Методика оценки финансовых результатов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является выявление резервов роста прибыли и повышение значений основных финансовых показателей на базе проведенного анализа деятельности коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение экономического содержания финансовых результатов деятельности коммерческого банка;
- рассмотрение доходов и расходов коммерческого банка и их классификация;
- изучение механизма оценки финансовых результатов деятельности коммерческого банка;
- проведение организационно-экономической характеристики ЗАО МКБ «Москомприватбанк»
- рассмотрение механизма формирования и оценки финансовых результатов деятельности ЗАО МКБ «Москомприватбанк»;
- проведение анализа безубыточности банковской деятельности ЗАО МКБ «Москомприватбанк».
- формирование стратегии, ориентированной на повышение прибыли коммерческого банка;
- выявление путей повышения показателей финансовых результатов деятельности коммерческого банка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1.Экономическое содержание финансовых результатов деятельности коммерческого банка……………………………………………………………..6
1.2.Доходы и расходы коммерческого банка и их классификация……14
1.3. Методика оценки финансовых результатов коммерческого банка.24
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО МКБ «МОСКОМПРИВАТБАНК»
2.1.Организационно-экономическая характеристика ЗАО МКБ «Москомприватбанк»……………………………………………………………35
2.2. Формирование и оценка финансовых результатов деятельности ЗАО МКБ «Москомприватбанк»…………………………………………….45
2.3. Факторный анализ изменения чистой прибыли ЗАО МКБ «Москомприватбанк» …………………………………………………………54
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО МКБ «Москомприватбанк»
3.1.Основные направления стратегии ЗАО МКБ «Москомприватбанк», ориентированной на повышение прибыли……………………………..59
3.2. Предложения по улучшению финансовых результатов ЗАО «Москомприватбанк» …………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….….78

Вложенные файлы: 1 файл

ОБЩИЙ ДИПЛОМ.doc

— 672.50 Кб (Скачать файл)

 

Абсолютное изменение чистой прибыли в отчетном году по сравнению с базисным составило -90403 тыс. руб. Прибыль до налогообложения в 2010 году возросла на 100426 тыс. руб. Уменьшение абсолютного значения чистой прибыли в итоге дает уменьшение эффективности контроля над налогами. Это говорит о том, что налоги уплачиваются не своевременно и не в полном объеме. Совокупные доходы возросли к концу 2010 года на 784700 тыс. руб. В связи с ростом прибыли до налогообложения и совокупных доходов эффективность контроля над расходами увеличилась на 0,01.

Совокупные активы аналогично совокупным доходам увеличились и в 2010 году они ровны 29935233 тыс. руб. Уровень эффективности управления активами ежегодно снижался, это связано с тем, что активы росли более интенсивными темпами, нежели доходы банка. Абсолютное значение акционерного капитала осталось неизменным и равным 1617743 тыс. руб. Из-за увеличения совокупного дохода и неизменной суммы акционерного капитала эффективность управления ресурсами ежегодно возрастает.

Наибольшее влияние на данное изменение оказало изменение совокупных активов, его величина равна 224025,05 тыс. руб. то есть данный фактор оказал наиболее положительное воздействие на  величину чистой прибыли. Фактор «эффективность контроля над налогами» внес отрицательную оценку в изменение результативного показателя, так как величина равна – -73181,51 тыс. руб. Отрицательное воздействие так же оказал фактор М (отношение прибыли до нологообложения к совокупным доходам) под влиянием которого чистая прибыль уменьшилась на 731815,17 тыс. руб.

В результате проведенного факторного анализа можно сделать вывод о том, что в ЗАО МКБ «Москомприватбанк» наибольшее влияние на формирование чистой прибыли оказывают совокупные активы, величина которых в большей степени определяет получение максимальной прибыли. Так как в 2010 году результатом деятельности банка служит убыток, это говорит о снижении доходности совокупных активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «Москомприватбанк»

3.1 Формирование стратегии, ориентированной на повышение прибыли

ЗАО «Москомприватбанк»

 

Главной стратегической целью деятельности ЗАО «Москомприватбанк» является сохранение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, основным видом деятельности банка являются коммерческие и розничные банковские операции на территории Российской Федерации. ЗАО «Москомприватбанк» традиционно ориентирован на работу с населением, в связи с этим повышение его социальной значимости является важным условием реализации стратегической цели. Разветвленная сеть отделений ЗАО «Москомприватбанк» – это одно из его достижений и ее упрочнение является одной из первоочередных задач в настоящее время. В настоящее время банк имеет 20 филиалов в Российской Федерации.

Стратегия банка формировалась в условиях быстро меняющейся ситуации на финансовых рынках и в экономике в целом, важной задачей было достижение баланса между решениями, продиктованными краткосрочной конъюнктурой, и долгосрочными задачами, которые ставит перед собой банк. Основным результатом, которого удалось достичь в рамках стратегии, стал целостный взгляд на пути дальнейшего развития банка.

Главная задача, которую ставит перед собой и коллективом руководство ЗАО «Москомприватбанк», – стать одним из лучших банков как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и, в первую очередь, с точки зрения качества предоставляемых нашим клиентам услуг.

ЗАО «Москомприватбанк» необходимо проработать несколько основных направлений, чтобы укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов:

1. Финансовые результаты: увеличение  объема прибыли в 2–3 раза при  снижении отношения операционных  затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций  на основных банковских рынках (привлечение средств физических  лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).

3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): улучшение навыков  в области клиентской работы, повышение качества обслуживания, современная система управления  рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый бренд, высокая степень лояльности клиентов.

4. Операции на зарубежных рынках: Поэтапное увеличение объема  и значимости международных операций  за счет роста на рынках  Казахстана, Белоруссии и Украины, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России до 5–7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Реализацию этих направлений целесообразно проводить в рамках 4-х основных этапов, реализация каждого из которых будет заканчиваться переходом системы ЗАО «Москомприватбанк» в качественно новое состояние, позволяющее использовать новые инструменты и методы ведения бизнеса и при этом обеспечивать непрерывность и стабильность работы банка.

Первый этап включает мероприятия, которые могут быть осуществлены незамедлительно и являются независимыми от других направлений деятельности. К ним относятся «быстрореализуемые инициативы» – проекты, позволяющие получить значимую экономическую выгоду в краткосрочном периоде при минимальных финансовых и временных затратах на их осуществление, пилотные проекты по ряду направлений, формирование аппарата управления реализацией стратегии.

Второй этап предполагает внедрение относительно автономных изменений, не требующих сложных преобразований в поддерживающих функциях (информационные технологии, операционная модель, система управления рисками) или серьезных изменений в инфраструктуре.

По итогам третьего этапа будет завершено внедрение основных изменений в поддерживающих функциях, завершены планируемые инфраструктурные изменения, а также реализовано большинство инициатив, предусмотренных настоящей стратегией.

В ходе четвертого этапа, завершение которого совпадает с окончанием срока действия стратегии, должно быть окончательно завершено внедрение всех элементов стратегии, а также проведена окончательная отладка и выход на «проектную мощность» новых систем и моделей работы.

Для каждого этапа преобразований должен быть сформирован детальный план работ, которые будут учитываться при составлении текущих и среднесрочных финансовых планов (бюджетов) и пересматриваться при существенных изменениях рыночных условий, оказывающих воздействие на ход реализации стратегии ЗАО «Москомприватбанк»

Для повышения прибыльности проводимых ЗАО «Москомприватбанк» операций необходимо грамотно осуществлять руководство над доходами и расходами банка. Сущность управления доходами и расходами заключается в подборе оптимальной структуры доходов и расходов, с помощью которой можно влиять на прибыльность осуществляемых банком операций. В управлении процентных и непроцентных доходов есть свои особенности.

Процентные доходы зависят от таких основных факторов как: объем кредитного портфеля коммерческого банка; его структуры; применяемым процентным ставкам за кредит.

ЗАО «Москомприватбанк», испытывающее острую потребность в прибыли, будет придерживаться более агрессивной кредитной политики по сравнению с банком, для которого финансовые ресурсы его деятельности не имеют решающего значения. Такая политика может проявляться в относительно высокой доле срочных и потребительских ссуд, которые обычно приносят банку более высокий доход по сравнению с краткосрочными ссудами промышленным предприятиям.

В процентных ставках по ссудам отражаются как специфика каждой отдельно выданной банком ссуды, так и отношение спроса и предложения на ссуды на рынках ссудных капиталов. На уровень процентной ставки по ссудам влияет степень риска, присущего данной ссуде, ее размер, срок, способ погашения и т.д. Кроме того, процентные ставки зависят от уровня конкуренции между банками и другими источниками средств, а также от установленного законом максимального размера процентной ставки и оценки банками и заемщиками перспектив экономического развития.

Управление непроцентными доходами состоит в определении наиболее рационального набора банковских услуг, необходимых клиентам и в установлении оптимальных цен и тарифов на эти услуги.

Доход коммерческих банков зависит от нормы прибыли по ссудным инвестиционным операциям, размера комиссионных платежей, взимаемых банком за услуги, а также от суммы и структуры активов.

Наиболее важным источником валового дохода коммерческих банков является предоставление ссуд.

Доля доходов от операционной деятельности должна стремиться к 100%, а темпы прироста быть равномерными. У нас же произошло снижение в последний исследуемый период в общем составе доходов, доходов полученных от основной деятельности и увеличение прочих доходов. Необходимо увеличить объем активных операций таких как:

·  предоставление кредитов разных видов юридическим и физическим лицам на определенный срок, для разнообразных целей и на различных условиях;

·  инвестиции в ценные бумаги (облигации, акции и пр.), выпущенные государством или иными юридическими лицами, т.е. операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет;

·  осуществление инвестиционных проектов;

·  операции типа репо;

·  валютные операции;

·  лизинговые операции.

Активные операции осуществляются банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций.

Необходимо увеличить объем операций приносящих наибольший доход (ссуды предоставляемые юридическим и физическим лицам, операции с валютой, комиссионные доходы) и уменьшить объем операций не приносящих доход.

Кроме того, возможно надо расширить ассортимент предоставляемых услуг, для изыскания новых доходных операций.

Необходимо увеличить уровень стабильных доходов.

Необходимость соблюдения требований банковского законодательства вынуждает банк размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода, либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в Центральном банке и другие виды ликвидных активов).

В то же время потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшее развитие обусловливают наличие в их активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиалы, ассоциированные компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями. Хотя эти позиции нельзя отнести собственно к активным операциям банков, однако и они фактически представляют собой не что иное, как размещение имеющихся в их распоряжении ресурсов.

По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. Само собой разумеется, что между этими видами операций существует определенное соотношение, необходимое для поддержания ликвидности банка.

К вложениям, имеющим основной целью поддержание ликвидности банка, относятся средства в кассе банка, остатки на счетах в Центральном банке, инвестиции в быстро реализуемые ценные бумаги (государственные казначейские обязательства), средства на счетах и вклады (депозиты) в других банках. При этом, хотя некоторые из перечисленных вложений и приносят банкам определенный доход, основной причиной является необходимость поддержания общей ликвидности банка на соответствующем уровне, тогда как доход по ним служит хотя и существенным, но второстепенным фактором.

Операции банков по кредитованию компаний и фирм, т.е. корпоративной клиентуры, осуществление инвестиционных проектов, валютные операции, лизинговые операции по своей сути не могут считаться ликвидным размещением средств. Они осуществляются банками исключительно в целях получения прибыли на разнице в процентных ставках между размещением и привлечением средств и в виде дополнительных доходов, связанных с предоставлением таких кредитов.

Помимо прибыльности и ликвидности активных операций немаловажное значение для их осуществления имеет вопрос кредитных рисков и их распределения. Размещение ресурсов в кассовую наличность, остатки на счетах в Центральном банке, государственные ценные бумаги считаются имеющими практически нулевую степень риска. Размещение средств у других банков – активами (с минимальной степенью риска), то кредиты компаниям, фирмам и другие аналогичные инструменты денежного рынка сопряжены с более значительным риском, степень которого меняется в зависимости от вида предоставленного кредита. Так, например, при кредитовании под платежные документы, торговых операций, промышленности, транспорта, операций с недвижимостью, частных лиц. В этой связи при проведении активных операций для банков большое значение имеет вопрос о распределении рисков и недопущение их чрезмерной (избыточной) концентрации на каком-либо одном виде.

Информация о работе Методика оценки финансовых результатов коммерческого банка