Кредитование инновационного развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ механизма банковского кредитования инновационного развития предприятий малого бизнеса на основе теоретических и методических подходов к специфике банковского кредитовая инновационной деятельности.
Задачи данного исследования:
- рассмотреть роль малых предприятий в экономике и обозначить проблемы;
- охарактеризовать инновационную политику и инновационную деятельность государства;
- изучить кредитную политику коммерческих банков в отношении малого бизнеса;
- проанализировать российский рынок кредитования малого бизнеса;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инновационного развития малых предприятий
1.1 Сущность и проблемы малых предприятий
1.2 Содержание инновационной политики государства
1.3 Проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности малых предприятий
2. Особенности и проблемы финансового обеспечения инновационного развития малого бизнеса
2.1 Кредитная политика коммерческих банков в отношении малого бизнеса
2.2 Анализ рынка кредитования малого бизнеса в России
2.3 Программы коммерческих банков по кредитованию малого бизнеса
2.4 Кредитование малого и среднего бизнеса в Сбербанке.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по НИР.Горбачёва 8МБМ-31.docx

— 339.65 Кб (Скачать файл)
  • содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;
  • формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;
  • применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);
  • участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
  • координацию инновационной деятельности в регионах;
  • создание правовой базы инновационной деятельности;
  • регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

Необходимость государственного регулирования инновационной политики вызвана, в первую очередь, её возрастающим значением для экономики и общества в целом.

«Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.» (Фахтудинов Р.А., 2007, 38)

«Необходимость государственного регулирования инновационной политики объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.» (Гринев В.Ф., 2001, 132)

Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Второй аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

Третий аспект - существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.

Четвертый аспект - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.

Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.» (Коноплев С.П., 2007, 65)

С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.

«Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 77 )

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

«Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 77)

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

«Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 78)

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

-в освобождении от  налогообложения той части прибыли  предприятий и организаций, которая  направляется на проведение перспективных  инновационных разработок, создание  научно-технического задела;

-исключении валютных  средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, полученных от реализации  научно-технической (инновационной) продукции  и направленных на приобретение  специального оборудования и  уникальных приборов;

-снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

-уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности хозяйствующего субъекта

 

В современных условиях хозяйствования для обеспечения темпов и

качества экономического роста, конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный характер. Это сложная задача, так как любое современное предприятие стоит перед выбором: если оно не производит новой продукции, то рано или поздно оно разорится, если производит, то налаживание выпуска новых изделий сопряжено с крупными затратами, а значит возникает необходимость иметь достаточное финансовое обеспечение. Это приводит к тому, что по официальным данным в промышленности только 5% организаций самостоятельно занимаются научными исследованиями и разработками.

Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

Финансирование инновационной деятельности - это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления [1].

После почти 10-летнего спада инновационной деятельности в период 2000-2004 гг. начался этап ее активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами.

 Внешнее финансирование  инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

 Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий, в том числе:

- доходы предприятия: часть  прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);

- поступления (амортизационные  отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);

-финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства);

- финансовые ресурсы, поступающие  в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем.

В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

- финансирование федеральных  целевых инновационных программ;

- финансовое обеспечение  перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на производства:

- ориентированные на выпуск  импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг;

- выпускающие продукцию, спрос на которую высок и будет сохраняться длительное время,

- осваивающие выпуск новых  видов продукции или продукции более высокого класса.

Анализ показывает, что отечественная промышленность до недавнего времени финансировалась на две трети за счет собственных источников предприятий (прибыли, амортизационных отчислений).

Источниками финансирования инновационной деятельности, как правило, являются собственные средства предприятия, а также кредитные ресурсы.

Кредиты банка используются преимущественно для реализации небольших краткосрочных проектов с высокой нормой доходности [2].

Информация о работе Кредитование инновационного развития малого бизнеса