Управление заемным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть политику привлечения заемных средств на предприятии и выявить пути совершенствования привлечения заемных средств на примере конкретного объекта.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
Изучить стоимостную концепцию финансового менеджмента;
Рассмотреть коэффициенты, отражающие эффективность формирования капитала предприятия;
Дать технико-экономическую характеристику изучаемой организации;
Проанализировать использование финансовых ресурсов в организации;
Выявить проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов для анализируемой организации;
Сформулировать предложения по совершенствованию управления капиталом в организации.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основыуправления заемным капиталом предприятия

1.1. Содержание и структура заёмного капитала.......................................5

1.2. Методы оптимизации структуры капитала.. ….................................10

Глава 2. Анализ управлением капиталом в ООО «Волга»

2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Волга». …............18

2.2. Анализ использования финансовых ресурсов ООО «Волга»....... ...19

2.3. Проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов ООО «Волга»........................................................................................................33

Глава 3. Совершенствование управления капиталом в ООО «Волга»

3.1. Недостатки управления капиталом в ООО «Волга».......................37

3.2. Пути улучшения управления капиталом в ООО «Волга».............. 39

Заключение …........................................................................................................42

Список литературы …..........................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

Управл заемн капит.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Финансовый менеджмент»

 

тема «Управление заемным капиталом предприятия»

(на  примере ООО «Волга»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

 
Введение.................................................................................................................. 3 
 
Глава 1. Теоретические основыуправления заемным капиталом предприятия  
 
 1.1. Содержание и структура заёмного капитала.......................................5 
 
 1.2. Методы оптимизации структуры капитала.. ….................................10 
 
Глава 2. Анализ управлением капиталом в   ООО «Волга» 
 
 2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Волга». …............18 
 
 2.2.  Анализ использования финансовых ресурсов ООО «Волга»....... ...19 
 
 2.3. Проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов ООО  «Волга»........................................................................................................33 
 
Глава 3. Совершенствование управления капиталом в   ООО «Волга» 
 
 3.1. Недостатки управления капиталом в   ООО «Волга».......................37 
 
 3.2. Пути улучшения управления капиталом в   ООО «Волга».............. 39 
 
Заключение …........................................................................................................42 
 
Список литературы …..........................................................................................45

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность управления капиталом является ключевым фактором общей эффективности предприятия. Неудовлетворительная структура активов, излишняя иммобилизация средств, низкий уровень ликвидности баланса  служат основными причинами низкой капитализации отечественных предприятий, банкротств и, как следствие, причинами снижения эффективности функционирования экономики.

В настоящее  время, в условиях существования  различных форм собственности в  России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала.

Возможности становления  предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут  быть реализованы лишь только в том  случае, если собственник разумно  управляет капиталом, вложенным в предприятие. 
 Капитал всякого предприятия может быть представлен двумя составляющими: собственными и заемными средствами.

В условия рынка  каждое предприятия должно искать собственный  путь развития, новые формы приложения капитала и методы работы.

Цель работы – рассмотреть  политику привлечения заемных средств  на предприятии и выявить пути совершенствования привлечения  заемных средств на примере конкретного  объекта.

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

    •     Изучить стоимостную концепцию финансового менеджмента;
    • Рассмотреть коэффициенты, отражающие эффективность формирования капитала предприятия;
    • Дать технико-экономическую характеристику изучаемой организации;
    • Проанализировать использование финансовых ресурсов в организации;
    • Выявить проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов для анализируемой организации;
    • Сформулировать предложения по совершенствованию управления капиталом в организации.

Объект исследования – ООО «Волга». Предмет исследования – заемный капитал ООО «Волга».

При написании  курсовой работы использовались аналитический, монографический, расчетно-статистический методы, а также  информационные источники: законодательные акты РФ, труды отечественных и зарубежных ученых, материалы специализированной печати, бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Волга».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления заемным капиталом предприятия 

1.1. Содержание  и структура заёмного капитала

Заемный капитал (ЗК) представляет собой часть стоимости  имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал). Структура заёмного капитала раскрыта на рис.4. 
 Долгосрочные заемные средства — это кредиты и займы, полученные организацией на период более года, срок погашения которых наступает не ранее чем через год. К ним относятся задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п. Кредиты и займы, привлекаемые на долгосрочной основе, направляются на финансирование приобретения имущества длительного использования.

Краткосрочные заемные средства —  обязательства, срок погашения которых  не превышает года. Среди этих средств  следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает  в результате коммерческих и других текущих расчетных операций. К ней относятся: задолженность персоналу по оплате труда; задолженность бюджету и внебюджетным фондам по обязательным платежам; авансы полученные; предварительная оплата заказов и продукции; задолженность поставщикам и другие виды задолженности. Краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность являются источниками формирования оборотных активов [16, с.192-195].

 

 
                                                                                                            

 
Рис. 1. Формы финансовых обязательств предприятия

Привлечение заёмных  средств – довольно распространённая практика. С одной стороны, это  фактор успешного функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств.

С другой стороны, предприятие  обменивается финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов  за кредит высокий). Привлечение заёмных  средств широко практикуется при агрессивной политике финансирования. Величина и эффективность использования заёмных средств – одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих решений. В целом, хозяйствующие субъекты, использующие кредит, находятся в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность кредита, использование последнего обеспечивает  повышение рентабельности предприятия. 
 Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями: 
1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя. 
2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности. 
3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль). 
4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала). 
 В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

  1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.

 Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.). Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов. 
4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе) [3, c.209-210]. 
 Лизинговые отношения реализуются при помощи разнообразных рычагов и инструментов, но наиболее существенное значение в теории и на практике имеют две экономические формы: лизинговые платежи и инвестиции. 
 При помощи лизингового механизма соединяются два важнейших фактора производства: труд (предпринимательские способности) и капитал, которые в единстве обеспечивают, с одной стороны, участие субъектов лизинга в формировании муниципального и федерального бюджетов и, следовательно, в решении социально-экономических проблем общества, а с другой — расширенное воспроизводство и насыщение рынка необходимыми товарами. Двойственность социально-экономического статуса лизингополучателей как непосредственных исполнителей (работников) и как самостоятельных предпринимателей малого бизнеса заинтересовывает их не только в улучшении личного потребления, но и в осуществлении производственных накоплений, что создает предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.

Центральным, наиболее важным звеном организации лизинговых сделок является экономически обоснованный состав и размер лизинговых платежей. 
 Плата за лизинг — это форма экономических отношений собственника и арендатора по распределению дохода, созданного в процессе использования объекта лизинга, а на поверхности хозяйственной жизни — это форма взаиморасчетов лизингополучателя и лизингодателя. Она выполняет функции возмещения стоимости средств производства, накопления капитала и стимулирования предпринимательской деятельности.

В самом общем виде лизинговые платежи — это одна из экономических  форм реализации права собственности  на имущество. При передаче в лизинг оборудования или другого объекта  собственник вправе возвратить его  стоимость с прибавкой определенного  процента на капитал.

Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту  Банком в обмен на уступку дебиторской  задолженности, включающий:

    • финансирование поставок товаров;
    • защита рисков;
    • учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту;

 контроль  своевременности оплаты и работу  с дебиторами. 
 Факторинг является одной из наиболее выгодных и высокотехнологичных финансовых услуг для современного бизнеса. Если идет продажа с отсрочкой платежа, но долгам нужны "живые" деньги - нужен факторинг. 
 С помощью факторинга можно получить большую часть выручки. Используя факторинг не нужно ждать денег от покупателя 20, 30 и более дней. Оперативно пополняя оборотные средства с помощью факторинга, можно предложить покупателям более гибкие условия оплаты, при этом, своевременно проводя оплаты своим поставщикам, получать у них значительные скидки.

Современные компьютерные технологии помогут постоянно следить  за динамикой поставок и проводить  грамотную и основанную на реальных цифрах торговую политику.

Таким образом, предприятие, использующее заемный  капитал, имеет более высокий  финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного  объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

 

1.2. Методы  оптимизации структуры капитала

Оптимизация структуры  капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе управления его формированием при создании предприятия. Процесс оптимизации структуры капитала предприятия осуществляется по следующим этапам (рис.5).  
Рис. 2. Этапы процесса оптимизации структуры капитала предприятия 
1. Анализ капитала предприятия. Основной целью этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия