Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97

Вложенные файлы: 1 файл

Волчкова Фин мех.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона от 30.12.95 г. № 220-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федерального закона от 09.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в 1997 - 2000 гг. нескольких законов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции Кроме указанных законов к 2000 г. вступили в силу законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: от 25.02.99 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 02.01.00 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 10.02.99 г. № 32-ФЗ «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Однако к началу 2001 г. не были приняты законопроекты «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».

Также в числе федеральных законов, регулирующих финансовые инвестиции, финансовые рынки, деятельность институциональных инвесторов, а также новые формы инвестирования в основной капитал, следует назвать: Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 05.03.99 г. «О защите законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 16.07.98 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон от 07.05.98- г. №- 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 10.07.02 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,. Федеральный закон от 03,02.96г. ,№ 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 27.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.04 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закогг от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерацию Федеральный закон от 21.07.05 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и др.

Существенное значение для «чистоты» отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон от 07.08.04 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон от 09,07.99 г. № 160-ФЗ- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона - обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствие с нормами международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества.

Существенным аспектом данного Федерального закона является то, что он не распространяется:

1.  На отношения, связанные с  вложениями иностранного капитала  в банки и иные кредитные  организации,  а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании. («Закон об иностранных инвестициях» от 1991 г. распространялся на эти сферы, но вводил фактические ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии в федеральных органах власти РФ на право заниматься такой деятельностью);

2.  На отношения, связанные с  вложениями иностранного капитала  в некоммерческие   организации  для достижения   какой-либо   общественно полезной    цели    (образовательной,    благотворительной,  научной  или религиозной), которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях.

Федеральный закон от 09.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит целый ряд очень важных понятий:

а) «иностранный инвестор», которым в соответствии с указанным законом являются:

•   иностранные юридические лица;

•   иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но которые вправе в соответствии с законодательством того государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на территории РФ;

•   иностранные      граждане,      которые      по      своей      гражданской правоспособности и дееспособности в соответствии с законодательством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ;

•   лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ и имеющие   право   в   соответствии   с   законодательством   страны   своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;

•   международные     организации,     которые     в     соответствии     с

международным договором вправе осуществлять инвестиции на

территории РФ;

•   иностранные государства;

б) к иностранным инвестициям согласно указанному закону относятся денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), услуги и информация.

В Федеральном законе даются определения понятий прямой иностранной инвестиции, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеются также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном, режиме деятельности, иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными законодательными актами Российской Федерации. Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» важной, хотя и косвенной льготой для предприятий с иностранными инвестициями реального сектора экономики является государственная гарантия, заключающаяся в иммунитете по отношению к неблагоприятному изменению законодательства РФ (так называемая стабилизационная, или «дедушкина» оговорка).26

Особенность стабилизационной «дедушкиной оговорки» заключается а том, что она действует на приоритетные инвестиционные проекты, на которые по сравнению с обычными инвестиционными проектами распространяются, дополнительные льготы и гарантии. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ, ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия.27

Однако ее использование ограничено следующими критериями:

1. Стабилизационной    оговоркой   могут    воспользоваться   только следующие категории организаций  с иностранным капиталом:

• осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты;

•  организации, в которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале превышает 25 %.

2.  Стабилизационная оговорка  распространяется только на изменения:

•  ввозимых таможенных пошлин (кроме введенных в целях защиты экономических интересов стран при осуществлении внешней торговли);

•  федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые на территории РФ);

•  взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

•    иных   изменений   в   законодательстве,   ведущих   к   увеличению совокупной     налоговой     нагрузки     либо     устанавливающих     режим дополнительных запретов на осуществление по сравнению с теми, которые действовали на момент начала инвестиционного проекта.

3.  Стабилизационная оговорка  действует на протяжении всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет с начала его финансирования.  Следует заметить, что предусмотрена возможность его продления в исключительных случаях на основании решения Правительства РФ (при осуществлении инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объемом предприятия с иностранными инвестициями ПИИ не менее 1 млрд. руб.),

Таким образом, в Федеральном законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, факторы, которые определенное время могут оставаться неизменными. Понятно, что подобный перечень не является исчерпывающим. Более того, речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. И понятие «неизменности совокупной налоговой нагрузки» относится только к этим приоритетным инвесторам. При этом стабилизационная оговорка связана лишь с окупаемостью (возвратом вложенных денег). Никак не оговорена проблема сохранения «коммерческих результатов» долгосрочной доходности инвестора, имеющих для последнего первостепенное значение.

Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд РФ и т.д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.

Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях а Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товара собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукций, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Таким образом, инвесторы ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов предприятий, с иностранными, инвестициями, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с момента даты регистрации предприятий с иностранными инвестицмями. Эти же инвесторы имеют возможность беспошлинного (или по сниженным ставкам) вывоза произведенных либо в достаточной степени переработанных продуктов (в. случаях, когда вывозные пошлины на такие товары установлены). Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически половина субъектов РФ имела в 2000 г. свои законы или иные законодательные акты.

Льготы предоставляются и другими нормативными актами, которые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66 - 67), предусматривающего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постановлении Правительства РФ от 26.02.99 г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» и некоторых других.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собою изменение срока уплаты налога, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении налогового кредита. На получение налогового кредита могут претендовать инвесторы, осуществляющие: НИОКР либо техническое перевооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению.

В целях направления дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику России постановлением Правительства. РФ от 20.11.99 г, № 272 иностранным инвесторам -- нерезидентам разрешено использование средств, находящихся на специальных счетах типа «С», по финансированию создания мощностей для увеличения производства экспортной продукции. Доля средств со специальных счетов типа «С», которые используются для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных в России юридическими лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ, должна составлять не менее 70%.28

В Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" определен статуе филиала иностранное юридического лица созданного на территории РФ. Филиалу предоставлено право заниматься на территории России той же деятельностью, что и его головная организация в стране регистрации. Специальная статья Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» посвящена вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере иностранных инвестиций. Это, прежде всего, функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:

•  определение целесообразности введения запретов и ограничений на осуществление  иностранных инвестиций на территории РФ,  подготовка законопроектов по таким мерам;

•   определение   мер   по   контролю   за   деятельностью   иностранных инвесторов в РФ;

Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж