Комплексный анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Анализ существует с незапамятных времён, являясь весьма ёмким понятием. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

КЭАХД Кузнецова.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

А0 , А1 – соответственно плановые и фактические постоянные затраты;

VBП0, VBП1 – соответственно плановый и фактический объём выпуска;

b0 , b1 – соответственно плановые и фактические переменные затраты на одно изделие. [12, c.230]

Производственные запасы на ООО «Асфарма» отражаются в учёте по цене фактического приобретения. Списание в производство должно производиться методом ФИФО (в себестоимость продукции, работ, услуг списывается стоимость ранних по времени закупок). Учёт затрат производится калькуляционным методом, при этом прямые затраты накапливаются на счетах 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйские расходы». Затем косвенные затраты распределяются непосредственно на виды продукции списанием с выше перечисленных счетов на счёт 20 «Основное производство» пропорционально начисленной заработанной платы производственных рабочих.

Расходы, произведённые в отчётном периоде, не относящиеся к будущим  отчётным периодам, отражаются на отдельном  счёте 31, с отнесением в себестоимость по мере наступления периода, к которому они относились.

 

 

 

6. Финансовые результаты  коммерческих организаций и методы  их анализа

6.1. Факторный анализ  чистой прибыли и рентабельности

Задачей факторного анализа является определение влияния на конечный финансовый показатель отдельных его составляющих. Наиболее значимым фактором, влияющим на прибыль организации, является сумма выручки (нетто) от реализации.

При оценке влияния  суммы выручки на прибыль организации  необходимо учитывать инфляцию. Для  этого используют индекс цен, который рассчитывается по формуле:

Iц = (100 + i) : 100,

где i – процент инфляции.

Рассчитав индекс цен, можно определить выручку от продаж в отчётном периоде в ценах, сопоставимыми с ценами базисного  периода Всц:

Всц = В : Iц,

где В – сумма выручки в отчётном периоде.

Инфляция приводит не только к увеличению выручки – одновременно растут затраты  на сырьё, материалы, комплектующие, топливо, электроэнергию, оплату труда работников, то есть увеличивается себестоимость  продукции. С другой стороны, совершенствование организации и управления производством, внедрение новых технологий и оборудования ведут к снижению производственных затрат.

Оценим влияние инфляции на себестоимость  продукции. Для этого определим  с помощью индекса цен Iц её значение в сопоставимых ценах базового периода – Сцс:

Сцс = С : Iц. [4, с.__]

По данным «Отчёта о прибылях и убытках», форма № 2, (приложение 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчётного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (RП) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

 где

В – выручка;

С – себестоимость продукции;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

На ООО «Асфарма»  рентабельность продаж в 2005 году составляет:

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль  от продажи. Чтобы определить, как  каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчёты.

Влияние изменения выручки  от продажи на рентабельность продаж:

 где

В1 и В0 – отчётная и базисная выручка;

С1 и С0 – отчётная и базисная себестоимость;

КР1 и КР0 – отчётные и базисные коммерческие расходы;

УР1 и УР0 – управленческие расходы в управленческом и базисном периоде.

Влияние изменения  себестоимости продаж на рентабельность продаж:

.

Влияние изменения  коммерческих расходов на рентабельность продаж:

Влияние изменения  управленческих расходов на рентабельность продаж:

Совокупное  влияние факторов составляет:

.

Чистая рентабельность организации  в отчётном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчётного периода к выручке от продажи:

и, следовательно, на эту рентабельность оказывают влияния факторы, формирующие  чистую прибыль отчётного периода. [3, c. 49]

 

6.2. Анализ использования основного капитала и основных средств

Основной капитал – это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия, нематериальные активы и т.д.

На ООО «Асфарма» объектами  основных средств считаются объекты со стоимостью, превышающей 100-кратный размер установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда и сроком службы более года. Малоценными и быстро изнашивающимися считаются предметы со стоимостью до 100 МРОТ.

При выполнении ремонта основных средств  затраты на ремонт включаются в себестоимость  того периода, когда они имели  место.

Для обобщающей характеристики эффективности  и интенсивности использования  основных средств (ОС) используются следующие  показатели:

● фондорентабельность (отношение прибыли от основной деятельности к среднегодовой стоимости основных средств);

● фондоотдача ОС (отношение стоимости произведённой продукции к среднегодовой стоимости ОС);

● фондоотдача активной части ОС (отношение стоимости произведённой продукции к среднегодовой стоимости активной части ОС);

● фондоёмкость(отношение среднегодовой  стоимости ОС к стоимости произведённой  продукции за отчётный период);

● относительная экономия ОС:

 где

ОС0, ОС1 – соответственно среднегодовая стоимость ОС в базисном и отчётном периодах;

Iвп – индекс объёма производства продукции.

В процессе анализа изучаются динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, проводятся межхозяйственные сравнения. После этого изучают факторы изменения величины фондорентабельности и фондоотдачи. [12, c. 184]

 

6.3. Анализ использования оборотного капитала

Оборотный капитал – превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами; он формируется из денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, готовой продукции, незавершённого производства и расходов будущих периодов. [9, c. 166]

Одним из важнейших показателей, характеризующих  интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность, является оборачиваемость капитала.

Скорость оборачиваемости капитала характеризуется следующими показателями:

- коэффициент оборачиваемости  (Коб);

- продолжительность одного оборота капитала (Поб).

