Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

В российских компаниях финансовое планирование зачастую носит фрагментарный характер, что затрудняет эффективное управление финансами, прежде всего движением денежных средств, и принятие точных и взвешенных в финансовом отношении управленческих решений. Этим объясняется актуальность изучения теоретических и практических аспектов финансового планирования и постановки системы бюджетирования на предприятиях.
Цель данной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние ОАО «Мираж», а так же определить основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Содержание

С.
Введение
3
1 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4
1.1 Сущность и задачи финансового планирования
4
1.2 Процесс и этапы финансового планирования
1.3 Виды финансового планирования
6
8
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ОАО «Мираж)

15
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
15
2.2 Оценка финансового плана предприятия на основе бюджета доходов и расходов

23
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

30
3.1 Технология финансового планирования на российских предприятиях
30
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

34
Заключение
38
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.68 Кб (Скачать файл)

Контроль - это действие, которое помогает выполнению проектируемых  решений, и представление оценки, обеспечивающее обратную связь.

Для выполнения этих функций  необходимо иметь данные бюджета  и исполнительских отчетов. Отчет  исполнителя — это изменение  фактического состояния объекта. Он, как правило, состоит из сравнения бюджетных и фактических результатов. Расхождения бюджетных и фактических данных называются отклонениями. Отчет помогает управлять по отклонениям, что позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах, заслуживающих внимания, а не на тех, которые исполняются без отклонений.

Бюджетный метод в условиях нестабильности является важным методом  управления предприятием. Его применение эффективно в области:

1. финансового менеджмента;

2. управления коммерческой деятельностью;

3. организации общего управления;

4. управления затратами;

5. общей стратегии развития предприятия (этот метод – средство количественной оценки происходящего, анализа достигнутых результатов по сравнению с прогнозными показателями).

Расчеты, осуществляемые в  процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также  источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора  и т.п.).

Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении  степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого  направления деятельности предприятия  и рассчитать разные варианты, заранее  подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

На сегодняшний день процесс  формирования бюджета в странах  с развитой экономикой представляет собой целостную, четко работающую систему непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач  до контроля за его исполнением на всех стадиях. При этом на обеспечение максимально быстрого процесса обработки и анализа собираемых данных, необходимых для бюджетирования, на что тратится большая часть рабочего времени менеджеров, используются специальные программные продукты.

Однако специфика отечественных  экономических условий не позволяет  формально отнестись к внедрению  системы бюджетирования по западному  образцу. Требуется корректировка  методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий при использовании  основных достижений западной науки. Формирование системы бюджетирования сталкивается с рядом трудностей. С одной  стороны, процесс бюджетирования должен быть поддержан организационно (выделены функции, ответственные исполнители, обучены работники экономической  службы), а с другой стороны, должен быть обеспечен максимально быстрый  процесс обработки и анализа  собираемых данных. Наиболее частый недостаток разрабатываемых бюджетов – малая  вовлеченность конкретных исполнителей в процесс планирования и управления, сложность формирования системы  гибкой и адекватной оценки результатов  деятельности.

Перед руководителями стоит сложная задача – грамотно начать внедрение системы бюджетирования, одновременно решая две основные проблемы – организационную и техническую.

Формирование бюджета  необходимо осуществлять по схеме, предусматривающей  взаимодействие "верхов" и "низов". Данная схема наиболее совершенна, поскольку планирование "снизу" и составление бюджета "сверху" – единый процесс, в котором предусматривается  постоянная взаимосвязь и координация  наиболее важных для предприятия  показателей. Разработка бюджета представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов, реализация которых происходит в следующем порядке: моделирование  и выбор оптимального варианта действий для предприятия, а затем контроль отклонений и регулирование. После  завершения периода анализируются  отклонения и выявляются причины  для корректировки будущих планов.

В процессе управления фиксируются  фактические показатели, которые  сравниваются с плановыми. Там, где существует различие между ними, необходимо определить, почему оно появилось, нужно ли предпринять какие-то шаги для корректировки ситуации или необходимо пересматривать бюджет. Существуют такие значительные различия, изменить которые невозможно. Примером может служить изменение ставок налогов. В таких обстоятельствах необходима корректировка бюджета и повторное рассмотрение целей предприятия.

Оценка выполнения бюджета  предполагает сравнение фактических  результатов с бюджетными, а не с данными прошлых периодов, в которых могут быть скрыты недостатки.

Таким образом, методика формирования бюджета – эффективный инструмент планирования гибкого развития предприятия. Она представляет собой систему  методологических указаний по определению  основных экономических показателей  развития предприятия, их нормативов и  форм для их расчета и может  быть рекомендована для использования  на любом предприятии

 

3.2 Основные направления  совершенствования системы планирования  финансовой деятельности на предприятии

Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового  планирования в нынешних условиях действуют  факторы, ограничивающие его использование  на предприятиях. Основные из них:

1. высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

2. незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

3. отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для  осуществления эффективного финансового  планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми  средствами для привлечения высококвалифицированных  специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в  области финансов.

Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта.

Анализ причин недостаточной эффективности функционирования целого ряда предприятий позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

1. процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

2. планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

3. должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;

4. нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;

5. следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;

6. система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

7. обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Реализация этих принципов  построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими  компонентами менеджмента) выстроить  и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

По мнению Евгения Емельянова, ведущего специалиста консультационной фирмы в области финансов, процесс  планирования должен идти «сверху вниз».

При этом «сверху» — это  не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную  акцию.

Есть две основные линии, по которым надо все правильно  построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.

Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.

Основная трудность при  планировании — внедрение. План написать не так сложно, но как сделать, чтобы  он заработал?

Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы, составленные другими  людьми, не работают как раз по причине  своей чужеродности.

Следующий аспект планирования — возможности организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов под  хороший рынок.

И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы  должны быть усвоены менеджерами, они  должны захотеть это сделать.

Самая распространенная проблема — это реструктуризация. То есть компания «выросла», необходимы комплексные  организационные изменения. А за этим уже идет системная работа по стратегии, маркетингу, формированию персонала, корпоративной культуре.

Но потребность в серьезном  планировании ограничивается только этими  организациями. Хорошие планы сейчас встречаются в одной компании из десяти, а полное их отсутствие —  в четырех из десяти.

Но, с другой стороны, большая  часть компаний их уже делает. Если сравнивать с 90-ми годами, то прогресс очень значительный.

И развитие будет происходить  в положительном направлении, тем  более что степень неопределенности ситуации в стране будет уменьшаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики, в России для любого предприятия  финансовое планирование в условиях нестабильности является одним из самых  важных элементов ее деятельности. Основной целью коммерческой организации  является получение прибыли, а это  невозможно без тщательного планирования и контроля всех финансовых потоков  и процессов предприятия, внешних  и внутренних связей.

Предприятия заинтересованы в том, чтобы иметь реальные представления  о своих возможностях. Финансовое планирование связано с одной  стороны, с желанием предотвратить  возможные ошибки в финансовой деятельности, а с другой с тем, чтобы использовать все возможности (в рамках закона) для получения прибыли.

Постоянное стремление к  разработке системы финансового  планирования, адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики, привело  руководство многих хозяйствующих  субъектов к внедрению системы  бюджетирования деятельности предприятия.

Сегодня бюджетирование используется в российских компаниях крайне редко. Это объясняется нестабильностью  инфляционных процессов, налогового законодательства, высокой степенью неопределенности на российском рынке и другими  ограничивающими факторами, а также, как это не печально, нежеланием многих руководителей вкладывать денежные средства в малоэффективный, по их мнению, процесс. Однако, общепризнанно, что эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

В данной работе были рассмотрены  теоретические основы финансового  планирования деятельности предприятия  и его финансовых результатов  работы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Деньги. Кредит. Финансы. / С. В. Галицкая. – М.: Экзамен, 2010.  –  224 с. (13)
  2. Александрова Е. И. Финансы и кредит. Журнал 4 (118). 2009. – 114 с (4)
  3. Павлова Л. Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.  –  М.:  Финансы,     ЮНИТИ, 2008. – 639 с.(21)
  4. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового  состояния  предприятия.  Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и    маркетинга”, 2009 г. – 412 с.
  5. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. – М.: Финпресс, 2002. – 208 с.
  6. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебное пособие/Г.В.Савицкая.-6-е изд., стер. - Мн.: Новое знание,2006.-652 с.
  7. Финансовое планирование и контроль/Под ред. М.А. Поукока, А.Х. Тейлора; Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1996.
  8. Причкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. / Л.В. Причкина - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. - 360с.
  9. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг/ В.Ф. Протасов – М.: «Финансы и статистика», 2008.-536с.: ил.
  10. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Пястолов - 3-е. изд., стереотип. – М.: Издательство центр «Академия»; Мастерство, 2005. – 336 с

Информация о работе Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии