Планирование и финансирование расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 06:00, курсовая работа

Краткое описание

Экономические и социальные реформы в России предусматривают в качестве приоритетных направлений государственные инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

Содержание

Содержание
Введение 4
1. Планирование и финансирование расходов на образование 4
1.1. Общая характеристика системы образования 4
1.2. Финансирование расходов на образование 4
1.3. Исполнения расходов федерального бюджета на образование (2008-2010 г.) 4
1.4. Приоритетный национальный проект «Образование» 4
1.5. Проблемы бюджетного финансирования образования 4
1.5.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 4
1.5.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем. 4
1.5.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 4
2. Обоснование проекта бюджета муниципального образования 4
2.1. Бюджет муниципального образования за отчётный год: 4

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач!!!.docx

— 373.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 4

1. Планирование и финансирование расходов на образование 6

1.1. Общая характеристика системы образования 6

1.2. Финансирование расходов на образование 11

1.3. Исполнения расходов федерального бюджета на образование (2008-2010 г.) 13

1.4. Приоритетный национальный проект «Образование» 17

1.5. Проблемы бюджетного финансирования образования 21

1.5.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 21

1.5.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем. 23

1.5.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 27

2. Обоснование проекта бюджета муниципального образования 30

2.1. Бюджет муниципального образования за отчётный год: 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономические и социальные реформы в России предусматривают в качестве приоритетных направлений государственные  инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование  являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики  напрямую зависит от уровня образованности общества.

В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися  знаний, навыков и умений, соответствующих  требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам.

Более жесткие  требования современная экономическая  ситуация предъявляет к качеству образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования  образования, без его перехода на новый уровень.

Актуальность  данной темы заключается в значимости планирования и финансирования расходов на образование в современном  мире.

Цель  данной работы – изучить теоретические основы планирования и финансирования расходов на образование, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.

 При написании данной работы были определены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность планирования и финансирования расходов на  образование;
  2. проанализировать исполнения расходов федерального бюджета на образование (2008-2010 г.)
  3. рассмотреть приоритетный национальный проект «Образование»;
  4. Выявить проблемы бюджетного финансирования образования и пути их решения.
  5. рассчитать два варианта проекта бюджета;

При написании  данной работы были использованы следующие методы:

  • анализ и синтез;
  • метод индукции, дедукции;
  • аналитический;
  • сравнения;
  • обобщения;
  • расчёта бюджетных коэффициентов, показателей;
  • графический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. Планирование и финансирование расходов на образование

         1.1. Общая характеристика системы образования

 

Первостепенная  роль в деле воспитания подрастающего  поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением  Правительства РФ. [3; 7]  

Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования  и начального профессионального  образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего  и послевузовского профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если образование  данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные  стандарты позволяют сохранить  единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему  норм, определяющих обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной  нагрузки обучающихся.

Реализация  государственных гарантий права  граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих  условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

В последнее  время особое внимание уделяется  принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки  зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность  дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан  и уровнем их подготовленности; программы  обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические  особенности региона.

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо  подчеркивается роль местных органов  самоуправления, которые могут создавать  дополнительные условия для функционирования и развития системы образования  за счет средств и местных бюджетов [8].

С позиций  ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется  из регионального бюджета, а муниципальной  – система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

К общеобразовательным  относятся программы дошкольного  образования, начального общего образования, основного общего образования и  среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных  программ.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее  одну или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений [1]:

  • дошкольные;
  • образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
  • для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Схема образования в РФ изображена на Рисунке 1.1 Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

Каждое  образовательное учреждение создается  одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Собственником государственных  и муниципальных образовательных  учреждений является государство в  лице федеральных, региональных и местных  органов управления.

Рисунок 1.1 Система образования в России

 

В соответствии с этим основой государственных  гарантий получения гражданином  образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное  финансирование. Объем бюджетных  средств выступает одним из главных  показателей, характеризующих масштаб  государственного регулирования сферы  образования.

Степень участия бюджета того или иного  уровня в финансировании расходов зависит  от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей  системы государственного управления; законодательного распределения ответственности  за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

  • на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;
  • на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Программа развития образования и т.п.;

В последние  годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном  уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку  право на образование является одним  из основных конституционных прав граждан  РФ, то при недостаточности средств  у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный  и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются  средства на проведение мероприятий  и содержание учреждений, находящихся  в их ведении, и реализацию собственных  программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются  из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления  финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное  финансирование».

Правовой  базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную  отрасль явилась целая серия  законодательных актов, среди которых  кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно  выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об  общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4; 5; 6].

В настоящее  время система частного предпринимательства  в образовании отражает общественную реакцию на новые направления  развития экономики государства. Рынок  образовательных услуг призван  удовлетворять не только государственный  заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ  различных групп населения и  предприятий. В процессы образования  включаются как формирующийся класс  предпринимателей, так и представители  различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать  систему образования в своих  интересах побуждает их открывать  альтернативные негосударственные  учебные заведения и оказывать  финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные  учреждения вправе предлагать широкий  спектр образовательных услуг населению  на платной основе.  Привлечение  дополнительных источников на цели образования  может осуществляться двумя путями:

  • предпринимательской, условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;
  • взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения [14].

          1.2. Финансирование расходов на образование

 

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ. В расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В компетенции  РФ – формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 10,9 % общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4,4 % его расходов и около 20% расходов – из бюджетов субъектов Федерации. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование – 41%, школы-интернаты – 8%, среднее специальное образование – 10%, на высшее образование – 12% [15].

Информация о работе Планирование и финансирование расходов на образование