Основы финансовой политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:16, реферат

Краткое описание

Финансовая политика организации – это система мероприятий по целенаправленному формированию и использованию финансов для достижения целей хозяйствующего субъекта, способствующая реализации стратегических и тактических задач, определенных уставом организации.
Разработка финансовой политики пред¬приятия является актуальным фактором развития.
Одна из главных предпосылок разработки финансовой политики – интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы фин политики.docx

— 31.89 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы финансовая политика приобрела системный характер стратегические цели необходимо ранжировать путем задания весов. Так, при оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависит и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень его прибыли.

Приоритетность стратегических целей периодически меняется как в рамках одного предприятия, так и от предприятия к предприятию. Многие  факторы влияют на важность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на  две крупные категории – внутренние и внешние. 

К основным внутренним факторам можно отнести:

масштаб предприятия;

стадию развития самого предприятия;

субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Разработанная финансовая политика не может быть раз и навсегда определенной и незыблемой. Последние годы показали, насколько радикально затрагивающими фундаментальные основы могут быть изменения в условиях хозяйствования. Кроме того, стремительные изменения продолжаются и в настоящее время на финансовых рынках, со стороны регулирования государством, в практике управления предприятием. Поэтому финансовая политика должна быть гибкой и учитывать изменения всех интересов и факторов, оказывающих на нее влияние.

В этой связи одним из основных принципов финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения, обоснованного перспективного планирования и прогнозирования финансовая политика приобретает устойчивость.

Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, цели и задачи предприятия, а также поддерживает взаимоотношения с внешним окружением.

Перспективный финансовый план содержит прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств. Их часто называют проформами (Proforma), что буквально означает «ради формы». Прогнозная отчетность — удобный способ обобщения различных хозяйственных событий, ожидаемых в будущем. Она предоставляет необходимый минимумом информации для принятия управленческих решений и для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия. Эти прогнозные документы дают руководству предприятия информацию о:

- потребностях в инвестиционных средствах;

- способах финансирования этих инвестиций:

- влиянии выбранной инвестиционной политики на стоимость предприятия.

Перспективный финансовый план  в значительной степени является прогнозным, а расчеты приобретают приближенный характер и отражают только общую динамику процессов. Чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный (необязательный) характер. Это объясняется тем, что в долгосрочной перспективе неопределенность изменения макроэкономической конъюнктуры возрастает, т.е. в исполнении плана все большую роль играют факторы, не зависящие от деятельности предприятия. Поэтому является излишней детализация показателей перспективного плана.

Главными критериями продолжительности планирования и прогнозирования являются:

характеристика отрасли, где работает предприятие (более длительный – в «традиционных» отраслях и менее – в отраслях с передовыми технологиями);

общая ситуация в экономике (более длительный – при стабильном росте и менее – при экономической нестабильности);

профессионализм работников плановых служб и руководства предприятия.

В связи с этим этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков.

 Долгосрочная финансовая политика основывается на стратегическом и перспективном финансовом планировании и касается принятия решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например,  стратегическое планирование предполагает решение по поводу закупки оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Даже в развитых рыночных странах нельзя точно назвать период, на который разрабатывают стратегический план. Например, Британская сталелитейная корпорация разрабатывает стратегический план на 10 лет, большинство американских компаний используют пятилетние планы, в Японии – чаще трехлетние планы. В нашей стране в условиях нестабильности экономики долгосрочные планы, как правило, разрабатывают на три-пять лет.

В противоположность этому в рамках краткосрочной политики решения нацелены на принятие текущих решений на срок до одного года, или период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев.  Так  краткосрочные финансовые решения принимаются, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики. Краткосрочная финансовая политика связана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.

 

1.3. Субъекты и объекты финансовой  политики

 

Финансовая политика выступает в качестве основ процесса управления финансовыми потоками и финансовыми ресурсами организации. В результате предполагает субъективное и объективное начало в процессе реализации финансовой политики.

Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

Реализация финансовой политики на предприятиях осуществляется по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, территориальной структуры, масштабов деятельности.

На малых предприятиях в качестве субъектов управления могут выступать руководитель и бухгалтер, так как  малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекаются внешние эксперты и консультанты.

В группе предприятий среднего бизнеса текущая финансовая деятельность сосредоточена внутри других отделов (бухгалтерия, администрация и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

- информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и др. службы;

- финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

- контрольными органами: службы внутреннего контроля или внутреннего аудита.

Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило,  финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, директор является  лишь советником высшего управленческого персонала.

На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной, но всегда в рамках стратегических направлений развития.

К основным объектам управления можно отнести следующие:

Управление капиталом: определение общей потребности в капитале;

оптимизация структуры капитала; минимизация цены капитала; обеспечение эффективного использования капитала.

Дивидендная политика: определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.

Управление активами: определение потребности в активах; оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования; обеспечение ликвидности активов; ускорение цикла оборота активов; выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

 


Информация о работе Основы финансовой политики организации