Методический аппарат анализа риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе рисков и управления, и способов их снижения на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и классификацию рисков;
• изучить методы анализа риска;
• изучить способы снижения риска

Содержание

Введение. 2
1. Характеристика рисков: истоки и сущность 3
1.2. Истоки и понятие риска. 3
1.2. Классификация рисков. 5
2. Методический аппарат анализа риска 11
2.1. Особенности выбора метода управления рисками 11
2.2. Алгоритм управления рисками. 14
2.3. Способы снижения риска. 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)

При мероприятии Б средняя ожидаемая прибыль составит:

              20,0*0,5 + 23,0* 0,4 + 29,0*0,27 = 27,03 тыс. руб.           

Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии А колеблется от 25,0 до 35,0 тыс. руб., средняя величина составляет 25,45 тыс. руб.; в мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 20,0 до 29,0 тыс. руб. и средняя величина равна 27, 03 тыс. руб.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала.

Для окончательного решения измеряют колеблемость (размах иди изменчивость) показателей. Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.

Однако не всегда бывает достаточно данных для точного математического

расчета, и тогда прибегают к иным методам, так как они тоже могут иметь

достаточно высокую степень точности.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики,

основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, 'можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.

Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.).

2.3. Способы снижения риска.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли. Поэтому предпринимателю необходимо знать, как можно минимизировать риск.

 

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются [8]:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;
  • хеджирование.

Рассмотрим более подробно меры, соответствующие данным методам управления рисками.

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой [5].

Так предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности.

Например, приобретение инвестором акций семи разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в семь раз и соответственно в семь раз снижает степень риска. Потребление дополнительной информации о выборе и результатах: информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. [1]

Лимитирование – это установление лимита. Представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п. Так, например, ограничение размеров, выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. [9].

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают, прежде всего, натуральные страховые фонды: семенной, фуражный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др.

Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.

Хеджирование (англ. heaging – ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков.

По мнению Э. Дж. Долана, хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Так предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем. [1]

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее [1].

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми.

К прочим методам минимизации степени риска могут быть отнесены следующие:

  • обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;

  • получение от контрагентов определенных гарантий;

  • сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;

  • обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Заключение

В работе были рассмотрены риски, их виды, методы, а также способы минимизации рисков. Риск может привести к неблагоприятным обстоятельствам: к потери прибыли, имущества и каких-либо денежных средств. Фирме нужно, чтобы потери были как можно минимальными, для этого необходимы высококвалифицированные кадры, которые смогут просчитать, оценить риск и свести его к минимуму. Каждая фирма в зависимости от вида предпринимательской деятельности, принятой стратегии применяет конкретные методы, приемы.

Система управления риском, прежде всего, предполагает их оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать наиболее оптимальный способ снижения рисков.

В предпринимательской деятельности наиболее часто используются следующие пути снижения рисков: приобретение дополнительных фирм, компаний с хорошо налаженной системой внедрения новых технологий; привлечение внешних конкурентов-экспертов с узкой специализацией; внедрение нововведений; максимальное использование прошлого опыта; диверсификация; лимитирование; страхование; страхование ответственности; сострахование и перестраховании; резервирование средств.

Можно еще раз убедиться, что данная тема очень актуальна в наше время, так как в рыночной экономике предприятия очень часто сталкиваются с риском, поэтому необходимо принимать взвешенное решение, так как от этого зависит дальнейшее развитие фирмы.

 

Список использованной литературы:

    1. Алехин Е. И., Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учебно – методическое пособие. – Орел : Издательство ОГУ, 2008. – 152 с.
    2. Балабанов И.Т., Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. – 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с.: ил.
    3. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н., Общая теория рисков: учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия». 2008. – 368 с.
    4. Вяткин, В.С. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом / В.С. Вяткин. – М.: Экономика, 2000. – 168 с.
    5. Грядов, С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве / С.И. Грядов. – М.: Дело, 2003. – 152 с.
    6. Иода Е.В., Иода Ю.В., Мешкова Л.Л., Управление предпринимательскими рисками. – 2 – е издю., испр. и перераб., Тамбов: Тамб. Гос. Техн. ун – та., 2002. – 212 с.
    7. Лялин, В.А. Финансовый менеджмент / В.А. Лялин. – СПб.: Юность, Петрополь, 2004. – 694 с.
    8. Половинкин, П.Д. Риск в предпринимательской деятельности / П.Д. Половинкин. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
    9. Райсберг, Б.А. Предпринимательство и риск / Б.А. Райсберг. – М.: Дело, 2002. – 168 с.
    10. Романов В. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Деньги и кредит. 2001. № 3.
    11. Шапкин А.С., Шапкин В.А., Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебник. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 880 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методический аппарат анализа риска