Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политики управления запасами в ООО «Кондитерская фирма «Алтай» и предложение мер по ее совершенствованию.
В работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления запасами;
- изучение моделей управления запасами;
- изучение затрат, возникающих вследствие создания и хранения запасов

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления запасами 5
1.1 Понятие запасов и необходимость их создания 5
1.2 Модели управления запасами 10
1.3 Затраты, связанные с созданием и хранением запасов 14
1.4 Оценка и учет материальных запасов 15
1.5 Этапы политики управления запасами 20
2. Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 25
2.1 Характеристика предприятия 25
2.2 Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 26
2.3 АВС и XYZ-анализы запасов ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 31
3. Основные направления совершенствования политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

201202 финансовый менеджмент.docx

— 211.23 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические основы управления запасами 5

1.1 Понятие запасов и необходимость их создания 5

1.2 Модели управления запасами 10

1.3 Затраты, связанные с созданием и хранением запасов 14

1.4 Оценка и учет материальных запасов 15

1.5 Этапы политики управления запасами 20

2. Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 25

2.1 Характеристика предприятия 25

2.2 Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 26

2.3 АВС и XYZ-анализы запасов ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 31

3. Основные направления совершенствования политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 34

Заключение 36

Список литературы 39

Приложения

 

 

 

Введение

 

Управление запасами –  это деятельность по оптимизации  запасов, позволяющая решить дилемму снижения затрат на создание и обслуживание запасов, с одной стороны, и обеспечение бесперебойного производственного и сбытового процессов, с другой стороны.

К запасам предприятия  относятся сырье и материалы, необходимы для производства, незавершенное  производство и готовая продукция.

С точки зрения логистики, управление запасами представляет собой  деятельность по оптимизации переработки и оформлению грузов, координации службы снабжения и продаж, определение оптимального размера складов и их месторасположения.

Эффективное решение задач  политики управления запасами призвано максимизировать прибыль предприятия за счет эффективного использования запасов, увеличения скорости оборачиваемости вложенных средств и удовлетворения покупательского спроса. В этом заключается актуальность данной работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политики управления запасами в ООО «Кондитерская фирма «Алтай» и предложение мер по ее совершенствованию.

В работе поставлены следующие  задачи:

- изучение теоретических  основ управления запасами;

- изучение моделей управления  запасами;

- изучение затрат, возникающих  вследствие создания и хранения  запасов;

- изучение методов оценки и учета запасов;

- исследование политики  управления запасами в ООО «Кондитерская фирма «Алтай»;

- предложение мер по  совершенствованию политики управления запасами в ООО «Кондитерская фирма «Алтай».

Объектом данной работы является ООО «Кондитерская фирма «Алтай».

Предметом – политика управления запасами в ООО «Кондитерская  фирма «Алтай».

Методологической основой  теоретического изучения проблем управления запасами послужили труды отечественных и зарубежных ученых.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, и приложений.

 

  1. Теоретические основы управления запасами

    1. Понятие запасов и необходимость их создания

 

Материальный запас  –  это находящиеся на разных стадиях  производства и обращения продукция  производственно-технического назначения, изделия народного потребления  и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного  или личного потребления [9, с. 98].

К запасам, в общем смысле, можно отнести как материалы  и сырье, необходимые для выпуска  продукции, так и саму готовую продукцию, находящуюся на складе, продукцию в незавершенном производстве, а также продукцию, предназначенную для перепродажи [2, с. 26].

С этой точки зрения, управление запасами – важная составляющая общей  политики управления предприятием. Управление запасами призвано обеспечивать бесперебойность производственного цикла и сводить к минимуму затраты на обслуживание запасов.

Существует множество  признаков для классификации  запасов. Обобщив различные подходы, представим классификацию запасов  в виде схемы (рис. 1).

Рассмотрим некоторые  из них более подробно.

Запасы в снабжении  представляют собой ресурсы, необходимые для производства готовой продукции и находящиеся в канале от поставщика этих ресурсов до производителя готовой продукции.

