История развития эргономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 09:00, реферат

Краткое описание

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств).
Человек, машина, среда рассматривается в эргономике как сложное функциональное целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика является одновременно научной и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создание новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

История развития эргономики 2.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)

МРЭА состоит из региональных отделений. На сегодняшний день региональные от-деления зарегистрированы в шести центральных регионах России – Московском, Петербургском, Тверском, Калужском, Ивановском, Ярославском. Каждое отделение имеет своего председателя и собственную структуру. В настоящее время членами МРЭА являются около 200 эргономистов. Повседневная деятельность координируется исполкомом, состоящим из пяти членов. Большая часть решений принимается советом (Президиумом) МРЭА, состоящим из членов исполкома и глав региональных отделений. Принципиальные решения принимаются путем голосования, проводимого через элек-тронную почту. В 2001 МРЭА учредила медаль за научные заслуги в области человече-ского фактора. В тот же год МРЭА учредила Академию проблем человеческого фактора. Ежегодно МРЭА вручает эти награды ведущим эргономистам.

МРЭА является федеративным обществом Международной эргономической ассоциации (IEA) и Федерации европейских эргономических обществ (FEES). Деятельность МРЭА согласуется с политикой и стратегическим планом этих организаций. Образование в области эргономики

Высшее образование в СССР и России реализуется в соответствии с фиксированным набором специальностей (университетских программ). До 2005 года единственной программой высшего образования в области человеческих факторов была психология. В рамках этой программы существует специализация ‘Психология труда и инженерная психология’. В середине 60-х эту программу ввели Московский и Ленинградский (Петербургский) государственные университеты. С 2005 года в России была введена новая программа, направленная на подготовку профессиональных эргономистов. Выпускники этой программы получают квалификацию «инженер». Пятилетняя программа включает в себя четыре года и шесть месяцев теоретического обучения и полугодовой проект по эргономике (обычно совместно с промышленной компанией). Результат этого проекта представляется экзаменационной комиссии, которая принимает решение о профессиональной квалификации. Теоретический курс состоит из лекций, семинаров и лабораторных работ по следующим основным дисциплинам: психология и педагогика, социология, философия, экономика, математика (линейная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, теория вероятности и математическая статистика), информатика, физика, химия, экология, основы анатомии человека, физиология и биофизика. введение в эргономику, основы биохимии, основы физиологии, гигиена и психология труда, антропометрия и биомеханика в эргономике, безопасность жизнедеятельности, системный анализ и моделирование ЧМС; теория систем управления, материалы и технология, измерение технических и медико-биологических величин, защита интеллектуальной собственности и патентоведение, эргономическое обеспечение проектирования.

В 2007 году три российских университета предлагали программы высшего образования по эргономике – Московский государственный авиационно-технологический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет и Институт эргономики и социально-экономических технологий (Тверь).

Каждые два года МРЭА проводит в Твери международную конференцию «Психология и эргономика: единство теории и практики». 5-я конференция прошла в августе 2007. В этом же году под патронажем нескольких авиационных институтов проводилась 3-я международная конференция «Человеческий фактор в авиации и космонавтике». МРЭА является основным учредителем и издателем журнала «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», который публикуется с 1999 года. Он адресован психологам, эргономистам и широкому кругу практиков. Журнал публикует статьи и информацию о результатах научных исследований и прикладных работ по эргономике, инженерии профессиональной и социальной психологии. В 2006 году МРЭА запустила официальный сайт, который доступен по адресу www.ergo-org.ru. Он предоставляет информацию о текущей деятельности МРЭА на русском и английском языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Современное состояние эргономики в России

 

2.1 Направления развития эргономики, приоритетные задачи эргономики в настоящее время

 

Длительное время главным приоритетом в исследованиях эргономической оптимизации интерфейса человек-среда было повышение производительности труда и увеличения надежности - предупреждения срывов.

Идея предупреждения срывов была предпосылкой к гуманизации эргономики. Отсюда вырастает идея уменьшения предельности нагрузок, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, то есть, согласования человека и техники, оптимизация условий труда.

В России первым на это обратил внимание и даже предложил соответствующую программу работ инженер-железнодорожник И. И. Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский.

Следует отметить, что гуманизации труда способствовало еще три фактора:

оказалось, что осуществление такой потребности, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда;

многие современные производства могут функционировать только в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника;

в связи с ростом уровня развития технологий и конкуренции интеллектуального труда все чаще заказчиками эргономических исследований и адаптации среды выступают люди, заказывающие их для себя лично.

Значительный вклад в гуманизацию эргономики делается в настоящее время группой психологов-эргономистов под руководством доцента кафедры гигиены труда МГУ им. М. В. Ломоносова Чернышевой О.Н. и молодыми специалистами проекта «Эргономика Жизни» - Черничковой Н.В. и Черторыгиным А.Б.

Идея их подхода заключается не только в оценке соответствия антропометрических параметров тела человека метрическим параметрам предметной среды, но и степени влияния отдельных проявлений соматической и психосоматической напряженности на эффективность деятельности в целом, объективизации этих оценок на основе психотестов, физиологических и антропологических измерений.

Кроме того, было обращено внимание на несоответствие формирования предметно-пространственной среды человека его эволюционному развитию. Предположительно, при должном развитии в этом направлении, эргономика способна серьезно повлиять на качество и продолжительность жизни людей.

 

2.2 Эргономические стандарты

 

Сегодня в России действует система стандартов ССЭТО («Система стандартов эргономических требований»). Она предусматривает следующие группы нормативных документов:

• общие положения — включают основные положения системы ССЭТО, термины, определения и т.д.;

• показатели и характеристики человека — оператора;

• общие эргономические требования к организации человеко-машинных комплексов;

• общие эргономические требования к организации деятельности операторов;

• общие эргономические требования к техническим средствам деятельности;

 

• требования к обитаемости;

• программы и методики эргономической экспертизы.

Основополагающие документы оформлены в виде обязательных к применению на территории России нормативных документов — государственных стандартов (ГОСТ):

• ГОСТ 20.39.108 — перечень эргономических требований к человеко-машинным комплексам;

• ГОСТ 26387-84 — Система «человек — машина» (СЧМ). Термины и определения;

• ГОСТ 30.001-83 — Система стандартов эргономики и технической эстетики.

Эргономическое обеспечение проектирования СЧМ помимо эрго­номических ГОСТов регламентируется требованиями единой системы конструкторской документации (ЕСКД), которая определяет порядок включения требований по эргономике в общие техничес­кие требования к создаваемой продукции.

Кроме того, действует множество отраслевых стандартов, документов министерств и ведомств, нормирующих требования к СЧМ. Мы не будем приводить в настоящем пособии всех видов нормативной документации из-за их значительного объёма. Читатель может самостоятельно познакомиться с ними в процессе проектирования СЧМ. В качестве примеров нормативной документации в приложениях 1 и 2 настоящего учебного пособия приведены: Межгосударственный стандарт «Единая система конструкторской документации: стадии разработки» — ГОСТ 2.103-68 и Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования» — ГОСТ Р ЕН 614-1-2003.

Отметим, что система стандартизации — это не просто собрание научно-технических рекомендаций, а живая действующая система, непрерывно совершенствующаяся под влиянием изменений в научном и практическом содержании эргономики и инженерной психологии [4].

Эргономическую оценку системы "человек-техника-среда" (СЧТС) можно осуществлять дифференцированным методом, при котором используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку системы дифференцированным методом производят с помощью групповых показателей, определяемых по одному на каждый из разделов эргономики. Каждый из групповых показателей объединяет группу одиночных. Существуют пять групп эргономических показателей, которые формируют состав эргономики (антропометрические, гигиенические, физиологические, психофизиологические и психологические) и три цели эргономики, которые формируют ее структуру (эффективность СЧТС; безопасность работы в ней; создание условий, обеспечивающих развитие личности человека-оператора (комфорт)).

Состав и структуру эргономики можно представить следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2 – Состав и структура эргономики

 

Антропометрический показатель, регламентирует соответствие машины размерам и форме тела работающего человека, распределению массы его тела, подвижности частей тела и другим параметрам. Однако сведения, приводимые в антропометрических справочниках, могут служить лишь для первых, грубых прикидок габаритов проектируемого изделия. Причем при проектировании изделия недопустимо применение антропометрических данных других стран из-за их существенного различия.

Гигиенический показатель характеризует гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с СЧТС. Он предполагает создание на рабочем месте нормальных метеорологических условий микроклимата и ограничение воздействия вредных факторов внешней среды (уровень освещенности, вентилируемости, влажности, запыленности, температуры, радиации, токсичности, шума и вибрации и т.д.). Превышение допустимых пределов по этим показателям может угрожать жизни и здоровью человека-оператора, вызывать "трудные" психические состояния, снижающие его работоспособность. Известно, например, что оптимальная для работы человека температура окружающей среды равна 18°С; при повышении температуры до 25°C начинается физическое утомление и появляются признаки ухудшения психического состояния (раздражительность, напряженность и др.); при З0°С ухудшается умственная деятельность, замедляются реакции, возникают ошибки; температуру около 50°С оператор может переносить в течение одного часа. 4 Эргономисты выделяют комфортную, относительно дискомфортную, экстремальную и сверхэкстремальную внешние рабочие среды на рабочем месте оператора.

Комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья. Относительно дискомфортная среда, воздействуя в течение определенного интервала времени, обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека-оператора неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы. Экстремальная рабочая среда обусловливает снижение работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям. Сверхэкстремальная среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.

Физиологический и психофизиологический показатели, характеризуют те эргономические требования, которые определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным возможностям и особенностям человека. При этом в процессе проектирования необходимо отчетливо представлять возрастные, половые, психологические и другие особенности операторов конкретной СЧТС. На основании многочисленных экспериментальных данных сформулированы, например, эргономические требования ГОСТа 21829-88 "Кодирование зрительной информации",5 по которым минимальная допустимая яркость цветных знаков должна быть 10 кд/м2, рекомендуемая-170 кд/м2, оптимальная угловая величина цветового знака - 35-45' и т д. Эргономические требования ГОСТа 21752-86 "Маховики управления и штурвалы" следуют из экспериментально установленных максимальных усилий руки при различных углах сгиба в локте. Например, вытянутой правой рукой оператор может тянуть на себя рукоять с силой до 22 кг, толкать от себя - до 20 кг, выжимать вверх - до 5,5 кг, тянуть вниз - до 7 кг и т.д. В процессе проектирования необходимо отчетливо представлять возрастные, половые, психологические и другие особенности операторов конкретной СЧТС. Так, с возрастом резко падает чувствительность к свету: потребность в освещенности у человека 30-летнего возраста в два раза, у 40-летнего в три, а у 50-летнего в шесть раз больше, чем у 10-летнего. Отсюда следует, что если 30-летнему оператору достаточно освещенности в 1000 лк для максимально точного восприятия деталей, то для создания аналогичных условий 50-летнему необходимо около 2000 лк. 6

Психологический показатель, отражает соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновь формируемым навыкам работающего человека, степени и характеру группового взаимодействия, опосредования межличностных отношений содержание совместной деятельности по управлению СЧТС.

Информация о работе История развития эргономики в России