Управление оборотными средствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день организации вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности могут ощущать большие трудности при управлении имущественными комплексами. Текущая система управления имуществом на предприятиях не обеспечивает оптимизации объема и структуры ресурсов и, как следствие, не создает условий для устойчивой производственно-хозяйственной деятельности. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1.Анализ баланса предприятия………………………………………….. 6
1.1Горизонтальный и вертикальный анализ баланса………………….. 6
1.2Анализ финансовой устойчивости предприятия.........................…..... 12
2.Анализ эффективности использования оборотных средств…………. 14
3.Управление дебиторской задолженностью............................................. 19
3.1Система скидок………………………………………………………... 21
3.2Создание резервного фонда……………………………………........... 24
3.3Факторинг……………………………………………………………... 26
4.Управление запасами…………………………………........................... 28
Заключение……………………………………………………………….. 33
Библиографический список...............……………………………………. 35

Вложенные файлы: 1 файл

козлов.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

6. Коэффициент  абсолютной ликвидности

На начало года: 1101/7564=0,15

На конец  года: 16049/12351=1,3

Показывает, какая  часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами. Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2. Причиной низкого коэффициента абсолютной ликвидности может быть увеличение сроков погашения дебиторской задолженности.

7. Доля оборотных  средств в активах

На начало года: 12903/23138=0,56

На конец  года: 29364/41581=0,7

Является дополняющим  к показателю «доля основных средств  в активах» и характеризует относительную величину оборотного капитала предприятия.

8. Доля собственных  оборотных средств в общей их сумме

На начало года: (12903-7564)/12903=0,41

На конец  года: (29364-12351)/29364=0,58

Характеризует долю оборотных средств предприятия  профинансированных за счет собственных средств. Нормативными документами устанавливается критическое ограничение К > 0,1. Наблюдается не большой рост показателя.

9. Доля собственных  оборотных средств в покрытии  запасов

На начало года: (12903-7564)/8892=0,6

На конец  года: (29364-12351)/(7085)=2,4

Характеризует часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае - 50 %. Показывает наличие СОС, необходимых для финансовой устойчивости.

 

3.Оценка  финансовой устойчивости

10.Коэффициент  концентрации собственного капитала

На начало года: 15574/23138=0,67

На конец  года: 29230/41581=0,7

Характеризует долю собственных средств в структуре  капитала. Чем выше значение, тем лучше, наблюдается рост показателя на 0,03.

11.Коэффициент  финансовой зависимости

На начало года: 23138/15574=1,48

На конец  года: 41581/29230=1,42

Характеризует зависимость проекта от внешних  займов. Чем выше значение этого коэффициента, тем выше риск банкротства и дефицита денежных средств. Наблюдается положительная тенденция к снижению показателя.

12.Коэффициент  маневренности собственного капитала

На начало года: (12903-7564)/15574=0,34

На конец  года: (29364-12351)/29230=0,58

Показывает, какая часть собственных оборотных средств предприятия находится в мобильной форме, что позволяет относительно свободно маневрировать этими средствами. Уменьшение показателя указывает на возможное замедление погашения дебиторской задолженности или ужесточение условий предоставления товарного кредита со стороны поставщиков и подрядчиков. Увеличение свидетельствует о растущей возможности погашать текущие обязательства.

13.Коэффициент  концентрации заемного капитала 

На начало года: 7564/23138=0,33

На конец года: 12351/41581=0,29

Указывает на долю заемного капитала в источниках финансирования; Коэффициент концентрации заемного капитала положительно оценивается  в случае его снижения, а сумма  коэффициента концентрации заемного капитала и коэффициента концентрации собственного капитала равняется единице. Чем ниже этот показатель, тем меньшей считается задолженность холдинговой компании или ее дочернего предприятия и тем более стойким будет его финансовое состояние.

14.Коэффициент  соотношения заемных и собственных средств

На начало года: 7564/15574=0,48

На конец  года: 12351/29230=0,42

Характеризует обеспеченность заемных средств  собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: <= 100%. Значение показателя достигло нормативного.

 

4.Оценка  деловой активности

15.Оборачиваемость  средств в расчетах, об.

На начало года: 110236/2910=37,9

На конец  года: 60293/6230=9,67

Данный индикатор  измеряется в оборотах (разах) и показывает, сколько раз обернулись в отчетном периоде средства, вложенные в дебиторскую задолженность. Рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.

16. Оборачиваемость  средств в расчетах, дн.

На начало года: 360/37,9=9,5

На конец  года: 360/9,67=37,2

Данный индикатор  измеряется в днях и показывает, сколько в среднем дней омертвлены денежные средства в дебиторской задолженности. Повышение показателя в динамике рассматривается как отрицательная тенденция.

17. Оборачиваемость  запасов, об.

На начало года: 87864/8892=9,9

На конец  года: 58067/7085=8,19

Отражает скорость реализации запасов.

18. Оборачиваемость  запасов, дн.

На начало года: 360/9,9=36,4

На конец  года: 360/44,8=43,95

Показывает, на сколько дней работы предприятия хватит имеющихся запасов. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов может отражать накопление избыточных запасов, неэффективное складское управление, накопление непригодных к использованию материалов. Но и высокая оборачиваемость не всегда выступает позитивным показателем, поскольку может говорить об истощении складских запасов, что может привести к перебоям в производственного процесса.

19. Оборачиваемость  кредиторской задолженности, дн.

На начало года: 2747/(87864/360)=11,25

На конец  года: 563/(58067/360)=3,49

Показывает, сколько в  среднем дней требуется для оплаты кредиторской задолженности.

 

5.Оценка  рентабельности

20.Рентабельность  продукции

На начало года: 22340/110236*100=20

На конец  года: 2226/60293*100=3,6

Показывает, сколько  получено валовой прибыли на 1 рубль  понесенных расходов.

21.Рентабельность  основной деятельности

На начало года: 22340/87864*100=25

На конец  года: 2226/60293*100=3,8

Показывает, сколько  прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат.

 

3. Управление  дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность  представляет собой наиболее вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в предприятии политики в отношении покупателей продукции. Увеличение или уменьшение ДЗ оказывает большое влияние на финансовое состояние предприятия, проявляющееся через оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы.

Управление  ДЗ предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчётах, где её ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Резкое увеличение ДЗ и её доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличение объёма продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение ДЗ оценивается положительно, если оно происходит за счёт сокращения периода его погашения. Если же ДЗ уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование ДЗ по срокам её возникновения. Наиболее распространённая классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30, 30-60, 60-90, 90-120, свыше 120.

 

3.1 Система скидок

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности (ДЗ).

Период оборота  дебиторской задолженности 

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности, дн.

Сумма ДЗ, руб.

Удельный вес  в общей сумме, %

Вероятность ДЗ, руб.

Сумма безнадежных долгов, руб.

Реальная величина задолженности, руб.

0-30

2 362,69

51,7

2,5

59,07

2303,62

30-60

786,04

17,2

5,0

39,30

746,74

60-90

475,28

10,4

7,5

35,65

439,63

90-120

338,18

7,4

10

33,82

304,36

120-150

260,5

5,7

15

39,08

221,42

150-180

214,79

4,7

30

64,44

150,35

180-360

132,53

2,9

60

79,52

53,01

Свыше 360

-

-

-

-

-

Итого

4570

100

 

350,86

4219,14


Вывод: при появлении  безнадёжных долгов согласно вероятности  их появления, величина дебиторской  задолженности сократится на 350,86 рублей и составит 4219,14 рублей.

Показатель

Варианты скидок

Без скидок

30-90 дней

 

До 3 дн.

10%

 

3-9 дн.

8%

 

10-14 дн.

5%

 

15-23 дн.

2,5%

 

24-30 дн.

1%

1.Потеря от  предоставления скидки с каждой 1000 руб.

 

100,00

 

80,00

 

50,00

 

25,00

 

10,00

 

-

2.Потеря от  инфляции с каждой 1000 руб.

 

0,37

 

1,28

 

0,92

 

1,65

 

1,28

 

16,50

3.Потеря от  привлечения кредита с каждой 1000 руб.

 

-

 

-

 

-

 

-

 

9,96

 

30

4.Итого потерь

100,37

81,28

50,92

26,65

21,24

46,50


Вывод: При уровне инфляции 0,55% в месяц и ставки процента по кредиту 12% получаем:

  • без предоставления скидки предприятие теряет с каждой 1000 рублей 46,5 рублей;
  • при предоставлении скидки в 1% потери составляют 21,24 рублей;
  • при предоставлений скидки 2,5% потери равны 26,65 рублей;
  • при скидки в 5% потери равны 50,92 рублей;
  • при скидки в 8% потери равны 81,28 рублей;
  • при скидки в 10% потери равны 100,37 рублей.

Следовательно, скидки в размере 10%, 8% и 5% предприятию не выгодны, т.к. сумма потерь превышает сумму потерь без скидок.

Величина скидок для сокращения срока погашения обязательств клиентами определяется финансовым менеджером и маркетологом исходя из возможностей потребителя и целесообразности использования такой схемы поставщиком услуг. При этом необходимо определить верхнюю и нижнюю границы размера скидок в зависимости от срока погашения обязательства и эмоционально воздействия на дебитора.

Условно примем следующие данные:

- 30% клиентов  продолжают работать по прежней  схеме;

- 5% клиентов  согласных на скидку 1%;

- 15% - на скидку 2,5%;

- 35% - на скидку 5%;

- 10% - на скидку 8%;

- 5% - на скидку 10%.

 

 

 

Планирование  выручки при предоставлении системы  скидок

Показатель

Варианты скидок

Без скидок

(30-90 дней)

Сумма выручки, руб.

 

До 3 дн.

10%

 

3-9 дн.

8%

 

10-14 дн.

5%

 

15-23 дн.

2,5%

 

24-30 дн.

1%

Выручка без  предостав-ления скидок, руб.

4263,23

8526,45

29842,58

12789,68

852,65

25579,35

85264,5

Выручка при  пре-доставлении скидок, руб.

3836,91

7673,81

26858,32

11510,71

767,39

23021,42

73668,55

Среднее время  оборота, дн.

1

6

12

19

27

60

125


 

Средняя продолжительность  оборота дебиторской задолженности  по предприятию определяется по формуле

T0= (1*5+6*10+12*35+15*19+5*27+60*30)/100 = 27

 

Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности при предоставлении скидок определяется как

где - общая сумма выручки при предоставлении скидок, руб

ДЗ'= 73668,55*27/360 = 5525,14

∆ДЗ = 4570 – 5525,14 = -955,14

∆Вр = 85264,5-73668,55 = 11 595,95

 

Экономический результат от предоставления скидок определяется по формуле

ЭР = -955,14-11595,95 = -12 550,14

Вывод: применение системы скидок для постоянных клиентов за ускорение оплаты автотранспортных услуг приводит к потерям части сумм, однако за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, предприятие в течение года сможет получить надежный источник финансирования своей деятельности. Из расчётов видно, что экономический результат от предоставления скидок отрицательный. Это говорит о том, что предприятию невыгодно вводить систему скидок и поощрять своих покупателей более выгодными условиями.

Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия