Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97

Вложенные файлы: 1 файл

Волчкова Фин мех.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

В связи с отмеченными возможностями ухода от налогообложения при трансфертном ценообразовании необходимы другие признаки и обстоятельства, достаточные для того, чтобы провести расследование и пересмотреть сумму налогов. В качестве одного из таких критериев можно было бы выбрать критерий попадания цены сделки в определенный ценовой коридор около рыночной цены аналогичных товаров (работ, услуг).

Важно подчеркнуть что именно на установлении факта существования более тесных отношений между плательщиком и получателем дохода, чем отношений между независимыми сторонами, базируется современные системы противодействия уклонению от налогообложения во многих экономически развитых странах (например, ФРГ, Франция, США, Италия, Австралия, Новая Зеландия). Например, в ФРГ ежегодно составляется перечень стран, которые имеют элементы офшорного налогового законодательства. Указанные перечни имеются в распоряжении налоговых органов и используются для того, чтобы в отношении получателей доходов, являющихся резидентами этих стран применялся более серьезный контроль за обоснованностью предоставления льгот. И пока налоговые органы не будут удовлетворены имеющейся информацией (причем за ее предоставление отвечает получатель дохода, что само по себе блокирует действие закона о банковской тайне, характерного для офшорных стран), налоговые льготы по налоговым соглашениям или по иным основаниям не предоставляются. Данная система апробирована во многих странах и серьезных нареканий со стороны налогоплательщиков не вызывает.

Действие указанной системы предусматривает разработку налоговыми органами детализированных формуляров, заполняемых получателями доходов из источников в пределами РФ, являющихся резидентами стран с офшорными законодательством, или же в отношении операций, в связи с которыми налоговые органы имеют сомнения в обоснованности предоставления льгот. Такой путь представляется наиболее справедливым и легко реализуемым, т.к. не дает серьезных оснований предъявлять России претензии в дискриминации.

Также необходимо разработать порядок и формы для целей налогообложения в отношении требований о предоставлении налоговым органам информации от юридических и физических лиц отдельных стран, имеющих элементы льготного (офшорного) законодательства, получающих доходы от деятельности на территории Российской Федерации.

8. Еще одним способом ограничения использования офшорных компаний - регулирование деятельности банков, через которые осуществляются расчеты по внешнеэкономическим операциям с участием компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. В частности необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», с целью регулирования порядка установления корреспондентских отношений между российскими кредитными организациями и иностранными банками, зарегистрированными на территориях офшорных зон, а именно создание правовой возможности для дифференциации банков, зарегистрированных в офшорных зонах на те, с которыми российские кредитные организации не могут иметь корреспондентские отношения, и на те, с которыми могут, с тем, чтобы предотвратить в первую очередь нелегальную утечку валютных средств из Российской Федерации. При этом необходимо наделить соответствующих государственный орган (Центральный банк) правом определения все того же перечня офшорных зон, в рамках которых и должна быть проведена дифференциация зарегистрированных в них иностранных банков, критерием которой станет возможность установления с этими банками корреспондентских отношений кредитными организациями, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации.

В качестве запретительной меры для использования офшорных компаний для осуществления финансово-хозяйственных операций можно предусмотреть обложение денежных переводов в офшорные зоны высокими налогами, делающими операции с данными юрисдикциями экономически невыгодными (подобная практика существует в ряде европейских стран), а также запрет для физических и юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, создавать или выступать в качестве учредителей предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах. Соответствующие изменения и дополнения необходимы в действующее российское налоговое законодательство, прежде всего Налоговый кодекс, ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»,  ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности».

Кроме того, особое внимание должно быть уделено ужесточению требований в отношении платежной дисциплины с акцентом на гарантии расчетов, а именно на использование аккредитивов, введение системы обязательного резервирования или страхования. К сожалению, принятое       ЦБ РФ Указание № 555-У от 12.02.1999 «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» на сегодняшний день не работает. В частности, практика свидетельствует, что данное указание не эффективно для большинства незаконных финансово-хозяйственных операций, которые содержат признаки фиктивных сделок:

  • в договоре предусмотрен экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены офшорные зоны;
  • получатели денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) – нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (кроме кредитных договоров).

Тем не менее банки осуществляют расчеты по подобным контрактам, закрывая глаза на явно фиктивный их характер.

Учитывая, что схемы совершения преступлений с использованием офшорных юрисдикций постоянно развиваются и совершенствуются, необходим постоянный их мониторинг и соответствующая корректировка действий контролирующих органов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе подготовке данной дипломной работы мы пришли к следующим выводам:

В Главе 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности рассмотрена сущность, причины, каналы незаконного вывоза капитала из России и нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортными операциями с капиталом в России. Таким образом, Нелегальный экспорт капитала - это утечка капитала за рубеж, основной характеристикой которой является  незаконность, тщательная скрываемость от государства. Так, незаконная утечка  капитала как экономическая категория представляет собой осуществляемое в нарушении правовых норм помещение капитала за границу в денежной или товарной форме, через сферу услуг (в том числе в форме патентов, лицензий, ноу-хау), ведущее к образованию иностранной собственности за рубежом или иной формы обязательств, дающих право на получение прибыли. Незаконная утечка капитала подразумевает незаконное перечисление средств резидентом нерезиденту с переходом прав собственности на них.

Незаконной утечкой капитала с юридической точки зрения является совершение капитальных валютных операций по перевозке, вывозу и пересылке валютных ценностей в нарушение лицензионного порядка, установленного Центральным Банком России.

Мотивы вывоза капитала за рубеж. Основными мотивами утечки капиталов из России специалисты ЦБ РФ называют неустойчивую экономическую и политическую ситуацию в стране, криминализацию и коррумпированность экономики, ее долларизацию, а также высокий уровень налогового бремени и неплатежей в экономике51.

Утечку капиталов из России определяет два основных фактора:

- главный, макроэкономический –  “вложение в Россию до тех  пор, пока сохраняются высокие  политические риски и высокое  недоверие к финансовой системе, естественно, бессмысленно;

- слабость российского государства.

В России наиболее известными каналами тайной перекачки денег являются:

  • посредством использования пластиковой карты.
  • с помощью дорожных чеков.
  • банковский перевод..
  • телеграфный перевод.
  • использование различных схем нелегального перевода валюты за рубеж облегчается отработанной практикой открытия счетов в западном банке.

На современном этапе регулирование экспортно-импортных операций с капиталом в России осуществляется международными и российскими нормативно-правовыми актами. На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение баланса интересов как инвестора, так и принимающей инвестиции стороны, как конкретного хозяйствующего субъекта, так и соответствующего государства.

Во второй главе Основные способы по незаконному вывозу капитала дана оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ, приведены основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. Таким образом, в международном движении капитала Россия занимает невыгодные позиции. На рынке ссудных капиталов наша страна накопила внешний долг, который становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в России вкладываются слабо. Фактически Россия не освоила путь экономического роста с помощью прямых иностранных инвестиций. В настоящее время страна во многом уступает своим конкурентам по международным ПИИ-потокам. Для России характерен серьезный «отток» отечественного капитала. В конце XX в. отток капитала превышал его приток в страну в 7 раз. Сейчас отток капитала стал уменьшаться. Несмотря на то, что в мире, прежде всего в индустриальных странах, происходит резкое усиление борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, эта проблема обостряется и принимает все более широкие масштабы: теневая экономика мирового производства достигла 10 трлн. долл. США в 2009 г., или пятой части мирового ВВП. По данным МВФ ежегодно в мире отмывается от 600 млрд. долл. США до 1,5 трлн. долл. США, или от 2% до 5 % мирового ВВП, на подкуп чиновников криминалом ежегодно расходуется около 80 млрд. долл. США. Особенно остро стоит проблема бегства капитала из России: по оценке МВД России за последние 10 лет из России незаконно вывезено за границу 120-150 млрд. долл. США, ежегодно противоправно вывозится от 12 до 18 млрд. долл. США. Значительная часть этих средств получена от торговли наркотиками и оружием, хищений, финансовых махинаций, уклонения от уплаты налогов, рэкета.

С 1 января 2008 г. в НК РФ появилось определение офшорной зоны, но нелишним было бы еще раз определиться с сутью этого понятия. У специалистов могут быть разные суждения относительно того, насколько емкое и правильное определение офшора дано в НК РФ. Через них могут "проходить" миллионные, миллиардные обороты в долларовом эквиваленте. Это совершенно никого не будет интересовать в данной стране с точки зрения уплаты любых налогов. Достаточно заплатить государственную пошлину, и собственник сможет использовать компанию как угодно. Вот такая особенность." Есть, безусловно, и другие страны: Кипр, Великобритания, Нидерланды, Дания, Австрия, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг и т.д. Все они разные. Возможно классифицировать эти зоны исходя из потенциального интереса к ним. Все классические офшорные зоны характеризуются не только отсутствием бухгалтерской отчетности и обязанности уплачивать налоги с доходов, полученных из зарубежных источников, но и прежде всего тем, что между этими странами и другими государствами (в том числе Россией) нет соглашений об избежании двойного налогообложения. Существует достаточно много определений, что такое офшор или офшорная компания. Критериев для разделения очень много, в частности по территориальному признаку, по срокам регистрации. Из всего массива офшорных компаний нужно выделить прежде всего классический вариант. Это означает, что компания зарегистрирована в зоне, где нет необходимости уплачивать налог на прибыль и представлять бухгалтерскую отчетность. Это Британские Виргинские острова, Сейшелы, Багамы, Санта-Лючия и др. Все эти территории несколько отличаются друг от друга, но их объединяет основной определяющий признак: отсутствие обязанности уплачивать налоги, за исключением государственной пошлины, и представлять бухгалтерскую отчетность.

В Главе 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала разработан механизм противодействия несанкционированному вывозу капитала из России  и приведен финансовый механизма как противодействие незаконному вывозу капитала из России.

Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает своим гражданам и юридическим лицам создание офшорных компаний как за рубежом, так и на территории Российской Федерации. Уже на стадии  регистрации офшорных компаний резидентами Российской Федерации нередко допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, влекущие наступление административной, финансовой и уголовной ответственности. Для выявления указанных нарушений правоохранительным и контролирующим органам целесообразно обращать внимание на следующие моменты.

1. Такие валютные операции, как  вложение в уставной капитал  компаний (в том числе, офшорных) с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, а также портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг, считаются связанными с движением капитала, причем данная деятельность требует наличия лицензии Центробанка РФ. Действия резидентов Российской Федерации по осуществлению валютных операций, связанных с движением капитала по регистрации зарубежных компаний без наличия соответствующей лицензии Центробанка РФ, в силу статьи 14 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», являются незаконными.

2. Регистрация зарубежных офшорных  компаний производится при участии  специализированных секретарских  компаний. Такие секретарские компании  могут располагаться как на  территории России, так и за  ее пределами. В стандартный набор  услуг, предлагаемых данными секретарскими компаниями для своих клиентов, входит и продажа готовых зарубежных предприятий, то есть уже зарегистрированных на каких-либо лиц и законсервированных предприятий («спящие компании»).

3. Оплата регистрации зарубежной офшорной компании производится регистрационными компаниями, расположенными как на территории России, так и за ее пределами, как в рублях, так и в валюте. Как правило, операции по оплате – это валютные операции, связанные с движением капитала. Для сокрытия их подлинного характера данные сделки оформляются контрактами на оказание услуг: маркетинговые исследования, консультационные услуги, исследование рынка, помощь в поиске инвесторов и партнеров. Между тем, валютные операции по вкладам в уставной капитал зарубежных предприятий и организаций относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. На проведение такого типа операций требуется специальная лицензия Центрального банка РФ. Кроме сокрытия факта регистрации зарубежной компании данное оформление контрактов позволяет российскому материнскому предприятию относить затраты по ним на себестоимость продукции, работ, услуг и тем самым занижать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

4. При регистрации зарубежной  офшорной компании владелец компании в комплекте документов получает сертификаты акций офшорной компании. В соответствии с Таможенным кодексом РФ ввоз акций иностранных предприятий на таможенную территорию России подлежит обязательному декларированию. Как правило, в подобном случае процедура декларирования акций из соображений конфиденциальности игнорируется предпринимателями.

5. Нередко при регистрации зарубежной  офшорной компании юридическим  лицом - резидентом Российской Федерации  сертификаты акций офшорной компании  оформляются на физических лиц – руководителей юридического лица, родственников или доверенных лиц.

6. Принятие решения об учреждении  российской акционерной компанией  другой коммерческой фирмы, в  том числе офшорной, должно быть  выполнено в соответствии с  требованиями федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

8. Еще одним способом ограничения  использования офшорных компаний - регулирование деятельности банков, через которые осуществляются  расчеты по внешнеэкономическим  операциям с участием компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях.

Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж