Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 06:00, курсовая работа
Экономические и социальные реформы в России предусматривают в качестве приоритетных направлений государственные инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.
Содержание
Введение 4
1. Планирование и финансирование расходов на образование 4
1.1. Общая характеристика системы образования 4
1.2. Финансирование расходов на образование 4
1.3. Исполнения расходов федерального бюджета на образование (2008-2010 г.) 4
1.4. Приоритетный национальный проект «Образование» 4
1.5. Проблемы бюджетного финансирования образования 4
1.5.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 4
1.5.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем. 4
1.5.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 4
2. Обоснование проекта бюджета муниципального образования 4
2.1. Бюджет муниципального образования за отчётный год: 4
Содержание
Введение 4
1. Планирование и финансирование расходов на образование 6
1.1. Общая характеристика системы образования 6
1.2. Финансирование расходов на образование 11
1.3. Исполнения расходов федерального бюджета на образование (2008-2010 г.) 13
1.4. Приоритетный национальный проект «Образование» 17
1.5. Проблемы бюджетного финансирования образования 21
1.5.1. Основные проблемы бюджетного финансирования образования 21
1.5.2. Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках основных проблем. 23
1.5.3. Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 27
2. Обоснование проекта бюджета муниципального образования 30
2.1. Бюджет муниципального образования за отчётный год: 30
Экономические и социальные реформы в России предусматривают в качестве приоритетных направлений государственные инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.
В школах
бюджетное финансирование должно обеспечить
возможность получения
Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования образования, без его перехода на новый уровень.
Актуальность данной темы заключается в значимости планирования и финансирования расходов на образование в современном мире.
Цель данной работы – изучить теоретические основы планирования и финансирования расходов на образование, закрепить практические навыки экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета муниципального образования.
При написании данной работы были определены следующие задачи:
При написании данной работы были использованы следующие методы:
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ. [3; 7]
Гражданам
РФ гарантируется возможность
Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.
В последнее
время особое внимание уделяется
принципу регионализации образования.
Основными признаками региональной
системы образования с точки
зрения его организации являются:
совокупность учебно-воспитательных учреждений
в регионе, обеспечивающих возможность
дифференциации образования и обучения
в соответствии с интересами граждан
и уровнем их подготовленности; программы
обучения, отражающие научно-культурные,
демографические и
Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов [8].
С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной – система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.
К общеобразовательным
относятся программы
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений [1]:
Схема образования в РФ изображена на Рисунке 1.1 Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.
Каждое
образовательное учреждение создается
одним или несколькими
Рисунок 1.1 Система образования в России
В соответствии
с этим основой государственных
гарантий получения гражданином
образования в пределах стандартов
является государственное или
Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:
В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.
Региональный
и местный уровни аналогичны федеральному.
В территориальных бюджетах предусматриваются
средства на проведение мероприятий
и содержание учреждений, находящихся
в их ведении, и реализацию собственных
программ развития. В тех случаях,
когда одни и те же расходы финансируются
из разных бюджетов, применяется термин
«многоуровневое
Правовой
базой для привлечения
В настоящее
время система частного предпринимательства
в образовании отражает общественную
реакцию на новые направления
развития экономики государства. Рынок
образовательных услуг призван
удовлетворять не только государственный
заказ, который обеспечивается бюджетными
ассигнованиями, но и социальный заказ
различных групп населения и
предприятий. В процессы образования
включаются как формирующийся класс
предпринимателей, так и представители
различных движений, национальных объединений,
религиозных общин. Стремление реформировать
систему образования в своих
интересах побуждает их открывать
альтернативные негосударственные
учебные заведения и оказывать
финансовую поддержку государственным.
В свою очередь и государственные
учреждения вправе предлагать широкий
спектр образовательных услуг
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ. В расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В компетенции РФ – формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 10,9 % общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4,4 % его расходов и около 20% расходов – из бюджетов субъектов Федерации. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование – 41%, школы-интернаты – 8%, среднее специальное образование – 10%, на высшее образование – 12% [15].
Информация о работе Планирование и финансирование расходов на образование