Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Финансовый контроль исправленный.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в юридической литературе нет  однозначного понимания финансового  контроля. По нашему мнению, при рассмотрении понятия финансового контроля необходимо учитывать два аспекта его проявления: 1) финансовый контроль как экономическая категория; 2) финансовый контроль как юридическая категория.

Как экономическая категория финансовый контроль представляет собой неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как юридическая категория финансовый контроль – это строго регламентированная деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

К сожалению, белорусский  законодатель не дает конкретного определения  финансового контроля, и соответственно, порядка и принципов его осуществления  всеми контролирующими органами и в отношении всех проверяемых  субъектов. До настоящего времени в многочисленных нормативно-правовых актах права и обязанности органов государственного финансового контроля, как правило, определяются практически одинаково, хотя цели и задачи у них разные [99].

Существуют  выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность, ответственность, профессиональная компетентность, действенность и т.п.

Полагаем необходимым, проведение систематизации нормативно-правовых актов различной юридической силы в сфере регулирования финансово-контрольной деятельности путем принятия закона о финансово-контрольной деятельности в Республике Беларусь, устанавливающего понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля, его виды, систему органов, его осуществляющих и их полномочия, механизм проведения, регламентацию независимого и внутреннего контроля, проводимого субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

1.3. Функции и  значение финансового контроля

 

Финансы выполняют  две функции: распределительную и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется  в финансовом контроле, одном из важнейших в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом, и субъектом контроля [21, с. 86].

В самом общем  плане реализация контрольной функции  финансов состоит в выявлении  отклонений от заданных экономической  и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений [21, с. 87]. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения [21, с. 88].

Финансовый  контроль  реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств. Исходя из этого основными задачами финансового контроля является проверка: выполнения финансовых обязательств перед государством, законности распределения финансовых ресурсов, целевого характера и эффективного использования государственных средств, правильности совершения финансовых операций, соблюдения государственной финансовой дисциплины [13, с.55].

Особенностями финансового контроля является его  всеобъемлющий и универсальный  характер и то, что его объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения имеют стоимостную форму.

В сфере финансового  контроля находятся практически  все органы государственной власти и государственного управления, организации, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участником финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, не смотря на специфику всех субъектов финансового контроля, последние используют практически одни и те же приемы и способы [11, с. 43].

Финансовый  контроль, особенно в сфере материального  производства, имеет кроме чисто  контрольного и большое аналитическое значение. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т. д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о «контроле рублем» как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин «контроль рублем» широко использовался в экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего смысла и в нынешнее время [16, с. 57].

Финансовый  контроль – неотъемлемый элемент  государственного управления, т. е. он универсален по сущности, однако содержание финансового контроля обусловлено  особенностями формационного характера. Финансовый контроль в условиях рыночной экономики существенно отличается от финансового контроля, присущего командно-административной экономике. В условиях переходной экономики значительно расширяется сфера финансовых отношений за счет вовлечения в нее новых субъектов, и одновременно происходит существенно усложнение этих отношений, что определяет необходимость финансового контроля.

Накладывается определенный отпечаток на финансовый контроль, который во всех отношениях (правовом, институциональном и инструментальном) отличается от финансового контроля, функционирующего в условиях социальной экономики.

Рыночные реформы  в Республике Беларусь в первую очередь  коснулись ее бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной систем.  Если раньше в сфере финансового контроля находились операции, связанные с  движением денежных средств внутри одной союзной финансовой системы, то в новых условиях значительная часть финансовых операций осуществляется между субъектами-резидентами разных финансовых систем [18, с. 30]. Если в прошлом операции совершались посредством советских денег, то в настоящее время финансовые и хозяйственные сделки могут осуществляться посредством как национальной, так и иностранной валюты.

Усложнение  финансового контроля в Республике Беларусь обусловлено и тем обстоятельством, что республика, как полноценный  участник международных политических и экономических отношений, приняла на себя обязательство по осуществлению контроля за движением финансовых потоков, имеющих криминальное происхождение или связанных с финансированием террористической деятельности.

Усложнение, причем значительное, произошло и вследствие того, что кроме денег и материальных ценностей в сфере финансового контроля оказываются и операции с квазиденьгами, денежными обязательствами, электронными деньгами и другими финансовыми инструментами. Если еще в совсем недавнем прошлом должностные лица, осуществляющие контрольные действия, работали исключительно с бумажными носителями информации о совершенных финансовых и хозяйственных операциях, то сейчас есть и иные более современные информационные источники [18, с. 32].

Таким образом, усложнение финансовых отношений при переходе к рыночной экономике обуславливает необходимость финансового контроля в стране, совершенствования методов финансового контроля [18, с. 33].

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществления образований.[22, с. 67] Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый  контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности [4, с. 97].

Основными направлениями (функциями) финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

  • проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями , находящимися в их ведении и оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
  • выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины [114, с. 124].

Необходимым условием функционирования финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определения ее границ, методов, форм осуществления, установления правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей. Эффективность финансового контроля предполагает разработку контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций, необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности [6, с. 47].

В современной  Беларуси необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными фактами нецелевого использования средств республиканского бюджета. Институт финансового контроля представляет собой часть общей структуры контрольных органов государства, и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансового механизма.

Главным назначением  финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства.

Таким образом, одной из главных функций финансового контроля является соблюдение законности в процессе финансовой деятельности, т.е. точное и неуклонное соблюдение всеми субъектами финансовой деятельности действующего законодательства в области бюджетной деятельности, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др.

Требование  соблюдения законности в финансовой деятельности Республики Беларусь имеет конституционную основу: все государственные органы, местные органы управления и самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь [43].

Соблюдение  финансовой дисциплины, включает:  

  • выполнение финансовых обязательств субъектами хозяйствования перед государством и выполнение государством взятых на себя обязательств;
  • целевое использование бюджетных средств, а также денежных средств государственных внебюджетных фондов в соответстви<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_04

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь