Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:38, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть коммерческие риски и их влияние на хозяйственную деятельность предприятия.
Основной задачей работы является:
• рассмотрение условий и причин возникновения коммерческих рисков, их сущность и классификация;
• изучение основных методов страхования рисков;
• исследование процесса управления рисками;
• рассмотрение влияния рисков на хозяйственную деятельность предприятия.
Введение……………………………………………………………………..…3
1. Сущность, виды и формы рисков…………………………………………..4
1.1 Условия и причины возникновения рисков………………………………4
1.2 Сущность и классификация рисков……………………………………….5
2. Возможности и методы управления рисками……………………………...8
2.1. Процесс управления рисками……………………………………………..8
2.2. Методы управления рисками……………………………………………10
2.3. Страхование рисков……………………………………………………...12
3. Снижение риска в деятельности предприятия…………………………...17
Заключение……………………………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………..21
Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.
Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.
Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение (диссипация) риска).
Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводят страхованию.
По своей природе страхование — форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.
Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками. Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования.
Преимущество хеджирования – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеэкономических операций (на российских предприятиях практически не используется).
Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся: применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей – тратт и др.).
Преимущество данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования для участников ВЭД, недостаток – относительная дороговизна данного типа услуг.
Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях. [3]
2.3 Страхование рисков
Страхование коммерческого риска — вид страхования, сущность которого заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространено страхование банковских кредитных рисков. Объектами такого страхования являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты. При не возврате кредита кредитор получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита. [4]
В зарубежной страховой практике широко применяется страхование экономических рисков. Предпринимательская деятельность и страхование – тесно связанные категории рыночного хозяйства. В этом виде страхования выделяют страхование от коммерческих, технических, правовых, политических рисков и рисков в финансово-кредитной сфере.
Страхование коммерческих рисков охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – коммерческая деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов какой-либо вид производства или бизнеса и получения от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие коммерческих рисков осуществляется при помощи:
Необходимость страхования финансово-кредитных рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появления – страховой риск вытекает из специфики движения финансов и кредитных потоков. Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования:
По объектам страхования действующая в России практика выделяет следующие его группы:
По используемым системам страхования:
Так же страхование может подразделяться:
- по формам страхования: обязательное страхование и добровольное страхование.
- по объемам страхования: полное
страхование и частичное
Рассмотрим один из видов управления рисками - хеджирование. В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж». Рассмотрим эти контракты. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение (применяется, когда необходимо застраховаться от повышения цены); хеджирование на понижение (когда необходимо застраховаться от понижения цены).
К механизмам страхования на случай неблагоприятных колебаний валютных курсов относят: форвардные контракты на покупку валюты; валютные опционы;
Валютный опцион – это право покупателя купить и обязательство для продавца продать определенное количество одной валюты в обмен на другую по фиксированному курсу в заранее согласованную дату или в течение согласованного периода времени.
Срочный (форвардный) контракт представляет собой взаимное обязательство сторон произвести валютную конвертацию по фиксированному курсу в заранее согласованную дату.
3. Снижение риска в деятельности предприятия
Основные способы уменьшения риска: привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов; глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; прогнозирование тенденций развития рыночной конъектуры, спроса на данную продукцию или услуги; распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
При принятии решений, сопряженных с риском, предприниматель должен учитывать объективные и субъективные факторы. Лицо, принимающее решение, связанное с риском, должно обладать оригинальность мышления, агрессивностью, самостоятельностью и т.п. большинство психологов считают, что склонность или несклонность к риску не является свойствами личности. Отношение к риску определяется главным образом внешними условиями или некоторыми индивидуальными и психологическими особенностями человека, например агрессивностью или уровнем чувства тревоги, стрессом. Вместе с этим психологические исследования показывают, что большинство других черт личности, например эгоизм, конформизм и т.д., не влияют на принятие решений, связанных с риском.
При принятии решений, сопряженных с риском, одни предприниматели, способные выдвигать несколько альтернативных решений, обычно обладают верой в собственные силы, большой стойкостью к стрессу, установкой на внешнее окружение (экстравертностью); другие обладают противоположными качествами: неуверенностью в себе, невысокой стойкостью к стрессу, инстровертностью (установка на внутренние мотивы), что не способствует выработке нескольких альтернативных решений.
Чтобы организовать в современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. За рубежом специалистов, владеющих такими качествами, считают цветом нации, деловым потенциалом страны.
При принятии решений могут возникать информационные перегрузки, тогда принятию решения в нужные сроки могут помешать насыщенный поток сведений об окружающей обстановке или нехватка информации (типичная ситуация для принятия решений, связанная с риском получения требуемых результатов). Информационные перегрузки блокируют работу по принятию решений, усложняют её.
Предельные случаи решений, сопряженных с риском, – перестраховка и авантюризм. При перестраховке риск сводится к нулю, авантюризм приводит к максимально возможному риску. Перестраховка может привести к заниженному эффекту, авантюризм – к неполучению запланированного результата, вызванному чрезмерным риском. Необходим оптимальный риск, обоснованный расчетом. Следует использовать преимущества научного прогнозирования. Обоснованный риск почти всегда полезен. Он повышает эффективность предпринимательской деятельности.
Решение – основа управления, выбор способа действий из нескольких возможных. Под оптимальным решением следует понимать такое, которое находится между хорошим и наилучшим. Оно должно соответствовать условиям производства, быть пригодным и приемлемым для работы, а также обеспечивать малую степень риска и достижение проектных результатов [1].
Предприниматель может предупредить или существенно сократить риск, заключая договоры лизинга, продажи товаров, на оказание услуг, на перевозку и хранение продукции. В условиях лизинга существенная часть риска порчи имущества или его гибели может быть возложена на арендатора путем особых оговорок в договоре лизинга. При заключении договоров продажи товаров или оказания услуг преимущество переходит покупателю или посреднику в покупке, которые предусматривают в договорах ответственность производителя за устранение дефектов в ходе эксплуатации продукции или замену недоброкачественного товара. Таким образом, риск возлагается на производителя.