости  от принятой базы дохода. Например, можно  выделить капитализацию:

    • чистой прибыли (после уплаты налогов);
    • прибыли до уплаты налогов;
    • фактически выплаченных дивидендов;
    • потенциальных дивидендов и т. д.

 

 

Применение  метода капитализации доходов обычно предусматривает такие основные этапы:

1.     Анализ финансовой отчетности, ее  нормализация и трансформация  (при необходимости).

2.     Выбор величины прибыли, которая  будет капитализирована.

3.     Расчет ставки капитализации.

4.     Определение предварительной величины  стоимости.

5.    Проведение  поправок на наличие нефункционирующих  активов (если таковые имеются).

6.   Проведение  поправок на контрольный или  неконтрольный характер оцениваемой  доли, а также на недостаток  ликвидности (если они необходимы).

Информация о работе Управление стоимостью предприятия ОАО "Газпром"