Методы финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:48, контрольная работа

Краткое описание

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами в компаниях осуществлялось в основном на интуитивной основе, т.е. без применения каких-либо формализованных методов. По мере усложнения бизнес- отношений (роста числа фирм, отраслей и сфер приложения капитала, усиления конкурентной борьбы и др.) подобный подход становится архаическим и неприемлемым. Появление современных средств обработки информации позволяет делать множественные расчеты в режиме имитационного моделирования и выбирать наиболее эффективные варианты действий, комбинации факторов, сферы приложения ресурсов и др. Иными словами, процесс принятия управленческих решений финансового характера начинает все в большей степени опираться на некоторые формальные индикаторы, модели, методы.

Вложенные файлы: 1 файл

ос ч.docx

— 27.92 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Методы финансового менеджмента

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами в компаниях осуществлялось в основном на интуитивной основе, т.е. без применения каких-либо формализованных методов. По мере усложнения бизнес- отношений (роста числа фирм, отраслей и сфер приложения капитала, усиления конкурентной борьбы и др.) подобный подход становится архаическим и неприемлемым. Появление современных средств обработки информации позволяет делать множественные расчеты в режиме имитационного моделирования и выбирать наиболее эффективные варианты действий, комбинации факторов, сферы приложения ресурсов и др. Иными словами, процесс принятия управленческих решений финансового характера начинает все в большей степени опираться на некоторые формальные индикаторы, модели, методы.

Вместе с тем понятно, что любая социально-экономическая система, к каковым относится хозяйствующий субъект, представляет собой не бездумный автомат, действующий по заданной программе, но механизм, функционирование которого из-за действия множества факторов, в том числе субъективного характера, по своей сути вариабельно. Таким образом, очевиден вывод о том, что реальный процесс управления финансами – это сплав искусства и науки.

 По сути дела, нахождения оптимальной комбинации неформализуемого и формализуемого как раз и является основной целью внедрения в фирме эффективной системы управления вообще и финансами, в частности. Этот тезис особенно актуален для крупной компании со сложной оргструктурой управления, наличием групп лиц, принимающих участие или заинтересованных в ее деятельности и являющихся потенциальными носителями конфликта интересов, большими объемами вовлекаемых ресурсов и др.

 Приемы и методы, находящиеся  в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности  можно разделить на три большие  группы: общеэкономические, инструментальные (количественные) методы принятия  управленческих решений и специальные  методы.

 Общеэкономические методы. К этой группе относится кредитование, ссудозаемные операции, система  кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые  операции, залоговые операции, трансфертные  операции, система производства  амортизационных отчислений, система  налогообложения и др. Общая логика  подобных методов, их основные  параметры, возможность или обязательность  исполнения задаются централизованно  в рамках системы государственного  управления экономикой, а вариабельность  в их применении довольно ограничена. Перечисленные методы не являются  специфически ориентированными  на финансового менеджера, однако  он должен иметь представление  о них. Так, система амортизационных  отчислений является сферой интересов  прежде всего бухгалтера, однако  выбор того или иного метода  амортизации существенно сказывается  на финансовых результатах и  представлении имущественного и  финансового потенциалов хозяйствующего  субъекта, что, как известно, представляет  непосредственный интерес для  финансового менеджера в контексте  как внутрифирменного планирования, так и оценки статус-кво и  потенциальных возможностей контрагентов.

 Инструментальные (количественные) методы. В эту группу входят  методы прогнозирования, факторный  анализ, методы финансовой математики, моделирование и др. Эти методы, большинство из которых по  своей природе уже импровизационны, используются прежде всего в  налоговом и финансовом планировании, в частности в обосновании  решений в отношении проектов  инвестирования и финансирования. Число инструментальных методов огромно. Наиболее важны для финансового менеджера следующие группы: методы факторного анализа; методы прогнозирования; методы теории принятия решений.

 Специальные методы. По  степени централизованной регулируемости  и обязательности применения  эти методы занимают промежуточное  положение между первыми двумя  группами, а многие из них еще  только начинают получать распространение  в России. В эту группу входят  дивидендная политика, финансовая  аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих  методов лежат производные финансовые  инструменты, или деревативы.

     Методы факторного  анализа. Одна из задач финансового  менеджера – умение оценивать  финансовое положение фирмы и  определять возможности его улучшения. Подобная оценка выполняется  в отношении как самого предприятия, на котором работает финансовый  менеджер, так и его фактических  контрагентов. Простейшим инструментарием  являются построение разного  рода систем и совокупностей  экономических показателей, а также  изучений взаимосвязи между ними.

 В практическом плане  наиболее существенны две типовые  ситуации. Первая реализуется в  рамках ретроспективного анализа, когда менеджер (аналитик) пытается  оценить причины произошедшего; например, причины того, что достигнуты  именно такие финансовые результаты. Возможно, что подобный проект  или операция в дальнейшем  не будет осуществляется, однако  выявление и оценка причин  произошедшего все равно представляют  определенный интерес, поскольку  за многими из них не редко  скрываются профессиональные (или  непрофессиональные) действия некоторых  лиц. Проводя регулярный факторный  анализ можно составить определенное  представление об этих лицах.

 Вторая ситуация характерна  для перспективного анализа, когда  путем расчетов аналитик нащупывает  те факторы, которые представляются  наиболее существенными для достижения  желаемых результатов. Естественным свойством практически любой социально-экономической системы является позитивное изменение некоторых ее характеристик (объемных или качественных). Для того чтобы обеспечить подобное изменение (например, рост объемов производства) производится факторный анализ с позиции перспективы.

 В реальности две  описанные ситуации не редко  переплетаются, в частности, это  имеет место при оценке результатов  текущей, т.е. регулярно повторяющейся  деятельности, когда генерирование  результатных показателей в оцениваемой  процедуре (системе, явлении, объекте) будет продолжаться и в дальнейшем. В любом случае проводя факторный  анализ, необходимо помнить одно  правило: анализ важен не сам  по себе, а лишь тогда, когда  он действенен, т.е. идентификация  и оценка факторов имеют смысл  только в том случае, если этими  факторами можно управлять хотя  бы частично.

 Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса  или явления, определяющая его  характер или одну из основных  черт. Это ключевое понятие в  факторном анализе. Факторы, в той  или иной степени определяющие  развитие любой социально-экономической  системы, отличаются не только  многообразием, но взаимосвязанностью  и взаимообусловленностью. Практически  невозможно идентифицировать фактор, который был бы абсолютно независим, не связан с другими. Именно  этим свойством социально-экономических  систем и обуславливается возможность  факторного анализа.

 Количественная характеристика  взаимосвязанных явлений осуществляется  с помощью признаков (показателей). Признаки, характеризующие причину, называются факторными (независимыми); признаки, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных  признаков, связанных причинно-следственной  связью, называется факторной системой. Математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями, называется моделью факторной системы.

 Факторный анализ –  процесс выявления причинно-следственной  связи, идентификации и оценки  значимости участвующих в ней  факторов. В ходе анализа пытаются  идентифицировать факторы, оказывающие  позитивное или негативное влияние  на результативные показатели; по  результатам анализа разрабатывают  меры, способствующие усилению действия  одних и снижению действия  других факторов. Поиск факторов  может выполняться в неформализованном  формате, когда их совокупность  устанавливается на интуитивной  основе, путем оценки ситуации, накопления  опыта и др. Однако основным  вариантом является формализованный  анализ, основывающийся на применении  двух типов моделей – стохастических  и жестко детерминированных.

 Первый тип моделей  используется для оценки так  называемой стохастической связи, т.е связи при которой каждому  значению факторного признака  соответствует множество значений  результативного признака, или определенное  статистическое распределение. Пример  такой модели и связи- любое  регрессионное уравнение. Второй  тип моделей используется для  оценки, так называемой функциональной (жестко детерминированной) связи, т.е  связи, при которой каждому значению  факторного признака соответствует  вполне определенное, неслучайное  значение результативного признака. Пример подобной модели и связи  – зависимость между чистой  прибылью и ее факторами, олицетворяемыми  различными показателями доходов  и расходов (например, отчет о  прибылях и убытках).

 

Методы прогнозирования основных финансовых показателей. В планировании и управлении финансами исключительно важную роль играют различные прогнозы и ориентиры. Финансовый менеджер должен уметь прогнозировать объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках финансирования, величину денежных потоков и т.п. Более того, прогнозирование как один из методов управления не должно сводиться лишь к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение. Оно понимается в более широком аспекте, в частности, как метод выявления оптимальных вариантов действий. В этом смысле прогнозирование тесно связано с перспективным анализом, поскольку окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа вариантов, в том числе альтернативного характера.

 Из множества подходов  к прогнозированию наибольшее  распространение на практике  получили методы экспертных оценок; методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных  совокупностей; методы ситуационного  анализа и прогнозирования.

Методы экспертных оценок. Это наиболее простые и популярные методы. К ним нельзя относиться как к неким суррогатам «настоящих» методов прогнозирования хотя бы потому, что их история насчитывает не одно тысячелетие. Можно упомянуть, в частности, о дельфийском методе, названным так в честь древнегреческого города Дельфы, известного своими оракулами. В качестве простейшего примера применения подобных методов служит способ установления некоторых прогнозов и планов на интуитивном уровне. В современной интерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью научного инструментария экономической статистики. Эти методы применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе (например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т.п.)

Методы обработки временных, пространственных и пространственно-временных совокупностей. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов, в том числе имеющихся в наличии исходных данных. По этому параметру можно выделить три типовые ситуации.

 Наличие временного  ряда. Эта ситуация встречается  на практике наиболее часто: финансовый  менеджер или аналитик имеет  в своем распоряжении данные  о динамике показателя, на основании  которых требуется построить  приемлемый прогноз.

 Динамический (или временной) ряд представляет собой совокупность  значений изучаемого показателя, относящихся к некоторым последовательным  интервалам или моментам времени; в первом случае ряд называется  интервальным, во втором – моментным. Временной интервал. Заложенный  в основу ряда, чаще всего предполагается  постоянным (год, месяц, день и т.п.). Пример интервального ряда: данные  о годовом товарообороте магазина  за ряд лет; пример моментного  ряда: данные о стоимости основных  средств данного магазина на  начало года за ряд лет.

 Наиболее типовая ситуация  при обработке динамического  ряда – выделение тренда. Это  можно сделать с помощью различных  методов:

- метод «на глазок». Возможны  различные его варианты: например, построение приблизительного графика  зависимости по статистическим  данным, представленным графически; расчет среднего темпа прироста; определение прогнозируемого значения  уровня ряда, главным образом  на основе интуиции и с минимальным  привлечением статистических данных.

- метод скользящей средней. Временной ряд делится на сегменты, содержащие, например, по три элемента  ряда; для каждой «тройки» рассчитывается  средняя. Этим достигается сглаживание  отдельных выбросов от общей  тенденции. Полученный ряд средних  подвергается визуальному или  количественному анализу для  выявления тенденции;

- метод усреднения по  левой и правой половинам. Один  из вариантов таков: ряд разбивают  на две части, находят среднее  значение признака для каждой  половины, строят график в виде  прямой, проходящей через найденные  два значения;

- метод наименьших квадратов (построение уравнения регрессии, чаще всего линейного, поскольку  оно легче поддается интерпретации, хотя возможно построение любой  нелинейной формы тренда).

 Наличие пространственной  совокупности. Эта ситуация имеет  место в том случае, если по  некоторым причинам статистические  данные о показателе отсутствуют  либо есть основание полагать, что его значение определяется  влиянием некоторых факторов. Может  применяться многофакторный регрессионный  анализ, представляющий собой распространение  простого динамического анализа  на многомерный случай. В результате  качественного анализа выделяется  количество факторов, влияющих, по  мнению аналитика, на изменение  прогнозируемого показателя, и строится  чаще всего линейная регрессионная  зависимость.

Информация о работе Методы финансового менеджмента