Методический аппарат анализа риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе рисков и управления, и способов их снижения на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и классификацию рисков;
• изучить методы анализа риска;
• изучить способы снижения риска

Содержание

Введение. 2
1. Характеристика рисков: истоки и сущность 3
1.2. Истоки и понятие риска. 3
1.2. Классификация рисков. 5
2. Методический аппарат анализа риска 11
2.1. Особенности выбора метода управления рисками 11
2.2. Алгоритм управления рисками. 14
2.3. Способы снижения риска. 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)
  1. риск прямых финансовых потерь. Риски прямых финансовых потерь включают в себя следующие разновидности:
    1. биржевой риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся: риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

    1.  селективный риск,

Селективные риски (от лат. selectio - выбор, отбор) - это риски неправильного выбора способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля[4]

    1. риск банкротства

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора способа вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. В результате предприниматель становится банкротом.

2. Методический аппарат анализа риска

2.1. Особенности выбора метода управления рисками

На этапе выбора метода управления рисками главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска (менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично, так как при коллективном решении, никто не возьмет на себя ответственность. Коллектив, принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. Также коллективное решение является более субъективным, чем решение, принимаемое одним квалифицированным специалистом [4].

Конечно, могут создаваться специализированные группы людей, например сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций) и др., которые могут подготовить предварительное коллективное решение.

Однако окончательно выбрать вариант принятия риска и рискового вложения капитала должен один человек, так как он принимает на себя ответственность за данное решение. Ответственность должна заинтересовать принимающего рисковое решение.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обладает многовариантностью.

Многовариантность риск-менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.

Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт.

Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт – это осознание решения некоторой проблемы. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения [7].

Подводя итог, следует отметить, что для того, чтобы выбрать оптимальную совокупность методов управления рисками в рамках конкретного предприятия, необходимо оценить совокупность целого ряда факторов:

    • сложность (специфичность) инновационного проекта;
    • уровень надежности предприятия – продуцента инновационного проекта в заданном временном интервале;
    • наличие собственных свободных средств у предприятия;
    • стоимость активов фирмы в сопоставлении со стоимостью финансовых инструментов на рынке; стоимость услуг страхования, страхового капитала (в сопоставлении со стоимостью собственного капитала);
    • вероятность, размер и специфику риска;
    • предсказуемость риска;
    • ограничения и предписания законодательства или третьей стороны относительно возможности или обязательности применения того или иного метода;
    • этап реализации проекта; качества и возможности участников.

Величина покрытия выбранного метода определяется через размер ущерба, который может нанести экономическому субъекту действие опасной ситуации.

Поскольку размером риска для предприятия всегда будет являться потенциальный размер потери дохода не только в настоящий момент времени, в момент собственно реализации риска, а в перспективе, все элементы ущерба должны быть оценены именно с точки зрения влияния на изменения совокупного дохода предприятия в перспективе, с позиций изменения стоимости бизнеса предприятия.

На основании оценки совокупности вышеизложенных параметров, а также характеристик методов управления рисками организация может самостоятельно сформировать пакет методов управления рисками в зависимости от стадии проекта, характеристик риска, стоимости метода, стратегии и наличия средств.

2.2. Алгоритм управления рисками.

Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса.

Анализ исследований позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

- решение, связанное с  риском, должно быть экономически грамотным и не должно негативно повлиять на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

- управление рисками должно  осуществляться в рамках корпоративной  стратегии организации;

- в управлении рисками  принимаемые решения должны основываться на достоверной информации;

- управление рисками должно  носить системный, структурный характер;

- управление рисками должно предполагать анализ эффективности принятых решений и набор используемых принципов и методов управления рисками.

Каждый этап управления рисками несет в себе различные методы, которые

систематизируются в поэтапный процесс реализации риск-менеджмента на предприятии.

Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:

  1. Постановка целей управления рисками;
  2. Анализ риска;
    1. Качественный анализ;
    2. Количественный анализ;
  3. Выбор методов воздействия на риск;
  4. Анализ эффективности, принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.

Постановка цели управления рисками характеризуется прогнозированием рыночной конъюнктуры и выявлением возможностей и потребностей предприятия.

Для эффективного достижения целей необходимо сформировать стратегию управления рисками, основой которой будет этап анализа.

На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, что обеспечивает эффективность управления рисками.

 

При анализе риска обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:

  • потери от риска независимы друг от друга;
  • потеря по одному направлению деятельности не обязательно

увеличивает вероятность потери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;

  • максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых

возможностей участника.

 

Общая схема проведения анализа риска представлена на рис. 3:

    

 
 


 

 

 

 

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение потенциальных  зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих  деятельности предприятия;

- прогнозирование практических  выгод и возможных негативных  последствий проявления выявленных  рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

1. Методы, базирующиеся на  анализе имеющейся информации;

2. Методы сбора новой  информации;

3. Методы моделирования  деятельности организации;

4. Эвристические методы качественного анализа.

 

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

- для каждого типа анализируемого  риска существуют свои методы  анализа и конкретные особенности  их реализации. Например, при анализе  технико-производственных рисков, связанных  с отказом оборудования наибольшее  распространение получили методы  построения деревьев;

- для анализа рисков  существенную роль играет объем  и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база  данных по динамике РОФ, возможно  применение методов имитационного  моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее  всего применение экспертных  методов или методов нечеткой  логики;

- при анализе рисков  принципиально важно учитывать  динамику показателей, влияющих  на уровень риска. В случае  анализа рисков на рынках в  состоянии шока ряд методов  попросту неприменим;

- при выборе методов  анализа следует принимать во  внимание не только глубину  расчетных данных, но и горизонт  прогнозирования показателей, влияющих  на уровень риска;

- эффективность применения  методов анализа риска повышается  при формализации риска с целью  математического моделирования  его воздействия на результаты  деятельности предприятия.

В настоящее время не только экономические системы, но и промышленные комплексы достигли такой сложности, что зачастую расчет их устойчивости невозможен без элементов теории вероятностей;

- следует учитывать требования  государственных контролирующих  органов к формированию отчетности  о рисках.

Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используются различные методы.

 

В настоящее время наиболее распространенными являются:

  • статистический метод;
  • анализ целесообразности затрат;
  • метод экспертных оценок;
  • метод аналогий.

 

Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного результата.

Величина, или степень, риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью ситуации, оно

выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов

[Е(х)], где вероятность  каждого результата (А) используется  в качестве

частоты или веса соответствующего значения {х). В общем виде это можно

записать так: Е(х) = А1х1 + А2х2 + ... + Аnхn.

Например, при продаже товара мероприятие А из 150 случаев давало:

  • прибыль 25,0 тыс. руб. с каждой единицы товара в 60 случаях (вероятность 60:150 = 0,4),
  • прибыль 30,0 тыс. руб. в 30 случаях (вероятность 30:150 = 0,2)
  • прибыль 35,0 тыс. руб. в 40 случаях (вероятность 40:1500 = 0,27). Среднее ожидаемое значение прибыли составит:

                    25,0*0,4 + 30,0•0,2 + 35,0•0,27 = 25,45 тыс. руб..                    

Осуществление мероприятия Б из 150 случаев:

  • давало прибыль 20,0 тыс. руб. в 75 случаях (вероятность 75:150=0,5)
  • прибыль 23,0 тыс. руб. в 60 случаях, (вероятность 60:150=0,4)
  • прибыль 29,0 тыс. руб. в 40 случаях (вероятность 40:150=0,27)

Информация о работе Методический аппарат анализа риска