Волевая регуляция поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены.

Содержание

Введение
Глава 1.Эмоциональная регуляция
1.1 Эмоциональные процессы и управления эмоциями
1.2 Понятие об эмоциях
1.3 Высшие эмоции-чувства, виды эмоций по содержательному своебразию
1.4 "Исходные" эмоции, эмоциональная устойчивость
1.5 Свойства эмоции,конфликтные эмоциональные состояния (стресс,аффект и фрустрация)
Глава 2.Волевая регуляция поведения
2.1 Понятие о воле
2.2 Развитие и формирование волевых действий
2.3 Структура волевой регуляции деятельности
2.4 Сложные волевые действия
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_na_temu_Emotsionalnaya_volevay.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

 

 

Глава 2.Волевая регуляция поведения

2.1 Понятие о воле

Воля - сознательная,социально сформированная детерминация поведения личности,обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Это социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социалльно сформированных понятий и представлений. Волевая активность субъекта,приводящая к социально значимым результатам.называется деянием.Человек отвечает за свои деяния,даже за те,которые выходят за пределы его намерений. Возникновение воли первоначально связано с обением ребенка со взрослым. Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей,завершение начатых дел во что бы то ни стало, избавление от малейших проявлений безволия,безответственности - таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция представляет собой определенную динамику психические состояния бывают более устоййчивыми,у других - менее.Так,устойчивое состояние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

Формирование воли - это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.В процессе постоянного сознавательного контроля личности над собственным поведением у нее формируется система социально значимых волевых качеств ( целеустремленность,решительность,настойчивость и др.)

2.2 Структура волевой регуляции деятельности

Действие - структурная единица деятельности.Различаются перцептивные,умственные,мнемические и практические действия.В каждом действии можно выделить ориентировочную,исполнительную и контрольную части.

Цели деятельности определяют характер и последовательсноть действий,а конкретные условия действий - арактер и последовательность операций. Операция - структурная единица действия ( в сложной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций). Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий. выбор средств и орудий действия.

2.3 Сложные волевые действия

В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели,предвешения,моделирования значимых условий деятельности,программирование исполнительских действий,обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах,текущая коррекция действий и оценка итогового результата.Рассмотрим этапы сложного волевого действия

1.Осознание возможностей удовлетворение актуализированных потребностей,борьба мотивов (стадия предрешения). Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения цели действия. В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Она может быть кратковременной и очень ддлительной,связанной с большой затратой нервной энергии.

2. Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации,определеним первоочередных проблем,наиболее значимых целей и путей их достижения.Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели.

Решительность - психическое состояние мобилизованности на быстрый и обосванный выбор цели и способов ее достижения.Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики.Решительность не только побуждается чувством,но и связана с подавлением различных эмоций,предвидением последствий будущих действий.

Однако,несмотря на субъективные факторы,влияющие на процесс принятия решения:

- дефицит времени;

- значимость действия, в пользу которого принимается решение;

- тип высшей нервной деятельности человека;

- особенности взаимодействия сигнальных систем.

Психическое состояние неспособности быстро прнимать решения - состояние нерешительности.Оно может быть проявлением психической пассивности личности,слабости нервных процессов,недостаточной их подвижности.

Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоченностью сознания на основных,наиболее значимых целях.Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты,подчиняющей все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность - высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий.Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности.Оно состоит в объективной оценке обстоятельств,влияющих на исход деятельности,основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости,реальности.

Настойчивость как психичское состояние состоит в длительном преодолении трудностей,контролировании действия и направленности его на достижение цели,избирательном отношении ко всему тому,что может содействовать достижению цели.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека действуют различные стимулы,провоцирующие действие в нежелательном напрвлении.Торможение нежелательных действий и есть состояние сдержанности,самообладания,требующее значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Адекватная,интегрированная психическая деятельность человека связана с его самоконтролем.Человек постоянно подвергает свое поведение и всю свю деятельность критическому анализу,саморефлексии,соотносит свое поведение со сформированными у него эталонами и ценностными ориентациями.

Самоконтроль - это проверочный,критический механизм,включенный во все виды психической деятельности человека.Самоконтроль основан на постоянном функционировании обратной связи при взаимодействии человека со средой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 3. РАССМОТРЕНИЕ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ

3.1 ОПИСАНИЕ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ

 

Для эффективного управления требуется эффективный руководитель, то есть человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящим принимать решения, которое обеспечат это будущее.

Цель данной работы — анализ эффективности деятельности Пасечниковой Н.Т, которая занимает должность руководителя Магазина «Продукты». Будет рассмотрено умение управлять стрессом, временем, нагрузкой. Все это позволит выявить сильные и слабые стороны Натальи Тимофеевны как руководителя. И при обнаружении отрицательных моментов в ее деятельности будут даны рекомендации по усовершенствованию управленческой деятельности.

Магазин «Продукты» занимается продажей продуктов. Юридический адрес: г. Фролово В/п . Газоразведки 16.

Пасечникова Наталья Тимофеевна является генеральным директором магазина и соответственно выполняет все свои обязанности. Стаж работы у Натальи Тимофеевны 6 лет. Она решает возникающие спорные вопросы внутри коллектива и конфликтные ситуации с клиентами. Наталье Тимофеевне 55 лет, у нее есть муж и взрослый сын. Она интересуется лотом, занимается спортом и любит путешествовать. Судя по этим словам, можно сказать, что она спокойный и жизнерадостный человек.

У Пасечниковой Н.Т большой объем работы, и нужно обращать внимание на управление временем: оно не должно расходоваться напрасно. Неэффективное использование времени имеет место в следующих случаях: откладывание работы; неумение передавать часть обязанностей подчиненному, неумение расставлять приоритеты.

Пасечникова Н.Т никогда не откладывает работу на потом. Она по мере своих возможностей старается сделать все сразу. Она умеет правильно расставлять приоритеты: сначала всегда выполняет наиболее срочные и важные дела, а затем более простые. Наталья Тимофеевна знает, что и какие дела передать своим подчиненным.

Наталья Тимофеевна требовательна как к себе, так и к своим подчиненным, поэтому не допускает некачественной или недоделанной работы.

Как любой другой руководитель Пасечникова Н.Т подвержена стрессу. Постоянное разрешение конфликтов как внутри него, так и за его пределами приводит к постоянной эмоциональной, а следовательно, и физической перегрузке.

Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет образ нашей жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессовые факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те, или иные процессы, происходящие в организме, то есть обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактике стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая “переделка” дня, оказание первой помощи при остром стрессе и другие способы профилактики. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Быстрота сегодняшнего течения жизни, нестабильность в социальной и экономической сфере общества, информационные потоки, поглощающие человека, сложность экономической обстановки и многое другое — факторы стресса, которые человек может испытывать в разные периоды своей жизни.

И вот я предлагаю, чтобы Пасечникова Наталья Тимофеевна прошла тест «Диагностика состояние стресса».

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 3. РАССМОТРЕНИЕ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ

3.1 ОПИСАНИЕ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ

 

Тест Диагностики состояния стресса

 

Диагностическая цель: Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.

Инструкция: «Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».

 

Текст опросника:

предложение

ответ

 

да

нет

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но

 

+

 

2. часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.

 

 

-

3. Когда я смотрю на себя в зеркало,

я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

 

+

 

4. На работе и дома — сплошные неприятности.

 

-

5. Я упорно борюсь со своими вредными привычками,

но у меня не получается.

 

 

-

6. Меня беспокоит будущее.

+

 

7. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или 
снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

 

-

8. Вокруг происходят такие перемены, что голова 
идет кругом. Хорошо бы, если бы все

не так стремительно менялось.

 

-

9. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними 
я чувствую скуку и пустоту.

 

-

10.В жизни я ничего не достиг и часто испытываю 
разочарование в самом себе.

 

-


 

Обработка результатов

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Да

7

4

4

7

8

2

4

3

0

1

9

8

5

6

4

3

2

1

6

3

Нет

2

5

5

2

1

7

5

6

9

8

1

1

4

3

5

6

7

8

3

6


 

Подсчитывается количество положительных ответов по всем 9 вопросам, каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).

Результат 0—4 балла — означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях;

Информация о работе Волевая регуляция поведения