Финансовый контроль осуществляемый налоговыми органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

Налоговый контроль это один из важнейших институтов налогового законодательства.
Статья 82 НК РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения налогового контроля.
Изменения в статью 82 НК РФ, внесенные Федеральным законом №137-ФЗ, коснулись наименования статьи 82 НК РФ и, как следствие такого изменения, пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнен новой нормой, определяющей общие положения о налоговом контроле.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИнансовое.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приволжский филиал

 Федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Финансовый  контроль осуществляемый налоговыми органами

                                                       Дисциплина

    Финансовое  право

             Заочная форма обучения

             Специальность

             «Юриспруденция»

              Кафедра

             Общетеоретических 

             правовых   дисциплин

             Студента 3 курса

             11/з-302 группы

             Боровкова Павла 

             Александровича

 

 

Работа защищена

Оценка___________________

Подпись научного руководителя

____________________________

«______»______________20__г

 

 

Н.Новгород 2012 г.

 

Введение

Налоговый контроль это  один из важнейших институтов налогового законодательства.

Статья 82 НК РФ устанавливает  основные положения, касающиеся проведения налогового контроля.

Изменения в статью 82 НК РФ, внесенные Федеральным законом  №137-ФЗ, коснулись наименования статьи 82 НК РФ и, как следствие такого изменения, пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнен новой  нормой, определяющей общие положения  о налоговом контроле.

В новой редакции пункта 1 статьи 82 НК РФ, в состав общих положений  о налоговом контроле включены не только формы проведения налогового контроля, но и определение деятельности уполномоченных органов, признаваемой налоговым контролем. Данное положение  и ранее следовало из общего смысла главы 14 НК РФ «Налоговый контроль». Внесенный в пункт 1 статьи 82 НК РФ дополнительный абзац, закрепил на законодательном уровне понятие «налогового контроля».

Налоговым контролем  признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, проверки данных учета и отчетности, при получении объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

Согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением  порядка постановки на учет в налоговом органе, а также принимать решения о привлечении к ответственности за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, в т.ч. без проведения налоговых проверок.

Статьей 31 НК РФ определено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, утвержденным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль финансового  контроля

Положение налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.

Его существование обусловлено  наличием объективной категории  налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Впервые, с выходом  Федерального Закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, в ст.82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль», а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле». Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.1

В современной научной  литературе существует множество трактовок  налогового контроля. Так, для сравнения  следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.

Гудимов В.И. считает, что налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.2

По мнению Титов А.С, «налоговый контроль - это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет»

Из вышеприведенных  определений налогового контроля можно  сделать вывод, что авторы, раскрывая  понятие данного феномена, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

В процессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности. С этим сложно согласиться. НК РФ не закрепляют за ними право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения целесообразности.

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом. 3

В последнее время  достаточно высоким является процент  выявления тех или иных нарушений  по результатам контрольных мероприятий. Наиболее действенной мерой по предупреждению роста недоимки является направление требований в адрес налогоплательщиков. Также применяются такие меры по предупреждению роста недоимки как направление инкассовых поручений на счета налогоплательщиков; направление банкам решений о приостановлении операций по счетам недоимщиков; направление в службу судебных приставов постановлений о взыскании налогов за счет имущества должников; арест имущества службой судебных приставов.

 

Бурное развитие и  становление системы налогообложения  началось в России с началом радикальных экономических реформ, когда государство отказалось от прямых изъятий внутреннего валового продукта, производимого на основе государственной монополии, и ввело систему обязательных платежей (налогов и сборов) в качестве основного источника финансового обеспечения реализации своих задач и функций. С социологической точки зрения “в налогах… выражается публично-правовая и экономическая связь свободных субъектов, образующих единых социальный организм. Посредством налогообложения частные интересы граждан — налогоплательщиков соединяются, и формируется общий государственный (национальный) интерес”.4

 

Налоговые органы РФ

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Термин налоговые органы охватывает только органы МНС, есть путаница на практике, когда под налоговыми органами понимают не только МНС, но и  иные органы. Так вот, из налогового кодекса совершенно очевидно, что под налоговыми органами понимаются только органы МНС. Это означает, что налоговая полиция, таможенные органы и органы внебюджетных фондов к налоговым органам не относятся. Продолжая разговор о структуре налоговых органов, надо сказать, что на сегодняшний день налоговые органы представляют собой единую централизованную систему налоговых органов. Характеристика этой системы как единая означает, что никаких иных налоговых органов не может существовать, кроме МНС. Речь идет о субъектах РФ и о местном самоуправлении. Субъекты Федерации создавать собственные налоговые органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где предусмотрено создание муниципальных налоговых служб.

На федеральном уровне к налоговым органам отнесено само министерство, возглавляемое министром, который назначается президентом. Таким образом, этот орган входит в число тех федеральных органов исполнительной власти, которые непосредственно подчиняются президенту. На уровне субъектов Федерации создаются управления МНС по субъектам Федерации и инспекции МНС по субъекту Федерации. Первоначально была практика, что каждый субъект Федерации имеет свой территориальный орган, но в последующем стали происходить изменения.

Кроме того, на уровне субъектов  Федерации могут создаваться  межрегиональные инспекции МНС. Это тот уровень управления, который  на сегодняшний день привязан к федеральным  округам, где подобный межрегиональный  орган может создаваться и уже создается.5

 

 

Виды налогового контроля в соответствии с законодательством  РФ

 

Общегосударственный контроль налогов  и сборов направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (прокуратура), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является контроль налогов и отчислений (налоговыми органами).

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

При постановке на учет налогоплательщику  выдается свидетельство установленной формы. Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика.

На основе данных учета  Государственная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее  выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых  органов. Налоговый кодекс устанавливает  следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):

Информация о работе Финансовый контроль осуществляемый налоговыми органами