Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97

Вложенные файлы: 1 файл

Волчкова Фин мех.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Утечку капиталов из России определяет два основных фактора:

- главный, макроэкономический –  “вложение в Россию до тех  пор, пока сохраняются высокие  политические риски и высокое недоверие к финансовой системе, естественно, бессмысленно: как держать деньги здесь, если завтра этот банк может закрыться? ”;

- слабость российского государства. “Институты государства Россия  создавала заново после 1991 года. В реформы Россия в отличие от всех других стран…вошла без государственных институтов и создавала их параллельно с экономическими реформами”8.

Ни в коей мере не оспариваем высказанное мнение, но, на наш взгляд, физические и юридические лица, осуществляя вывоз капитала, чаще всего руководствуются одним из следующих мотивов:

1. Организация производства товаров  и оказание услуг на месте  за рубежом; создание собственной  инфраструктуры современных внешнеэкономических  связей.

2. Получение прибыли за счет  более высокой доходности финансовых инструментов, меньших налогов или более благоприятной институциональной обстановки.

3. Осуществление сбережений на  случай кризиса или преследования.

Первые два мотива представляют собой естественные модели экономического поведения. Вывоз капитала в рамках этих мотивов не наносит ущерба национальной экономике и зависит от вовлеченности страны в мирохозяйственные отношения. В России на эти мотивы приходится всего 25-35 процентов (далее - %) вывезенного капитала, а в форме “бегства” вывозится 65-75% 9.

Особенностью первого мотива является то, вывозимый капитал изначально предназначен для функционирования за рубежом. Формами вывоза являются прямые и портфельные инвестиции (последние - в той мере, в какой приобретение акций связано с получением контроля над предприятием). Этот мотив, особенно в части, касающейся организации собственного производства за рубежом, нетипичен для современной российской экономики (активность в этой сфере проявляют в основном крупные корпорации, связанные с топливно-энергетическим комплексом, например, “Газпром”). В мировом масштабе число фирм с российским капиталом за рубежом невелико, а их воздействие на мировое хозяйство незначительно.

Особенностью второго мотива является то, что вывозится тот капитал, который мог бы остаться в российской экономике при наличии соответствующих экономических и политических предпосылок. Этот мотив более типичен для современной российской ситуации. Единственным путем воздействия на объем средств, вывозимых в поисках более благоприятной институциональной обстановки или более выгодных финансовых инструментов, является изменение макроэкономической ситуации в стране. До тех пор пока этого не произойдет, утечка капитала будет продолжаться. Вводимые ограничения могут уменьшить отток капитала, но не остановить его. Однако в альтернативных условиях: при улучшении хозяйственной обстановки, прекращении спада производства, снижении налогового бремени, ослаблении политической нестабильности и разумной государственной экономической политике, даже при ужесточении государственного контроля за вывозом, возможно не только снижение бегства капитала, но и рост прямых российских инвестиций за рубежом.

Ведущим для большей части вывозимого российского капитала является третий мотив. Его отличительной особенностью является то, что капитал ни в какой мере не используется для расширения бизнеса, а доход с него не возвращается в Россию (за исключением так называемого “летучего” капитала, то есть капитала, предназначенного для совершения краткосрочных сделок, который в любой момент может быть выведен обратно за рубеж). Накопления средств “на черный день” за границей осуществляются в форме открытия накопительных счетов, покупки недвижимости10, реже - предметов старины и других. Конечно, вывод капитала за границу не всегда отрицательно влияет на развитие страны. Есть приобретение зарубежных предприятий, которые впоследствии будут работать на интересы России, и есть “бегство капитала”, то есть вывод денег, не работающих на страну11. Основные мотивы вывоза капитала12 за границу можно представить в виде таблицы (Приложение № 1).

Проанализировав мотивы вывоза капиталов за пределы России можно сделать вывод о том, что  основные причины незаконной утечки капитала за рубеж лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев бегущих капиталов. В механизме поведения собственника или владельца бежавших капиталов всегда есть экономическая мотивация, именно она предопределяет его поведение в отношении размещения капиталов за границей России.

Каналы утечки капитала и география его размещения.

Утечка капитала происходит по определенным каналам, причем в российской практике можно наблюдать большое разнообразие каналов незаконной утечки капитала. Разветвленная по всему миру и бесперебойно действующая нелегальная система перекачки капитала используется одновременно и как средство доставки, и как прачечная, в которой вновь и вновь “отстирываются” нечистые деньги.

Считаем, что четкой взаимосвязи между целью вывоза капитала и конкретным каналом, по которому он осуществляется, не существует. Перед каждым лицом, вывозящим капитал, имеется широкий набор инструментов - от полностью легальных до криминальных.

При этом легальным каналом экспорта капитала из России является вывоз на основе разрешения ЦБ РФ. Для получения соответствующего разрешения необходимо предоставить в ЦБ РФ пакет документов, которые анализируются в течение месяца, затем, если не все документы были представлены, запрашиваются пропущенные документы и осуществляется дополнительная проверка. Таким образом, получение разрешения является длительной процедурой. Более того, ЦБ РФ может отказать в выдаче разрешения при соблюдении всех формальных требований при выявлении экспертами ЦБ противоречий с принципами национальной экономической политики. Большинство каналов вывоза капитала связано с внелегальными операциями, то есть операциями с незначительными и (или) труднодоказуемыми нарушениями российского законодательства. Среди всех видов нарушений законодательства в РФ, ведущих к незаконному вывозу капитала, можно выделить такие основные, как:

  • сокрытие, полный или частичный неперевод, несвоевременный перевод экспортной валютной выручки на счета российских банков;
  • перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды без разрешения ЦБ;
  • портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения ЦБ;
  • фиктивные контракты на импорт, уплата, якобы, больших штрафов, фиктивные кредитные соглашения, завышенные проценты и тому подобное;
  • превышение обусловленного законом срока оплаты иностранными фирмами российских поставок (вплоть до непоступления средств на счета резидентов).

В России наиболее известными каналами тайной перекачки денег являются:

  • посредством использования пластиковой карты, с помощью которой можно вывезти любую сумму.
  • с помощью дорожных чеков (American Express, Visa, Thomas Cook). В случае введения ограничения на сумму вывозимых дорожных чеков оно может быть обойдено следующим образом. Как известно, при приобретении чеков в банке выдается квитанция, дающая право на их восстановление при утере. Поэтому сами чеки можно не вывозить, а вывезти лишь эту квитанцию, и за границей в офисе компании, выпустившей чек, заявить об утере. На основании квитанции чеки вам восстановят, но эта операция займет несколько дней. Конечно, этот способ абсолютно легальным не назовешь, и пользоваться им можно лишь в безвыходной ситуации.
  • банковский перевод. Для этого необходимо иметь счет в российском банке и счет в западном банке, на который будут переведены деньги. При переводе в российском банке необходимо предъявить документы, подтверждающие цель перевода.
  • телеграфный перевод. Он может быть осуществлен компаниями Western Union и MoneyGram. Это довольно дорогой способ (в среднем 5-6% от суммы), но очень надежный и удобный. Через Western Union можно переводить ограниченные суммы в день. Через MoneyGram можно отправлять и более крупные суммы, но при этом надо указать цель перевода и подтвердить ее.
  • использование различных схем нелегального перевода валюты за рубеж облегчается отработанной практикой открытия счетов в западном банке. Сотни российских компаний предлагают подобные услуги.

Отдельным механизмом вывоза является использование финансовых инструментов (облигаций, векселей и других). Этот способ требует специальных знаний и навыков, однако позволяет минимизировать налоги, обходить нормативы ЦБ РФ и успешно решать другие задачи, смежные с областью вывоза капитала. Особого внимания заслуживает игра на разнице котировок акций. Так как по основной массе российских ценных бумаг отсутствуют даже индикативные котировки, невозможно доказать, по рыночной цене приобретена акция, или нет. Бумаги могут быть куплены нерезидентом по минимальной котировке, а проданы по максимальной. Разница представляет собой форму вывоза капитала за рубеж.

Что касается географии размещения вывезенного капитала, то это такие области на карте, где размещается и откуда не возвращается капитал. Теоретически это могут быть даже государства, входящие в Союз независимых государств (бывшие советские республики). Однако сейчас это чаще всего государства, входящие в так называемые оффшорные зоны, и развитые в экономическом отношении государства. Оффшорные государства, при этом, используются обычно как одна из ступенек по отмыванию капиталов, добытых преступным путем. Местом утечки капиталов часто служат такие оффшорные территории, как “Полинезийские, Сейшельские острова, Науру, Анаута, Палау и прочая тропическая экзотика”. Очевидно, что место размещения капитала зависит от его происхождения. Легальный капитал, полученный законным путем, чаще размещается в экономически развитых государствах. Напротив, капитал, приобретенный полузаконными или незаконными способами, прячется в оффшорных зонах, в которых отсутствует строгий контроль за происхождением капиталов.

Таким образом, рассмотренный список каналов незаконной утечки капитала не является исчерпывающим: существует множество менее распространенных способов - от вывоза предметов старины до толлинга (договор давальческого сырья). Кроме того, постоянно разрабатываются новые способы вывоза вслед за принятием нормативных актов, которые его ограничивают. С конца прошлого века Россия переживает ощутимый экономический рост, который позитивно отражается и на финансовых показателях страны. Мы наблюдаем устойчивый и значительный профицит бюджета, неуклонно растущие до рекордных объемов золотовалютные резервы, сравнительно невысокие и имеющие стабильный понижательный тренд размеры госдолга, укрепляющийся в номинальном и реальном выражениях обменный курс национальной валюты.

Позитивные макроэкономические изменения нашли адекватное отражение и в оценках инвестиционной привлекательности страны ряда известных международных рейтинговых агентств (Fitch, Moodys и других), неоднократно пересматривающих страновой рейтинг России в сторону его повышения. Все это явилось одним из факторов, оказавшим стимулирующее влияние на темпы и масштабы притока иностранного капитала в Россию, в том числе и в наиболее конструктивной форме - прямых инвестиций, достигшие в последние годы рекордных за весь переходный период объемов.

Так, по данным ЦБ РФ, приток прямых инвестиций вырос в среднем с 2,4 млрд. долларов в 90-е годы прошлого века до 15,4 млрд. долларов в 2005-2009 годах, в том числе в последние два года приток капитала в рассматриваемой форме был самым высоким за реформенный период (в среднем 28,7 млрд. долларов). Ожидалось, что повышательный тренд сохраниться и в текущем году: по итогам  первого квартала 2010 года данный показатель (7,8 млрд. долларов) составил треть от объемов прямых инвестиций, привлеченных в 2008 году, но мировой кризис, начавшийся осенью 2008 года, который зародился в ипотечной индустрии США, внес свои коррективы13. 

Такой резкий скачок по ввозу денег в страну министр финансов Алексей Кудрин объяснил либерализацией валютного рынка, когда летом 2006 года были сняты все ограничения по перетоку капитала в страну и за ее пределы. Кроме того, по мнению экспертов, иностранные деньги поступали в Россию ускоренными темпами из-за укрепления рубля14.

Такая картина нашла свое отражение в платежном балансе страны, опираясь на статистические данные которого некоторые отечественные экономисты поспешили заявить о существенном смягчении проблемы утечки капитала из страны, остро стоявшей перед экономикой страны в 90-е годы прошлого века. Данный подход основан на оперировании понятием “чистый вывоз капитала” (то есть путем разницы между величинами ввозимого в страну и вывозимого из нее капитала частным сектором экономики). Если исходить из такой методики, то в первые годы нового века интенсивность вывоза из страны частного капитала действительно существенно спала. По данным платежного баланса страны, масштабы чистого оттока снизились с  24,8 млрд. долларов в 2000 году до 8,4 млрд. долларов в  последующие четыре года. А по итогам 2005 года впервые за реформенный период статистикой было зафиксировано даже некоторое превышение ввозимого частным сектором капитала в страну над его вывозом. В условиях финансового кризиса, сокращающего приток зарубежных инвестиций. В январе 2009 года наблюдался чистый отток капитала в размере $9 млрд:  

Однако нельзя не согласиться с рядом независимых специалистов,  что основанные на такой методике выводы вызывают определенные сомнения с точки зрения объективности реальной картины в области вывоза капитала.

Во-первых, при таком подходе оценка масштабов бегства капитала достаточно условна, поскольку далеко не всегда учитывается принцип вычленения капитальных операций, которые по природе и сущности своей не должны подпадать под категорию убегающих (к таким операциям, например, могут относиться прямые формы инвестирования средств за рубеж).

Во-вторых, даже если вынести за скобки вышеотмеченный момент, то фиксируемая в рассматриваемый период платежным балансом тенденция снижения чистого оттока капитала вплоть до ее смены в 2005 году на прямо противоположную (исходя из рассматриваемой методики расчета) обусловлена отнюдь не сокращением вывоза частного капитала из страны. Скорее это связано с ростом масштабов привлекаемого иностранного частного капитала в российские активы. Причем в его структуре все более заметное место занимают далеко не самые конструктивные формы привлекаемых частным бизнесом инвестиционных средств, преимущественно в ссудной и портфельной формах.

Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж