Модели оценки прироста акционерной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Что необходимо для успеха в конкурентной борьбе? Интеграция и системность - в этих двух словах скрыт смысл того, что позволяет корпорации превратить разрозненные направления бизнеса, разнородные процессы и разобщенных сотрудников в единое целое, когда каждое звено работает на достижение главной цели. И эта цель - создание стоимости.
Последние два-три года в российскую практику управления постепенно внедряется современная зарубежная концепция управления компанией – концепция управления стоимостью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы концепции управления стоимостью организации……………………………………………………………….... 6
2. Модели оценки прироста акционерной стоимости…………… 16
3. Практический опыт внедрения концепции управления стоимостью………………………………………………………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 37

Вложенные файлы: 1 файл

управление стоимостью организации.docx

— 65.93 Кб (Скачать файл)

Центральная идея перехода к управлению стоимостью в современном понимании - это сдвиг в сознании людей, когда отношение менеджера к своим обязанностям в значительной степени приобретает черты отношения предпринимателя к своему делу. В основе перестройки мировоззрения лежит прямая зависимость вознаграждения (в любой форме, будь то участие в собственности, дополнительный бонус, продвижение по службе, публичное признание заслуг ) от результатов, от персонального вклада в рост стоимости компании.

Максимизация стоимости - это не разовая задача, а непрерывный и возобновляющийся цикл стратегических и оперативных решений.

Однако не стоит забывать, что главная задача управления стоимостью   - наметить цели и пути изменения корпоративной культуры. Менеджера, ориентированного на стоимость, тонкости организационного поведения заботят не в меньшей мере, чем использование стоимости в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений.

На стоимость компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости) – в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т.п.

Стоимость любого бизнеса зависит от разнообразных факторов, и, с точки зрения эффективности управления, первостепенное значение имеет задача определения приоритетов.

Факторы стоимости можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании; однако это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий); внутренние факторы (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).

Внутренними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать:

-темпы роста  продаж продукции / услуг компании;

- темпы роста  основных статей бухгалтерского  баланса и отчета о прибылях  и убытках;

- темпы роста  чистой прибыли;

- норма доходности  собственника (акционера, инвестора) и  пр.

Внешними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать:

- уровень инвестиционных, маркетинговых, финансовых, производственных  и организационных рисков компании;

- изменение налоговых  ставок;

- изменение политической  ситуации;

- появление новых  конкурентов и пр.

Следующую классификацию факторов стоимости, влияющих на деятельность компании, можно разделить на две большие группы: финансовые и нефинансовые.

Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 3 критериев:

- стратегии и  жизненного цикла компании;

- потенциала улучшения  показателей;

- волатильности (изменчивости) показателей.

В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, она использует различные стратегии максимизации отдачи на вложенные средства. Выделяют три стратегии в зависимости от жизненного цикла компании:

- стратегии роста;

- стратегия удержания  позиций;

- стратегия «сбора  урожая».

Стратегия роста. Рост – это стадия, которую предприятие проходит в самом начале своего жизненного цикла. Продукты и услуги на данном этапе обладают существенным потенциалом роста. Для того, чтобы капитализировать этот потенциал, необходимо привлечь значительные ресурсы с целью развития и продвижения новых продуктов и услуг; построить и расширить производственные мощности; инвестировать в системы, инфраструктуру и распределительную сеть; создать и развивать клиентскую базу. Общая финансовая цель на этой стадии развития бизнеса состоит в процентном росте дохода и объемов продаж в целевых сегментах.

Стратегия удержания позиций применяется, когда высокие темпы роста рынка сменились умеренными, а компания сумела занять на нем определенную нишу. В этом случае повысить рентабельность своего бизнеса компания может как за счет улучшения работы с клиентами, так и за счет оптимизации бизнес-процессов. Большинство компаний на данном этапе развития ставят перед собой финансовые цели, связанные с прибыльностью бизнеса, такие как достижение рентабельности компании, продуктов и каналов продвижения.

При наступлении стадии стабилизации или стагнации рынка компания прежде всего заинтересована либо в продаже своего бизнеса, либо в получении максимальной отдачи от него.

Последний вариант называется стратегией «сбора урожая». В этом случае для поддержания приемлемых показателей рентабельности руководство компании должно снизить издержки настолько, насколько возможно. Ключевыми показателями являются удельные, прямые и общие издержки, а также период окупаемости новых капиталовложений, который должен быть наикратчайшим.

Следующий критерий при выборе ключевых финансовых факторов – потенциал улучшения показателей, так как часть факторов оказывает сильное влияние на стоимость организации, однако их улучшение может потребовать значительных ресурсов и времени. Например, не на всех рынках допустимо свободное манипулирование ценой, которое позволяло бы воздействовать на финансовые результаты компании. Часто цена диктуется рынком, и ее изменение происходит независимо от воли руководства компании.

Волатильность (изменчивость) показателей также является критерием выбора финансовых факторов при внедрении управления стоимостью. Концентрируясь на управлении исключительно факторами стоимости, которые имеют максимальный рейтинг с точки зрения чувствительности и могут быть улучшены в наибольшей степени, мы игнорируем другой класс факторов стоимости – те, которые определяют рисковость бизнеса и подверженность его изменениям во внешней среде. К таким факторам могут быть отнесены расходы на закупку сырья и материалов, цена продукции. Данные факторы диктуются рынком, их влияние в разное время может быть неоднородным.

Роль нефинансовых факторов в изменении стоимости компании необходимо неразрывно учитывать наряду с финансовыми. Такими факторами могут служить:

- внешние факторы (оценки аналитиков, рейтинговые  оценки, политика государства и  регуляторов);

- внутренние факторы (структура бизнеса компании, деловая  репутация, корпоративное управление, нацеленность компании на повышение  стоимости бизнеса, квалификация  персонала и др.).

Что касается нематериальных активов, их тоже можно разделить на две группы:

- неамортизированные  активы, имеющие неопределенный  срок использования: подготовленный  персонал, достижения в продвижении  продукции, географическое расположение, репутация; профессиональные навыки конкретного сотрудника, коммерческие способности и т.д.;

- амортизированные  активы, имеющие определенный срок  службы. Нематериальные активы, которые  можно поставить на баланс  предприятия: торговые марки, авторские  права, патенты.

Эти нематериальные активы оказывают значительное влияние на стоимость компании. Чрезвычайно важен трудовой коллектив – уровень его профессионализма, слаженность работы, управленческая команда. Налаженные связи также имеют большое значение – будущий покупатель, даже если он хочет развернуть другое направление, не откажется от работы по перспективным долгосрочным договорам, заключенным прошлым владельцем фирмы. Раскрученная торговая марка и множество рекламы так же являются важным показателем.

И, наконец, «доброе имя компании», goodwill: честность, соблюдение обязательств, кредитная история и так далее. Все это значит очень много, и все это очень сложно оценить. Goodwill включает в себя следующие факторы:

- фирменное наименование  компании;

- ее репутация  на рынке;

- технологическая  и управленческая культура;

- наличие налаженных  связей с контрагентами и др.

Рассмотренные факторы позволяют компании иметь определенные конкурентные преимущества в бизнесе.

Таким образом, после того как высшее руководство поставило задачу перехода к созданию стоимости для акционеров, необходимо разобраться, какие элементы повседневных операций компании и ее важнейших инвестиционных решений сильнее всего влияют на величину извлекаемой стоимости.

При верном подходе определение таких стоимостных факторов помогает менеджерам в трех аспектах. Во-первых, руководители и персонал бизнес-подразделений осознают, за счет каких факторов их предприятия создают и максимизируют стоимость. Во-вторых, это способствует установлению приоритетности данных факторов и определению тех направлений, которые следует в первую очередь обеспечить ресурсами. В-третьих, появляется возможность объединить руководителей подразделений и их персонал на основе общего понимания важнейших приоритетов фирмы, то есть управления, ориентированного на стоимость.

Искусство современного управления – определить ключевые факторы и принимать такие решения в компании, чтобы достичь оптимальной комбинации всех ведущих факторов стоимости одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Модели оценки прироста акционерной стоимости

 

Корпоративная переориентация на максимизацию стоимости создала  новое поле профессиональной деятельности: предоставление услуг по разработке, адаптации и внедрению "стоимостных" технологий управления4. Стремление участников рынка дифференцировать свое предложение привело к тому, что наряду с классической моделью дисконтированного денежного потока сегодня существует достаточно широкий спектр "новаторских продуктов", построенных на основе специально сконструированного экономического показателя, изменение которого и служит мерой успеха. EP, SVA, EVA®, REVA, CVA, CFROI, MVA, TSR, TBR - и это неполный перечень популярных акронимов. Что выбрать для внедрения в своей компании? Чаще всего это решение принимает финансовый руководитель, на основании личного опыта, или под влиянием рекламных буклетов консалтинговых и инвестиционных компаний. Соответствует ли разнообразию названий разнообразие возможностей?

Ответ может показаться неожиданным, но не смотря на периодически разгорающуюся острую полемику  о достоинствах одних и недостатках других, все модели по существу имеют одну идеологическую основу: новая стоимость создается тогда, когда отдача на предоставленный инвесторами капитал превышает ожидаемую доходность от вложений с аналогичным риском [7, c. 315]. В конечном итоге, делая выбор нужно руководствоваться не только проспектом компании-консультанта, но и соображениями здравого смысла. Какой бы термин или внешняя оболочка не использовались, применение любой из методик для стоимостных оценок даст один и тот же результат, если расчеты корректны и допущения согласованы .

В 80-х – 90-х годах происходила эволюция концепций управления стоимостью компании, повлекшая за собой появление целого ряда показателей, отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EVA, MVA и CFROI.

За основу финансовых показателей целесообразно принять модель расчета экономической добавленной стоимости (EVA® – Economic Value Added, зарегистрированная торговая марка). Данный показатель продемонстрирует покупателю или акционеру, достаточно ли зарабатывает компания по сравнению с альтернативными проектами.

Данная модель поможет руководителю:

  • отслеживать в динамике изменение стоимости компании;
  • увидеть, какие факторы влияют на изменение стоимости компании, и отследить величину их влияния;
  • построить систему принятия оперативных решений, основываясь на стратегической цели - повышение стоимости компании;
  • построить схему взаимосвязанных показателей, влияющих на достижение цели;
  • вовремя выявлять узкие места (снижение темпов изменения показателей и другие критические тенденции) и своевременно на них реагировать;
  • получить инструмент стратегического управления;
  • иметь общепринятый и понятный инвестору показатель, характеризующий эффективность работы предприятия.

В настоящее время многие иностранные инвесторы и акционеры требуют от российских компаний в своих отчетах отражать показатель EVA®. Главное достоинство управления компанией с использованием показателя EVA® - это то, что при расчете он учитывает стоимость капитала, в том числе и собственного капитала компании [8, c. 407 ].

Данный показатель прост и эффективен в использовании, он может быть рассчитан как по предприятию в целом, так и по отдельным инвестиционным проектам. EVA можно использовать и как инструмент принятия инвестиционных решений, и как универсальный показатель сравнения эффективности работы отдельных подразделений или предприятий холдинга. Хотя данный показатель при расчете использует большое количество допущений и прогнозов, он позволяет учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия. Показатель EVA® разработан в 90-х годах американской компанией Stern Stewart & Co и в настоящее время широко используется среди ведущих компаний мира.

EVA – финансовый показатель, показывающий фактическую экономическую прибыль предприятия.

Информация о работе Модели оценки прироста акционерной стоимости