Кредитование инновационного развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ механизма банковского кредитования инновационного развития предприятий малого бизнеса на основе теоретических и методических подходов к специфике банковского кредитовая инновационной деятельности.
Задачи данного исследования:
- рассмотреть роль малых предприятий в экономике и обозначить проблемы;
- охарактеризовать инновационную политику и инновационную деятельность государства;
- изучить кредитную политику коммерческих банков в отношении малого бизнеса;
- проанализировать российский рынок кредитования малого бизнеса;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инновационного развития малых предприятий
1.1 Сущность и проблемы малых предприятий
1.2 Содержание инновационной политики государства
1.3 Проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности малых предприятий
2. Особенности и проблемы финансового обеспечения инновационного развития малого бизнеса
2.1 Кредитная политика коммерческих банков в отношении малого бизнеса
2.2 Анализ рынка кредитования малого бизнеса в России
2.3 Программы коммерческих банков по кредитованию малого бизнеса
2.4 Кредитование малого и среднего бизнеса в Сбербанке.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по НИР.Горбачёва 8МБМ-31.docx

— 339.65 Кб (Скачать файл)

Необходимость вливания денежных средств в малый бизнес объясняется следующими факторами:

1) наличие в Российской  Федерации развитого малого бизнеса  позволит решить социальные проблемы, в частности проблему занятости  населения. В связи с этим государство  должно дотировать малый бизнес;

2) стабильно функционирующее  малое предпринимательство - залог  эффективного использования ресурсов  экономики. Таким образом, денежные  средства, предоставленные малому  бизнесу, можно считать вложением  капитала, которое в перспективе  способно принести дивиденды.

Основные причины привлекательности сегмента МСБ для банков следующие (рис. 1): возможности управления кредитными рисками и возможности улучшения кредитного портфеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ рынка кредитования малого бизнеса в России

 

Предприятия малого бизнеса сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов как в период становления, так в период развития и роста.

Среди основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.

Важным фактором конкуренции становятся и интересные для самого малого бизнеса кредитные продукты. Параметры кредитования (требования к залогам, сроки, график платежей), которые могут предложить банки, пока остаются не слишком привлекательными, се еще высоки процентные ставки.

К основным тенденциям на рынке кредитования малого бизнеса относятся:

1) постоянно растущий  спрос со стороны малого бизнеса  на банковские услуги;

2) снижение ставок по  рублевым и валютным займам, увеличение  сроков кредитования;

3) стандартизация процесса  кредитования путем развития  скоринговых технологий;

4) смягчение банковских  требований к заемщику;

5) активизация деятельности  иностранных банков;

6) расширение круга кредитных  продуктов.

Кредиты, предоставляемые малому бизнесу, могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По способу предоставления  кредиты, выданные малому бизнесу, делятся на:

  • стандартные;
  • кредитные линии с лимитом выдачи;
  • кредитные линии с лимитом задолженности;
  • овердрафт;
  • лизинг.

2. По направлениям использования (объектам кредитования) кредиты  подразделяются следующим образом:

  • на пополнение оборотных средств;
  • на мелкие инвестиции;
  • на финансирование оборотного капитала и инвестиционные цели;
  • на оплату расчетных документов с расчетного счета клиента;
  • на технологическое перевооружение;
  • на покупку оборудования;
  • на участие малого бизнеса в национальных проектах.
  • на приоритетные отраслевые направления, экономически наиболее значимые для региона.

3. По срокам кредитования  можно выделить такие виды  кредитов, как:

  • краткосрочные (сроком от одного дня до года);
  • среднесрочные (сроком от одного года до трех лет);
  • долгосрочные (сроком свыше трех лет).

В настоящее время число потенциальных заемщиков - субъектов малого предпринимательства оценивается на уровне 2 млн. клиентов, а объем спроса на кредитные ресурсы, по разным оценкам, колеблется в пределах 10 - 30 млрд. долл. Несмотря на то что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2007 - 2008 гг. темпы прироста составляли примерно 50%), банки удовлетворяют не более 20 - 30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10 - 25%. Каждый банк стремится стать лидером на рынке кредитования малого бизнеса. Пик процессов широкого географического распространения программ кредитования малого бизнеса среди федеральных банков пришелся на 2006 г., когда десятка лидеров увеличила количество филиалов, где доступны кредиты малому бизнесу, на 551 шт. В 2007 году было открыто еще 252 филиала.

Во многих банках доля кредитов, выданных предприятий малого бизнеса составляет 70%. В 2007г. Кредиты малому бизнесу составили 54,1 млрд. долл., уже к концу 2008 года кредитование малого бизнеса увеличилось почти вдвое и составило 95,6 млрд. долл. Непосредственным лидером на рынке кредитования малого бизнеса является Сбербанк. Он является крупнейшим участником этого рынка. Его кредитный портфель на 01.01.2009г. составляет 600 млрд. руб., а за 2008. Он выдал кредитов малому бизнесу на сумму более чем 1022,98 млрд. руб. Его доля по оценкам составляет около 50%, однако по мере выхода на рынок других игроков постепенно снижается. Остальные банки занимают остальные 50% и является основным объектом роста и показывают стремительное наращивание объемов кредитования. Объем выданных ими кредитов в 2009 году равен 787,03 млрд. руб., показав темп прироста по сравнению с 2008 годом около 22%.