Коэффициент оборачиваемости капитала рассчитывается по формуле

Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости  капитала, называется капиталоёмкостью (Кё):

.

Продолжительность оборота капитала:

 или 
где

Д – количество календарных дней в анализируемом периоде (год  – 360 дней, квартал – 90, месяц – 30 дней).

В процессе последующего анализа необходимо изучить изменение оборачиваемости  оборотного капитала на всех стадиях  его кругооборота, что позволит проследить, на каких стадиях произошло ускорение или замедление оборачиваемости капитала. Для этого средние остатки отдельных видов оборотных активов нужно разделить на сумму однодневного оборота по реализации.

 

7. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений

Инвестиции – это долгосрочное вложение средств в активы предприятия  с целью повышения благосостояния инвестора.

По объектам вложения инвестиции делятся  на реальные и финансовые. Реальные инвестиции – это вложение средств в обновление имеющейся материально-технической базы предприятия; наращивание его производственной мощности.

Финансовые инвестиции – это  долгосрочные финансовые вложения в  ценные бумаги, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т.д. [12, c. 331]

Основное имущество обанкроченного ОАО «Асфарма» в 2003 году получило нового собственника. Кредиторы предприятия одобрили сделку по продаже трех зданий и двух единиц оборудования на сумму 8,6 млн руб. Покупателем имущества выступло ООО «Асфарма», за которой стоит инвестор в лице московской компании «Макслевел», имеющей в Кузбассе интересы в угольной промышленности, в торговле лекарствами и медицинскими материалами. Заявленный инвестором объем капитальных вложений на начальном этапе составил около 14 млн руб. Из них 5 млн руб. было направлено на пополнение оборотных средств и 9 млн руб. — на погашение задолженности по зарплате. Составной частью «входа» «Макслевела» на «Асфарму» стала также сделка по выкупу крупного пакета кредиторской задолженности предприятия у кемеровского негосударственного пенсионного фонда «Стимул–Фонд», которая составляют около 16 млн. руб.

В процессе анализа эффективности финансовых вложений изучается объём и структура инвестирования в финансовые активы, определяются темпы его роста, а также доходность финансовых вложений в целом и отдельных финансовых инструментов.

Ретроспективная оценка эффективности  финансовых вложений производится сопоставлением суммы полученного дохода от финансовых инвестиций со среднегодовой суммой данного вида активов. Средний уровень доходности (ДВК) может измениться за счёт:

структуры ценных бумаг, имеющих разный уровень доходности (Удi);

уровня доходности каждого вида ценных бумаг, приобретённых предприятием (ДВКi).

 [12, c. 349]

Задача анализа капитальных вложений заключается в оценке динамики и степени выполнения капитальных вложений, а также изыскание резервов увеличения объёмов инвестирования.

Субъекты хозяйствования должны не только увеличивать объёмы инвестиций, но повышать их экономическую эффективность, то есть отдачу. В связи с этим одной из важнейших задач анализа является изучение показателей эффективности инвестиционной деятельности и выявление резервов её роста.

Анализ выполнения плана капитальных  вложений следует начинать с изучения общих показателей. В первую очередь  нужно изучить выполнение плана  инвестирования за отчётный год в  целом и по основным направлениям. Следует также изучить динамику инвестиций с учётом индекса роста цен. Наряду с абсолютными показателями следует анализировать и относительные, такие, как размер инвестиций на одного работника, коэффициент обновления основных средств производства. [1, c. 580]

 

7.1. Комплексный анализ эффективности инвестиций

Критерии оценки эффективности  инвестиций подразделяются на три группы :

- срок окупаемости  инвестиций;

- отдача инвестиций;

- рентабельность  инвестиций.

Срок окупаемости  инвестиций (Ток) определяется как отношение общей суммы инвестиций (Инв) к величине прибыли (Р) или величине прироста прибыли (∆Р):

 или 
.

Срок окупаемости соответствует  тому периоду, при котором сумма  рассчитанного таким образом  прироста прибыли равна сумме  инвестиций.

Отдача инвестиций может оцениваться с помощью показателей дополнительного объёма реализации услуг на 1 рубль инвестиций, дисконтированного дохода, будущей стоимости инвестиций.

Дополнительный  объём реализации услуг на 1 рубль  инвестиций рассчитывается как отношение прироста объёма реализации продукции, полученного в результате дополнительных инвестиций (∆N), к общей сумме инвестиций:

 где

Эи – эффективность инвестиций.

Оценка рентабельности (доходности) производится сопоставлением полученного дохода от данного вида инвестиций с величиной инвестиций. В качестве оценочных параметров можно использовать показатель общей экономической эффективности инвестиций и более конкретный показатель – доход на вложенный капитал.

Общая экономическая  эффективность инвестиций по отдельному действующему предприятию определяется как отношение прироста прибыли к общей сумме инвестиций, вызвавших этот прирост; по вновь созданному предприятию – как отношение планируемой прибыли к общей сумме инвестиций:

 .

Доход на вложенный капитал (ДВК) определяется отношением общей суммы прибыли к общей сумме инвестиций:

.

Соответственно доходность каждого  вида инвестиций можно рассчитать как  обратный показатель:

.

Этот метод позволяет при  наличии альтернативных вариантов  долгосрочных финансовых вложений выбрать  более выгодный для предприятия  вариант. [2, c. 356]

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия