Финансовый контроль осуществляемый налоговыми органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства.
Статья 82 НК РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля.
Изменения в статью 82 НК РФ, внесенные Федеральным законом №137-ФЗ, коснулись наименования статьи 82 НК РФ и, как следствие такого изменения, пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнен новой нормой, определяющей общие положения о налоговом контроле.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИнансовое.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)
  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы. 6

В настоящее время существует следующая классификация налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов:

В зависимости от времени  совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых  операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения  налогового законодательства.

В зависимости от статуса  проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.
  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

В зависимости от объекта  налогового контроля выделяют:

  • налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
  • налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
  • налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
  • налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
  • другие виды налогового контроля.

В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:

  • сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.

В зависимости от источников получения сведений можно выделить:

  • документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
  • фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
  • встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и третьих лиц.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налоговый контроль осуществляется посредством выездной, камеральной  и встречной проверок. В качестве приоритетной формы контроля в настоящее  время рассматривается камеральная  налоговая проверка при усилении роли углубленного контроля. Углубленная камеральная проверка предусматривает истребование у проверяемого налогоплательщика дополнительных сведений, а также первичных бухгалтерских документов и документов аналитического учета. Такая проверка позволяет, во-первых, охватить налогоплательщиков стопроцентным контролем с большей частотой. Во-вторых, при проведении такой проверки трудозатраты намного ниже, чем при проведении выездной проверки, так камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Документальная  проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.

Категории документальных проверок в зависимости от степени  охвата ими вопросов финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:

· комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов;

· тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

Категории документальных проверок налогоплательщиков также  можно подразделить, в зависимости  от места проведения проверки, на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию. 7

Проблемы современного налогового контроля в РФ

 

Главной задачей для  налоговых органов на сегодняшний  день является усиление аналитической  составляющей контрольной работы, которая  предполагает внедрение комплексного, системного, экономико-правового анализа  финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов в практику налогового контроля. Это необходимо: во-первых, потому что основные уклонения от уплаты налогов основаны на ведении двойной бухгалтерии, на применении сложных механизмов сокрытия объектов налогообложения, связанных с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Во-вторых, невозможно выявить правонарушения на основе простой проверки учетной документации.

Безусловно, одной из актуальных проблем отечественной системы налогового администрирования является проблема направленности налоговых органов на выполнение плановых заданий ФНС России по сбору налогов и сборов, т.е. фискальных функций. Зарубежный опыт свидетельствует, что для осуществления налогового контроля во многих странах создаются специализированные налоговые управления (отделы, дирекции и др.). В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов (Япония, Швеция), в других - являются его структурными подразделениями (Италия, США, Великобритания). Независимо от подчиненности указанные управления нацелены на постоянный и эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и не связаны с осуществлением неналоговых обязанностей, таких как планирование и выполнение функций фискальных агентов, отвечающих за доходы государства.8

Пути совершенствования налогового контроля

 

Один из путей совершенствования  налогового контроля - совершенствование  налогового законодательства. В настоящее  время уже устранена часть  разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

Проблема рационального  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает  особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной  России. Система отбора, о которой говорилось выше, наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля. Наиболее перспективным  выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции.

Также действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в  течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.9

Заключение

Исследование современного состояния российского рынка на сегодня показывает, что одним из важных факторов, является совершенствование механизма налогообложения.

Развитие и становление  новых финансовых институтов всегда ограничено существующими нормативными правилами, в том числе и правилами  налогообложения. В связи с этим возникает объективная необходимость  внесения изменений в налоговое законодательство с целью адаптации налоговой системы к системе развивающихся финансовых отношений.

Современный уровень  развития общественных отношений в  сфере налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

В заключение следует  заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться. Таким образом, несмотря на внесенные изменения в налоговое законодательство в части налогового администрирования и налогового контроля, данную сферу необходимо серьезно реформировать.

 

Список использованной литературы:

    1. Конституция РФ от 12.12.1993 года
    2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998г, в ред. от 28.07.2012 года
    3. Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание // Финансовое право, 2009 г. - № 6. – стр. 24-26
    4. Землин А. И. Налоговое право Изд. Дом «ФОРУМ» 2005 г. 169-174-176 стр.

5. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2008. стр. 57-59

6. Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство в России //Финансовое право 2010 г. стр. 124

7. Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки: Содержание и последствия. - М.: Финансовая газета, 2009. – 47-49 стр.

8.Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля //Финансы. - 2009. . - С.30-32 стр.

9.Черник Д.Г. Налоги  в России -перспективы реформирования: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007.- 656-657 стр.

10. Финансовое право: Уч. О.Н.Горбунова. – М: Юрист, 2010 122-125 стр.

1 Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998г, в ред. от 28.07.2012 года

2 Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство в России // Финансовое право 2010 г. стр. 124

3 Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание // Финансовое право, 2009 г. - № 6. – стр. 24-26

4 Землин А. И. Налоговое право Изд. Дом «ФОРУМ» 2005 г. 169-174-176 стр.

5 Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2008. стр. 57-59

6 Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2019. . - С.30-32

7 Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки: Содержание и последствия. - М.: Финансовая газета, 2009. – 47-49стр.

8 Черник Д.Г. Налоги в России -перспективы реформирования: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007.- 656-657стр.

9 Финансовое право: Уч. О.Н.Горбунова. – М: Юрист, 2010 122-125 стр.


Информация о работе Финансовый контроль осуществляемый налоговыми органами