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Группа банков

Объем кредитов, выданных малому бизнесу, млрд. руб.

2007

2008

2009

Сбербанк

871

1022,98

400

Темп прироста,%

 

17,47

-60

Прочие банки

699,18

719,78

387,03

Тем прироста,%

 

41,31

-46

Всего по рынку

540,2

663,45

787,03

Тем прироста,%

 

28,07

18


 

В течение 2009 года малый и средний бизнес России сумел привлечь в 20 крупнейших банках около 150 тысяч кредитов на общую сумму порядка 900 миллиардов рублей. Рынок очень болезненно отреагировал на экономический кризис — годом ранее Сбербанк России в одиночку предоставил предпринимателям кредиты на триллион рублей.

На этот раз крупнейший банк страны выдал малому и среднему бизнесу около 83 тысяч кредитов примерно на 400 миллиардов рублей, сократив портфель на 17%. Портфели кредитов малым и средним предпринимателям банков «Уралсиб» и «Возрождение» ужались соответственно на 30% и 10%. то же время половина банков из «большой двадцатки» смогли нарастить свои кредитные портфели. Лучших результатов добились СБ Банк и Юниаструм Банк, увеличившие свои портфели кредитов малому и среднему бизнесу более чем в два раза.

Особое место в рейтинге занимает Инвестторгбанк, ставший единственный кредитным учреждением, сумевшим не только не увеличить, но даже немного сократить долю просроченных кредитов.

При кредитовании малого бизнеса банки и предприниматели встречаются проблемы кредитования. За последние три – четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20% насыщенности рынка.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не является владельцем ликвидного имущества.

Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне – небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16% (10% предлагает Банк Москвы, но это пока лишь приятное исключение из общего правила), но это большая редкость. Как правило, «малые» предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемленных для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога и поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольно высокая (28-30 % годовых в рублях), сроки ограниченные как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощь можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или небольшие суммы (например, 10-15 млн. рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. У малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

Наряду с кредитными организациями действую и «черные» рынки кредитов. Объем «черного» рынка кредитов оценивается в 6-8 млрд. долл. За год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. По словам предпринимателей , порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщиков под 5-7% в месяц, чем ходить в банк и пытаться получить кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической.

Кредитованию малого бизнеса мешают с точки зрения банков:

  • непрозрачность малого бизнеса;
  • недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей;
  • отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов;
  • отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса;
  • высокие риски невозврата кредитов - с точки зрения предпринимателей:
  • высокая стоимость кредитов;
  • слишком жесткие условия получения кредитов;
  • большие сроки рассмотрения заявок;
  • недостаточная государственная поддержка малого бизнеса;
  • невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля».

 

2.3 Программы коммерческих банков по кредитованию малого бизнеса

 

С развитием кредитования малого бизнеса в России появилось много банков, предлагающих кредиты малому бизнесу. Предпринимателю, желающему получить кредит для бизнеса, зачастую тяжело сделать взвешенный выбор в пользу того или иного банка. Для того, чтобы осмысленно подойти к проблеме выбора банка и программы кредитования, необходимо иметь представление о том, какие преимущества предоставляет банк при кредитовании.

Банки выдают кредиты уже существующему бизнесу, причем, как правило, он должен функционировать не менее полугода. Платежеспособность предприятия выявляется посредством аудита его деятельности. Второе важное условие – залог. Если предпринимателю нечего предоставить в залог, то кредита он не получит. Банки берут под залог движимое и недвижимое имущество заемщика: транспорт, оборудование, помещения.

Кредитование малого бизнеса выделяется размером кредитов и процентной ставкой. Средний размер кредита для предприятий малого бизнеса по России составляет от 50 до 300 тыс. руб. Специфика кредитования малого бизнеса в том, что малые предприятия и частные предприниматели считаются ненадежными заемщиками – из-за этого большинство банков не оказывают большого желания работать с ними. Однако есть такие банки, которые охотно выдают кредиты малым предприятиям.

  • Банк Москвы.

Малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям Банк Москвы предлагает специальную программу кредитования малого бизнеса. Преимущество программы:

Быстро: Скоринговая методика оценки заемщика. Минимальные сроки рассмотрения заявки – от 1 до 8 дней.

Доступно: Традиционно один из самых низких процентных ставок. Кредиты от 50 000 рублей. Кредит без имущественного залога – до 3 000 000 рублей. Отсутствие дополнительных расходов, связанных с получением кредита – специалисты Банка самостоятельно проводят оценку залогового имущества. Обеспечением по кредиту может служить практически любое имущество, принадлежащие потенциальному залогодателю на праве собственности.

Информация о работе Кредитование инновационного развития малого бизнеса