Производственные запасы – это ресурсы и незавершенное производство, уже находящиеся у производителя готовой продукции, но еще не вступившие в производственный процесс.

 

Рис. 1 – Классификация запасов

 

Производственные запасы необходимы для обеспечения бесперебойности  и цикличности производственного  процесса.

Сбытовые запасы, они же товарные, представляют собой готовую  продукцию, находящуюся как на складе производителя, так и в сфере обращения.

Товарные запасы могут  быть товарными средствами производства или товарными предметами потребления.

Складские запасы находятся  как на складах производителя, так  и на складах других звеньев логистической системы.

Транспортными запасами (запасами в пути, транзитными запасами) называют запасы, находящиеся в процессе транспортировки.

Запасы в грузопереработке образуются без операции хранения, например, при сортировке или перегрузке.

Текущие запасы – запасы на какой-либо конкретный момент времени, они предназначены для обеспечения производства между поставками.

Страховые (гарантийные) запасы предназначены для обеспечения бесперебойной работы в случае сбоя поставок ресурсов, резких колебаний спроса, сбоя производственного процесса и т.д. В нормальных условиях страховые запасы являются величиной постоянной и неприкосновенной, предназначены на непредвиденный случай.

Наличие сезонных запасов  связано с сезонным характером производства, потребления и/или транспортировки  некоторых видов товаров и  ресурсов.

Переходящие запасы – остатки  материалов, сырья, комплектующих, готовой  продукции на конец отчетного  периода.

Запасы продвижения находятся  в каналах дистрибуции и предназначены  для оперативного реагирования на резкое увеличение спроса, например, в период проведения акций.

Спекулятивные запасы создаются  в преддверии прогнозируемого повышения  цен.

Устаревшие (неликвидные) запасы -  образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибуции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.

Кроме того, в зависимости  от объема заказа и времени классификацию запасов можно представить следующим образом (рис. 2) [18, с. 111].

Объем заказа

Время

Максимальный  желательный запас

Пороговый уровень

Текущий запас

Гарантийный запас

Рисунок 2 – Классификация количественных уровней запасов


В модели на рисунке 2 максимальный желательный запас показывает запас, который экономически целесообразен для данного предприятия, его уровень может быть использован в качестве ориентира при расчете объема заказа. Пороговый уровень запаса определяет момент выдачи следующего заказа.

Можно выделить следующие  причины, по которым предприятие создает запасы [15, с. 318].

  1. Избежание негативных последствий из-за возможного нарушения графика поставок комплектующих, сырья и материалов.
  2. Избежание негативных последствий вследствие колебания спроса.
  3. Сезонность производства некоторых видов товаров.
  4. Обеспечение равномерности производственных процессов.
  5. Часто поставщики предоставляют скидки при покупке большими партиями. Желание снизить издержки приводит к появлению запасов.
  6. В случае прогнозируемого увеличения цены на комплектующие, сырье и материалы.
  7. Необходимость увеличения скорости обслуживания потребителей.
  8. Издержки оформления заказа.
  9. Сокращение времени простоев.
  10. Упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).

Кроме того, для готовой  продукции можно выделить свои причины  образования запасов. Это может быть накопление необходимого отгрузочного минимума; укомплектование отгрузки, в случае необходимости отгрузки нескольких наименований; задержки, необходимые для упаковки и затаривания; задержки, необходимые для оформления документов; задержки, необходимые для погрузки продукции в транспорт [6, с. 122]. 

Помимо факторов, побуждающих  к созданию запасов, существуют причины их сокращения [3, с. 215]. К таковым могут относиться:

  1. Затраты на хранение запасов (их мы рассмотрим ниже).
  2. Количественные потери (усушка, испарение, потеря, хищение).
  3. Качественные потери (потеря качества при хранении).
  4. Моральное устаревание.

Таким образом, запасы необходимы для бесперебойного процесса производства и обеспечения потребителей. Ряд причин, таких как перебои с поставками, сезонный характер, колебания спроса, желания снизить издержки (скидка к цене и снижение транспортных расходов) при покупке большой партии, побуждает предпринимателей делать запасы. В общем смысле запасами считаются ресурсы, необходимые для производства готовой продукции, незавершенное производство и сама готовая продукция, находящаяся в различных звеньях логистической цепи. В тоже время, создание запасов влечет за собой увеличение затрат на их содержание и ряд других возможных негативных последствий. Отсюда управление запасами – это управленческая деятельность по оптимизации запасов.

    1. Модели управления запасами

 

Перед управлением запасами, как видом управленческой деятельности стоят следующие основные задачи [20, с. 62]:

  1. Определение размера запаса, его нормы и частоты пополнения.
  2. Контроль соответствия фактического количества запаса и его нормы.

Под нормой запаса понимают расчетный минимальный уровень  запасов, необходимый для бесперебойного процесса производства и (или) реализации.

Норму запаса можно определить несколькими методами:

- эвристическими методами;

- технико-экономическими  расчетами;

- экономико-математическими  методами.

Эвристический метод может  быть опытно-статистическим (в случае принятия решения одним специалистом) или методом экспертных оценок (при принятии решения группой специалистов). Общим является принятие решения на основе статистических данных, отчетности за прошлый период, анализа рынка и субъективной оценке тенденций его развития [12, с. 258].

Метод технико-экономических  расчетов достаточно трудоемкий. При его применении все запасы делятся на номенклатурные группы, для каждой из  которых рассчитываются страховые, сезонные, текущие запасы. Каждый вид запаса может быть разделен на еще более мелкие составляющие [13, с. 106].

При применении экономико-математических методов определение нормы запаса происходит на основе построения математических моделей, с помощью которых можно спрогнозировать размер будущего запаса на основе темпов изменения и тенденций в образовании и запасов в предыдущем периоде [10, с. 74].

В зависимости от сложности  расчетов математические методы можно  представить в следующем виде (рис. 3).

Математические методы определения  нормы запаса

Возрастание степени сложности

Вероятностные

Детерминированные

Статические

Динамические

Стационарные

Нестационарные

Модель оптимальной партии поставки

с учетом невыполненных заявок

Модель оптимальной партии поставки

с потерей  невыполненных заявок

Модель, учитывающая скидки

 

Модель с фиксированным размером заказа

 

Модель с фиксированным интервалом времени между заказами

 

Модель  с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня

Модель «минимум - максимум»

Рисунок 3 – Классификация математических методов расчета


В детерминированных моделях, в отличие от вероятностных, уровень  требуемого запаса известен заранее. В статических моделях интенсивность потребления ресурса остается неизменной во времени, в динамических интенсивность потребления изменяется в зависимости от времени. В стационарных моделях функция плотности вероятности неизменна во времени, а в нестационарных – функция плотности вероятности изменяется во времени [4, с. 105].

При управлении запасами в  реальных условиях редко удается  использовать статические модели из-за изменения интенсивности потребления; изменения скорости поставки; несоответствия поставленного объема заказанному; ошибок в учете фактических запасов, влияющих на объем заказываемых.

В динамических моделях предусмотрен механизм адаптации к изменяющейся ситуации [5].

В динамической модели с фиксированным  размером заказа сам размер заказа – величина постоянная. Заказ подается в момент, когда текущий запас достигает порогового уровня.

В динамической модели с фиксированным интервалом времени между заказами размер заказа каждый раз рассчитывается, заказы делаются через определенные фиксированные промежутки времени. Размер заказа в этом случае рассчитывается по принципу восполнения до максимального желательного уровня (с учетом потребления за время поставки) [19, с. 56].

В модели с установленной  периодичностью пополнения запасов  до постоянного уровня заказы производятся не только в фиксированные плановые моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Объем заказа определяется по принципу восполнения запаса до максимального желательного уровня соответственно от текущего или от порогового уровня запаса (с учетом потребления за время поставки).

Информация о работе Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»