Комплексный анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Анализ существует с незапамятных времён, являясь весьма ёмким понятием. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

КЭАХД Кузнецова.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

Первый способ прост, но в современных  условиях не дает удовлетворительного  результата (в частности, для международных сопоставлений) из-за курсовых разниц, поскольку покупательная способность денежных единиц обычно существенно разнится.

Второй способ достаточно прост, но несколько условлен из-за выбора индекса. (Самый лучший индекс показывает общий рост цен, но дело в том, что цены на различные ценности растут не только не равномерно, но иногда и разнонапрвленно.)

Третий способ самый лучший, но и самый трудоемкий, критикуемый, кроме того, за известную долю субъективизма.

Если в ходе анализа возникает необходимость построить как бы ликвидационный баланс, свободный от инфляционных факторов, то разность между итогами актива и пассива следует записать на специальную статью пассива: «Резервы, образованные за счет разницы цен». Если переоценка не проводилась, то результаты инфляции можно увидеть на счете 99 «Продажи», тут она смешана с результатом, действительно полученным от хозяйственной деятельности. Однако в ходе анализа можно выяснить влияние инфляции на результат. [6, c. 481]

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.2. Анализ производства  и реализации продукции

Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдаётся объёму производства продукции, который определяет объём продаж.

Темпы роста объёма производства и  реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

▪ оценка степени выполнения плана  и динамики производства и реализации продукции;

▪ определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

▪ выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

▪ разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Для анализа производства и реализации продукции используют данные пояснительной  записки к годовому отчёту (приложение 4).

                                                             Таблица 1

 Выпуск и реализация продукции          

Показатели

Базовый период, 2008

Отчётный период, 2009

Отклонение

тыс.руб.

%

Реализованная продукция, тыс. руб.

- в фактических ценах

- в сопоставимых ценах

 

 

129314,73

 

 

39400,94

 

+

+10086,21

 

+

+34,4

Товарная продукция, тыс. руб.

- в фактических ценах

- в сопоставимых ценах

 

 

 

+

 

+


Реализованная продукция в отчётном году выросла на тыс.руб., что составляет от реализованной продукции базового периода. Товарная продукция в свою очередь увеличилась на 108 324 тыс.руб.

Таблица 2

Оценка выполнения плана  по выпуску продукции

Показатели

Базовый период, 2008

Отчётный период, 2009

Отклонение

план

факт

от плана

от факта  базового периода

Выпуск продукции в  фактических ценах, тыс. руб.

29314,73

39400,94

39400,94

-

+

Производственная мощность, тыс. руб.

     

-

+

Уровень освоения производственной мощности, %

     

-

+


Расчёты показывают, что на предприятии  достаточно высокий уровень освоения производственной мощности: в 2008 году он составил %, а в 2009 году –%. Произошедшие изменения свидетельствуют о положительной тенденции увеличения производственной мощности.

Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учётом изменения  конъюнктуры рынка является одним  из важнейших индикаторов деловой  активности предприятия и его  конкурентоспособности.

Таблица 3

Выпуск продукции предприятия  по ассортименту, тыс. руб.

Наименование  продукции

2008 год

2009год

Факт в пределах плана

Недовыполнение  плана

 

план

факт

план

факт

2008

2009

2008

2009

- анальгин

- аспирин 

- аскорбиновая кислота  с глюкозой

- бензонал

- метронидазол

- димедрол

- пирацетам

- парацетамол 

- хлорхинольдол

- цитрамон

- эуфиллин

- настойка боярышника

-раствор йода спиртовой

- настойка пустырника

- трава пустырника

- раствор бриллиантовой  зелени спиртовой

- кислота борная 

- спирт муравьиный 

- апотриазид

               

Итого:

               

Анализируя выпуск продукции по ассортименту за два смежных года (таблица 3), можно сделать вывод, что в 2005 году наблюдалось недовыполнение плана по выпуску таких изделий, как спирт муравьиный, трава пустырника, настойка боярышника, бензонал и анальгин. Но уже в 2006 году произошло обновление ассортимента продукции с учётом изменения конъюнктуры рынка, и в отчётном периоде на ООО «Асфарма» был перевыполнен план на 23,09%.

Таблица 4

Выпуск продукции по кварталам, тыс. руб.

Квартал

2008

2009

Выполнение  плана, %

Факт в пределах плана

Критм

план

факт

план

факт

2008

2009

2008

2009

2008

2009

I

                   

II

                   

III

                   

IV

                   

Год

                   

 

, где

- сумма фактического выпуска  по кварталам, но не выше  плана;

- сумма планового выпуска  по кварталам.

Сравнивая коэффициенты ритмичности  работы предприятия по кварталам  за два года, можно отметить положительную  тенденцию роста производительности товарной продукции. В 2005 году во II и в IV кварталах наблюдалось неравномерное выполнение заданного плана: коэффициент ритмичности в эти периоды составил 0,998 и 0,999 соответственно. В 2006 году ситуация изменилась, и коэффициент ритмичности за все кварталы этого года составил 1. Что говорит о равномерном выполнении заданного плана.

На последнем этапе анализа  определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основными  источниками которых являются следующие:

- улучшение использования трудовых  ресурсов;

- улучшение использования основных  средств

Таблица 5

Резервы увеличения объёмов выпуска продукции

Резервы

Сумма, тыс. руб.

  1. Резервы роста товарной продукции
  2. 1.1. Сокращение остатков незавершённого производства
  3. 1.2. Ликвидация брака, повышение качества продукции
  4. 1.3. Выполнение плана по ассортименту
  5. 1.4. Увеличение объёма услуг промышленного характера
  6. 1.5. Улучшение использования производственной мощности

 

-

-

+29 957

-

+25 000

  1. Резервы роста реализованной продукции
  2. 2.1. Увеличение товарной продукции
  3. 2.2. Сокращение остатков неотгруженной продукции
  4. 2.3. Сокращение остатков неоплаченной продукции
  5. 2.4. Улучшение организации сбыта продукции

 

+108 324

+45 285

-

-


На увеличение объёма выпуска продукции  повлияло следующее:

- выполнение плана по ассортименту;

- улучшение использования производственной  мощности;

- увеличение товарной продукции;

- сокращение остатков неотгруженной  продукции.

 

2.3. Анализ основных  фондов предприятия и их использования

Одним из важнейших факторов увеличения объёма производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и эффективное их использование.

Задачи анализа:

▪ определение обеспеченности предприятия  и его структурных подразделений  основными средствами и уровня их использования по обобщающим и частным  и частным показателям;

▪ выявление причин изменения их уровня;

▪ оценка чувствительности объёма производства продукции и других показателей  к степени использования основных средств;

▪ изучение степени использования  производственной мощности предприятия  и оборудования;

▪ установление резервов повышения  эффективности использования основных средств.

Для анализа основных фондов предприятия  и их использования используют данные формы №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» (приложение 3).

 

Таблица 6

Динамика среднегодовой стоимости основных фондов предприятия,

 тыс. руб.

Показатели

Базовый период, 2008 г.

Отчётный период, 2009 г.

Абсолютное  отклонение

Темп роста, %

Среднегодовая стоимость  основных фондов, всего

110419,5

184953

   

в том числе:

- основного вида деятельности

       

- отраслей, производящих  товары

       

- отраслей, оказывающих  услуги

-

-

-

-


Согласно данным таблицы 6 среднегодовая  стоимость основных средств выросла  на 3,54% за счёт увеличения стоимости  основных средств отраслей, производящих товары (они в свою очередь увеличили свою стоимость на 15,43%). Это свидетельствует о положительной тенденции увеличения роста товарной продукции.

 

 

Таблица 7

Структура основных фондов предприятия

(за период с 1 января  по 31 декабря 2008года)

Группа основных фондов

На начало года

На конец  года

Отклонение

тыс. руб.

уд.вес., %

тыс. руб.

уд.вес., %

тыс. руб.

уд.вес., %

Всего ОПФ

26809

100

202893

100

+176084

-

Здания 

15557

58,2

71991

35,48

+56434

-22,54

Сооружения

1581

5,9

1581

0,78

0

-5,12

Машины и оборудование

5737

21,4

125476

61,84

+119739

+40,44

Транспортные средства

337

1,25

537

0,26

+200

-0,99

Инструмент и инвентарь

200

0,74

370

0,18

+170

-0,56

Активная часть

5937

22,14

125846

62,02

+119909

+39,88

Другие виды ОПФ

3397

12,67

2938

1,15

-459

-11,52

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия