Определение рациональной структуры капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Целью написания данной работы является рассмотрение методики определения рациональной структуры капитала. Цель работы определяет и ее структуру.
Цель работы предопределила решение следующих задач:
- изучить экономическое содержание, классификацию капитала и методики его оценки;
- проанализировать источники формирования капитала организации;
- изучить финансово-экономическую характеристику предприятия;
- разработать рекомендации по повышению эффективности использования капитала организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……3

Глава 1. Сущность капитала предприятия и виды
источников его формирования………………………………………………….…..5
1.1. Экономическая сущность и классификация капитала предприятия……..…5
1.2. Принципы и политика формирования собственных средств предприятия…10
1.3. Принципы и политика формирования заемных средств предприятия…….17

Глава 2. Определение рациональной структуры капитала предприятия…..23
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………23
2.2. Оценка структуры активов и пассивов предприятия………………………..25
2.3. Оценка эффективности использования капитала……………………………33

Заключение……………………………………………………………………...…38

Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР Анализ источников формирования капитала предприятия.docx

— 242.23 Кб (Скачать файл)
  • Заемные средства, привлекаемые из внешних источников
  • Заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность)

3. По  периоду привлечения:

  • Заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года)
  • Заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (менее 1 года)

4. По  форме привлечения:

- Заемные  средства, привлекаемые в денежной  форме (финансовый кредит)

- Заемные  средства, привлекаемые в форме  оборудования (финансовый лизинг)

- Заемные  средства, привлекаемые в товарной  форме (товарный или коммерческий кредит)

- Заемные  средства, привлекаемые в иных  материальных или нематериальных формах

С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. 17

Политика  привлечения заемных средств  представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.18

Процесс формирования политики привлечения  предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

1. Анализ  привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования. Результаты проведенного анализа служат основой оценки исправности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение  целей привлечения заемных средств  в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части  оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение  предельного объема привлечения  заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так  как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитал может быть определена заранее.

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает  лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4. Оценка  стоимости привлечения заемного  капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников..

5. Определение  соотношения объема заемных средств,  привлекаемых на кратко- и долгосрочной  основе. Расчет потребности в  объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде.

6. Определение  форм привлечения заемных средств.  Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

7. Определение  состава основных кредиторов. Этот  состав определяется формами  привлечения заемных средств. Основным кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи: также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

8. Формирование  эффективных условий привлечения  кредитов. К числу важнейших из  этих условий относятся: а)  срок предоставления кредита;  б) ставка процента за кредит; в) условия выпи суммы процента; г) условия выплаты суммы основного долга; д) прочие условия, связанные с получением кредита.

9. Обеспечение  эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности  выступают показатели оборачиваемости  и рентабельности заемного капитала.

10. Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных  средств в форме финансового  и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита. 19

Отметим отдельные моменты управления привлечением банковского и товарного (коммерческого) кредита.

В составе  финансового кредита, привлекаемого  предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах.

Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Многообразие  видов и условий привлечения  банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и политика привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансовой политики предприятия.

Политика  привлечения банковского кредита  представляет собой часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующей условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита.

Выводы по итогам раздела.

Таким образом, управление структурой капитала на предприятии сводится к двум основным направлениям:

1) установлению оптимальных для данного предприятия пропорций использования собственного и заемного капитала;

2) обеспечению  привлечения на предприятие необходимых  видов и объемов капитала для достижения расчетных показателей его структуры.

 

Глава 2. Определение рациональной структуры капитала предприятия 

2.1. Характеристика предприятия

Общество  с ограниченной ответственностью «Компьютер-Имидж» - предприятие по продаже и обслуживанию компьютерной техники. Расположено в г.Владимире по адресу пр.Ленина, 15.

АО «Компьютер-Имидж» действует на основании Устава и учредительных документов. Целью общества является извлечение прибыли и удовлетворение потребностей клиентов. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. К особенностям сферы деятельности организации можно отнести значительные вложения на формирование оборотных средств, так как для реализации продукции, быстрого товарооборота и поддержания постоянного склада требуются достаточно крупные первоначальные финансовые вложения.

АО «Компьютер-Имидж» - официальное название работающего предприятия и соответственно название магазина по продаже компьютерной техники. Сфера деятельности «Компьютер-Имидж» отражает полный комплекс оказываемых услуг предприятием клиентам: от первоначального консультирования до постгарантийного обслуживания и ремонта. Фирма систематически предлагает на рынок новые продукты ведущих мировых производителей и информирует о них своих покупателей, проводит презентации и участвует в семинарах и выставках, участвует в различных конкурсах и тендерах, проводимых муниципальными органами и крупными заказчиками.

Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, АО - это коммерческая организация, имеющая разделенный на доли участников уставный капитал и самостоятельно отвечающая по своим обязательствам. Участники АО по его обязательствам ответственности не несут, за исключением особых случаев, предусмотренных п.3 ст.56 и п.2 ст.105 ГК.

Основные  направления деятельности компании:

- создание, поддержка и модернизация программно-аппаратных комплексов позволяющих автоматизировать целые функциональные области работы предприятия;

- программа «домашний компьютер»;

- сервисный центр по гарантийному и послегарантийному ремонту и модернизации компьютеров и периферии, копировальных аппаратов различных марок с организацией представительств в районах республики;

- развертывание сети магазинов по торговле расходными материалами, компьютерными аксессуарами, периферией и комплектующими.

В настоящее  время компания поддерживает постоянный склад по вычислительной технике (компьютеры, мониторы, принтеры и другое оборудование); по расходным материалам (более двухсот наименований); так же поддерживается служба для ремонта компьютеров, мониторов, принтеров, копировальных аппаратов различных моделей, радиостанций и телефонии различных производителей. Стоимость оборудования на складе колеблется от десяти до тридцати тысяч долларов, что позволяет осуществлять поставку по факту оплаты и в рассрочку. Компания располагает сервисным центром с пятью высококвалифицированными инженерами. 20

АО «Компьютер-Имидж» имеет лицензию № А-486633 от 25 мая 2007 года на проектирование и прокладку кабельных сетей (локально-вычислительных) и телефонии.

Основными видами продукции АО «Компьютер-Имидж» являются:

- готовые  компьютеры, серверы и автоматизированные  системы управления,

- оргтехника  для офиса (факсы, принтеры, ксероксы  и пр.),

- комплектующие  и расходные материалы для  компьютеров и оргтехники,

- программное  обеспечение.

Также имеет  место оптовая торговля дополнительного  характера, но не связанная с услугами, в сфере электротехнических изделий. Это свидетельствует о попытках диверсификации деятельности.

Основными видами работ и услуг АО «Компьютер-Имидж» являются:

- сборка  и производство готовых компьютеров  и комплексов под заказ,

- гарантийное  и постгарантийное обслуживание  как собственной оргтехники, так и купленной у сторонних поставщиков,

- прокладка  и обслуживание кабельных и  оптоволоконных сетей,

- установка  и наладка программного обеспечения,

- консультирование  по вопросам приобретения и  обслуживания оргтехники и др.

2.2. Оценка структуры активов и пассивов предприятия

 

Рассмотрим  вышеуказанные показатели оценки структуры капитала по данным АО «Компьютер-Имидж». Для оценки изменения степени платежеспособности и ликвидности необходимо сравнить показатели балансового отчета по разным группам актива и обязательств (таблица 1). 21

Таблица 1

Анализ  ликвидности баланса

 

Актив

На 01.01.12

На 01.01.13

 

Пассив

На 01.01.12

На 01.01.13

Платежный излишек или недостаток

На 01.01.12

На 01.01.13

1. Наиболее ликвидные активы

 

520

 

1 020

1. Наиболее срочные обязательства

 

19 270

 

3 010

 

-18 750

 

-1 990

2. Быстрореализуемые активы

 

5 860

 

2 890

2. Краткосрочные пассивы

 

35 170

 

840

 

-41 030

 

+2 050

3. Медленно реализуемые активы

 

640

 

1 870

3. Долгосрочные пассивы

 

-

 

-

 

+640

 

+1 870

4. Труднореализуемые активы

 

53 710

 

1 340

4. Постоянные пассивы

 

6 290

 

3 280

 

+47 420

 

-1 940

БАЛАНС

60 730

7 130

БАЛАНС

60 730

7 130

   

Информация о работе Определение рациональной структуры капитала предприятия