Управление привлечением банковского кредита для финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы разработки правил управления привлечением банковского кредита……………….……………………....8
Основные виды банковских кредитов, предоставляемых предприятию…8
Этапы формирования политики привлечения банковского кредита……13
Кредитный договор как основной элемент управления привлечения банковского кредита…………………………………………………………23
Глава 2. Оценка собственной кредитоспособности предприятия…………………………………………………………..….…….37
2.1. Методики определения кредитоспособности предприятия……………...37
2.2. Оценки кредитоспособности предприятия, используемая российскими банками……………………………………………………………………….55
Глава 3. Управление привлечением банковского кредита на примере компании «Keune»...........................................................................61
Анализ финансового состояния предприятия как элемент общего управления привлечением банковского кредита………………………………66
3.2. Оформление аналитического формуляра…………………………………76
3.3. Совершенствование механизма кредитования ..…………………………81
Заключение…………………………………………………………………..…84
Список литературы…………………………………………………………...87
Приложения………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Управление привлечением банковского кредита для финансирования деятельности предприятия.doc

— 814.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициент общей ликвидности должен быть от 1 до 2, нижняя граница показывает, что оборотных средств должно как минимум хватать на погашение краткосрочных обязательств, выше двух также нежелательно, так как свидетельствует о нерациональной структуре капитала. Хотя для целей банковского кредитования наилучший вариант – 2. На отчетную дату этот показатель для Компании «Keune» составил 1,14, что является положительным фактором.

По данным таблицы  на последнюю отчетную дату все значимые коэффициенты соответствуют нормативным  значения (табл.8).

Таблица 14

Анализ деловой  активности                                                                                      

Наименование показателя

Отчетные даты

31.03.2010

30.06.2010

30.09.2010

31.12.2010

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

0,38

0,83

0,60

0,44

Оборачиваемость дебиторской задолженности (в днях)

0,11

0,38

0,48

0,52

Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)

0,06

0,32

0,32

0,27

Оборачиваемость запасов (в днях)

52,19

36,96

78,02

118,87

Оборачиваемость готовой продукции (в днях)

23,84

22,38

18,02

17,34


 

Коэффициенты деловой  активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Скорость оборота дебиторской задолженности значительно больше оборачиваемости кредиторской задолженности (на 12 дней), что свидетельствует о их более быстром превращения в денежную форму. Это оказывает непосредственное влияние на платежеспособность. Кроме того, заметно снизилось время обращения готовой продукции (на 6 дней). Это приведет к снижению затрат компании.

Так, в целом анализ финансово-хозяйственной деятельности  Компании «Keune» свидетельствует о позитивной динамике развития компании. Предприятие является финансово устойчивым, платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Однако на протяжении анализируемого периода наблюдалась относительная стабильность кредиторской задолженности, что может отрицательно сказаться на деятельности организации. На основании вышеизложенной информации финансовое положение предприятия оценено как среднее. С учетом среднего финансового положения предприятия и хорошего качества обслуживания ссуды компании может быть присвоена 2-я категория качества, размер резерва на возможные потери составит 1%.

Кроме того, перспективы  развития рынка информационной безопасности можно охарактеризовать как положительные, так как в начале 21-го века разработка и оснащение компьютерного оборудования средствами защиты информационной безопасности стали постепенно увеличиваться и приобретать все большее значение, в связи с этим можно прогнозировать увеличение предложений по продаже антивирусного и антиспамового программного обеспечения на информационном рынке.

 

    1. Оформление аналитического формуляра

Аналитический формуляр – резюме, состоящее из: резюме, расчетов и графиков. Он содержит данные о предприятии, кредите, финансовые данные, данные об обеспечении, комментарии кредитного эксперта и прочее. Большинство расчетов осуществляются автоматически.

Источником информации для формирования резюме служат данные управленческого учета Компании. Это позволяет оценить кредитоспособность «Keune» исходя из реальных показателей его деятельности, с учетом «скрытых» доходов и расходов.

При формировании данных о кредите необходимо прокомментировать  прогнозируемый предприятием экономический эффект от использования кредитных средств: кредитные и собственные денежные средства Компания «Keune» направит на закупку компьютерного оборудования, составляющих и программного обеспечения.

Баланс будет содержать три основные элемента, которые можно записать в виде уравнения:

Суммарные активы = Собственный  капитал + Суммарные обязательства

Таким образом, в процессе формирования баланса, величина собственного капитала рассчитывается единой цифрой как разность между суммарными активами и суммарными обязательствами.

Актив баланса компании представлен:

  1. Ликвидными средствами. Они включают остатки на расчетном счету в ОАО КБ «Визави» - 800 000 рублей. Обороты по счету компании в основном состоят из поступлений за проданные программное обеспечение, оплату за оказание услуг по аудиту и техническое сопровождение, а также предоплаты за обучение по повышению квалификации. Динамика поступлений неровная – минимальные поступления 464 862,01 рублей (ноябрь 2009 г.), максимальные – 7 584 887,56 рублей (апрель 2010 г.), что связано со спецификой деятельности компании. По данным предоставленным руководством компании, необходимо отметить наличие у «Keune» «серых» оборотов (в среднем они составляют 30% от оборотов в ОАО КБ «Визави»), которые проходят через АКБ «Федеральный промышленный банк». Наличие «серых» оборотов обусловлено тем, что покупатели и продавцы заинтересованы в занижении налогооблагаемой базы, что в свою очередь приводит к снижению стоимости вагонов.
  2. Дебиторской задолженностью, которая представляет собой предоплату ООО «ДокторВеб» за 10 000 ед. программного обеспечения. По условиям договора между ООО «ДокторВеб» и Компанией «Keune» отгрузка продукции производится не позднее 30-ти дней от даты получения продавцом предварительной оплаты за программное обеспечение. Однако произошла задержка с поставкой из-за несвоевременного согласования вида поставляемой продукции. Доля дебиторской задолженности в структуре актива баланса составляет 25 % (2 800 000 руб.).
  3. Товарно-материальными запасами. Товары оценены по закупочной стоимости, которая включает все затраты, понесенные предприятием в процессе приобретения товара и подготовки его к перепродаже.
  4. Постоянными активами, включающими 17 рабочих станций и 2 серверные системы, а так же компьютеры и программное обеспечение. Право собственности подтверждено правоустанавливающими документами. При определении стоимости имущества используются сведения о покупке и продаже аналогичного имущества в сети Интернет. Постоянные активы составляют 49% от совокупных активов.

Пассив баланса состоит из:

  1. Задолженности перед персоналом, которая образовалась в связи с несовпадением сроков начисления и выплаты заработной платы.
  2. Собственного капитала компании. Он составляет 99% от всех пассивов баланса.

Кредитов банков, юридических  лиц и частных займов нет либо не выявлено. Для предприятий малого и среднего бизнеса типичным являются частные займы, но отследить их сложно, поскольку они официально никак  не оформлены и не подкреплены  никакими формальными договорами.

Анализ Отчета о прибылях и убытках позволяет сделать выводы о способности анализируемого бизнеса к самоокупаемости, степени его рентабельности и дает возможность определить сумму, которую предприятие способно ежемесячно выплачивать, не отвлекая денежных средств из оборотного капитала.

  1. Выручка от реализации сформирована за счет продаж оснащенного программного обеспечения. Необходимо отметить, что динамика выручки не ровная, что связано со спецификой деятельности компании.
  2. В себестоимость товаров включены затраты по закупке необходимых комплектующих и амортизация компьютерного оборудования.
  3. Заработная плата определена из расчета 14 человек. Средняя ее величина по итогам 3 отчетных периодов составляет 28 684 рублей. Данная статья составляет 61% от общих расходов компании.
  4. Аренда и коммунальные платежи содержат оплату за 2 офисных помещения: за первое - арендная плата 5 000 рублей по договору и 20 000 рублей неофициально, за второе - 119 000 рублей ежемесячно.
  5. Прочие расходы представляют собой затраты, которые не связаны с основной деятельностью: канцелярские принадлежности, продукты питания для офиса, материальная помощь сотрудникам.

Расходы в отчете о  прибылях и убытках учитываются  по начислению, то есть не в том месяце, в котором произведена оплата, а в том, за который они начислены.

Результат основной деятельности рассчитан, как разница валовой  прибыли и общих расходов. Так  как у компании не отражены прочие доходы и расходы, прибыль будет  равна результатам от основной деятельности.

В качестве общего правила необходимо учитывать, что величина ежемесячного взноса не должна превышать 85% величины среднемесячной чистой прибыли бизнеса. Среднее значение чистой прибыли компании составляет 510 168 рублей, а планируемый взнос – 274 327 рублей, то есть 54 % от прибыли предприятия.

В обеспечение Компания «Keune» предоставляет два автомобиля иностранного производства, залоговая стоимость которых оценена в 504 500 рублей, и компьютерное оборудование, залоговая стоимость которых составляет 3 035 500 рублей. Кроме того, были заключены 2 договора-поручительства. На основании отчета «О проведении предкредитной проверки имущества», осуществленной отделом по работе с залоговым обеспечением «Королевский Банк Шотландии», предлагаемый в залог автотранспорт возможно отнести к среднеликвидной группе имущества. Предлагаемое в залог оборудование также возможно отнести к среднеликвидной группе имущества, в связи с востребованностью рынком подобного оборудования. В соответствии с Положением №254-П Банка России, обеспечение в виде поручительства не учитывается.

Отчет о движении денежных средств отражает фактическое движение денежных потоков и составляется не по начислению, а по «кассовому»  методу, или «по оплате». С одной  стороны он создается на основе данных за прошедший период времени, с другой стороны, на основе исторического отчета строится прогноз на будущий период времени. Прогноз CF для «Keune» построен на 1 год. Данный прогноз показывает, что денежных средств, с учетом выплат по кредиту Королевского Банка Шотландии, будет достаточно для ведения деятельности.

Основные риски финансирования Компании «Keune» связаны с тем, что период действия антивирусной программы ограничен, требуется только лишь ежегодное обновление, у компании отсутствует объемная клиентская база и часто меняющиеся атаки антивирусных вредителей стимулируют совершенствование программ антивирусов. Также необходимо отметить наличие большой конкуренции среди компаний, которые занимаются аналогичной деятельностью.

Тем не менее, в октябре  между «Королевский Банк Шотландии» и Компанией «Keune» был заключен кредитный договор на следующих условиях: сумма - 3 000 000; валюта кредита – рубли; срок кредита - 12 месяцев; ставка – 17,5% годовых; комиссия за ведение ссудного счета - 1% от суммы кредита; порядок погашения - ежемесячно, равными долями; сумма и вид обеспечения (залог, поручительство) - залог автотранспорта, залог компьютерного оборудования, поручительство учредителя Антимонова С.Г.

В качестве дополнительных условий определен перевод 50% оборотов компании и страхование транспорта. Таким образом, банк может воспользоваться правом безакцептного списания средств с расчетного счета для погашения кредита.

3.3. Совершенствование  механизма кредитования

В процессе изучения основных аспектов механизма кредитования бизнеса, могут быть предложены следующие пути совершенствования процесса кредитования предприятий:

1. Исследование кредитного рынка показывает, что коммерческие банки активно развивают Программы поддержки малого бизнеса. Однако актуальной проблемой остается высокий процент отказа предприятиям в предоставлении кредита. Около 50% поданных заявок «отсеиваются» на первых этапах кредитования. Как правило, это связано с отсутствием опыта получения кредита у предприятия , в следствии чего совершается целый ряд ошибок, ведущих к отказу в кредитовании. Основные проблемы возникают при документальном оформлении кредитной заявки. Знание предприятием типичных ошибок поможет более качественно готовить кредитные заявки, что, безусловно, повышает шансы получения дополнительных средств финансирования. В связи с этим целесообразно в подразделениях банка организовать  постоянно действующий консультационный пункт (в операционном зале) или создать специализированный офис, который будет осуществлять не только консультирование предприятия по оформлению заявки, но и бухгалтерское сопровождение, постановку управленческого учета, налоговое консультирование, правовую поддержку, услуги бизнес - планирования и оценки, услуги по страхованию.

Кроме того, это позволит решить проблему с сокращением сроков принятия решения о кредитовании, так как в силу мобильности и высокой эффективности проектов малого предпринимательства лишние 2-3 недели на анализ заявки банком могут обернуться для предпринимателя потерей значительных доходов.

2. Большинство предприятий, нуждающихся в долгосрочных кредитах, не готовы выстраивать цивилизованные отношения с инвесторами из- за отсутствия собственной кредитной истории. В данной ситуации проблему отсутствия опыта кредитования могут решить банки, путем выдачи предприятиям микрокредитов, минимальных по суммам и на короткие сроки. После возврата микрокредита, может быть выдан следующий кредит, больший по размеру и на более длительный срок. Такой механизм кредитования взаимовыгоден и банку и субъекту малого и среднего бизнеса: банк имеет дополнительного клиента, приносящего прибыль, а предприятие с помощью полученного кредита продолжает работу в своем бизнесе.

3. При оценке кредитоспособности предприятия, как правило, применяется анализ только финансовых показателей. Это нарушает комплексность оценки предприятия. В связи с этим целесообразно применять систему рейтинговой оценки, которая включает: оценку макроэкономической ситуации и ситуации в отрасли; оценку надежности контрагентов предприятия; оценку материально-технической базы предприятия и прочее. Система балльной оценки может быть разработана самостоятельно. Современные средства автоматизации рабочего места служащего позволяют максимально ускорить этот процесс. В распоряжении специалиста находятся различные программные средства: от мощных и дорогих, до удобных табличных редакторов, позволяющих самому составить программу с учетом специфики сложившейся работы с банками. Это позволит:

Информация о работе Управление привлечением банковского кредита для финансирования деятельности предприятия