Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:00, реферат

Краткое описание

реферат по финансовому контролю

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, такие правоотношения носят  имущественный характер, так как  связаны с перемещением материальных благ, в том числе денежных средств.

В-четвертых, в случае нарушения  норм текущего законодательства нарушители несут ответственность перед  государством в лице его органов (например, органов административной юрисдикции). Иными словами, охрана правоотношений данного рода осуществляется через принудительную силу государства.

Валютное регулирование в широком  смысле - это регламентация государством основных принципов организации  национальной валютной системы и  механизмов ее функционирования. Валютное регулирование включает в себя регламентацию государством порядка осуществления валютного контроля. Это означает, что валютный контроль выступает как составная часть валютного регулирования.

Можно выделить особенности валютного контроля в таможенных правоотношениях.

1. Валютный контроль является  составной частью государственного  финансового контроля и нацелен  на защиту экономических интересов  Российской Федерации.

2. Правовой основой валютного  контроля являются нормативные  акты различной правоотраслевой принадлежности, а именно финансовой (банковской) и таможенной.

3. Содержание валютного контроля  составляет система административных  мер, выраженная в установлении  ограничений, сужающих в определенных  рамках свободу осуществления  валютных операций.

4. В сфере осуществления валютного  контроля находятся операции, возникающие  в связи с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу ТС.

5. Субъектами валютного контроля  выступают участники внешнеэкономической  деятельности, а также органы и организации, уполномоченные государством.

Основными органами валютного контроля в таможенных правоотношениях являются Федеральная таможенная служба РФ и  Банк России. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС, за проведением валютных операций, связанных с таким перемещением, за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки от экспорта товаров, за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям. Для реализации функций Центрального банка РФ, как органа валютного регулирования и валютного контроля, в его структуре было создано Главное управление валютного регулирования и валютного контроля.

Согласно Закону «О валютном регулировании  и валютном контроле» понятие валюта имеет 2 значения:

а) денежные знаки в виде банкнот  и монеты Банка России, находящиеся  в обращении в качестве законного  средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые  либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и  в банковских вкладах;

Также дается определение иностранной валюте, это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся  в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и  в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Одной из важнейших задач, решаемых данным Законом, по моему мнению, является защита валюты Российской Федерации, для чего закреплены значительные полномочия за Центральным банком Российской Федерации. В частности, Банк России определяет порядок приобретения и использования российской валюты иностранными фирмами. Кроме того, Банком совместно с таможенными органами устанавливаются правила ввоза (вывоза) и пересылки российских рублей через границу, обязательные для всех предприятий и фирм, выполняются другие функции.

За нарушение валютного  законодательства статья 15.25. Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусматривает различные виды ответственности. За осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание или зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, налагается административный штраф на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности  по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности  по возврату в Российскую Федерацию  денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию ТС товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Несоблюдение установленных  порядка и (или) сроков представления  форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств  по счетам (вкладам) в банках за пределами  территории Российской Федерации с  подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

2. Общие положения проведения валютного контроля. Паспорт сделки

 

2.1 Валютное регулирование и валютный контроль

 

Как отмечалось ранее  на территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон). Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного  контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 94 ТК ТС). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

 

2.2 Паспорт сделки

 

Для целей осуществления  валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать  сведения, необходимые в целях  обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами  и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании  подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее - паспорт сделки) и указание его  реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении  товаров под заявляемую таможенный процедуру, если перемещение товаров через часть таможенной границы Таможенного Союза проходящей через Таможенную границу ТС, либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки. Паспорт сделки не представляется при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, перемещения припасов, иные специальные таможенные процедуры, устанавливаемые в соответствии со ст. 268 ТК РФ (см. также раздел 7 ТК ТС):

1. Не требуется повторного  представления паспорта сделки  и указания сведений о его  реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если паспорт сделки представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленную таможенную процедуру (в этом случае при их декларировании путем подачи грузовой таможенной декларации в графе 28 под номером 1 указывается код таможенного режима, при заявлении которого представлялся паспорт сделки);

2. Не требуется представления  паспорта сделки и указания  сведений о его реквизитах (номере  и дате) в таможенной декларации  при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под  заявляемую таможенную процедуру товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, а также при изменении таможенной процедуры ранее вывезенных с таможенной территории ТС товаров (за исключением изменения таможенной процедуры в связи с их ввозом на таможенную территорию ТС) в случае непредставления паспорта сделки (копии паспорта сделки, заверенной в соответствии с установленным порядком (далее - копия паспорта сделки);

Таможенные органы РФ разрешают представление паспорта сделки (копии паспорта сделки) согласно порядку и условиям, предусмотренным  статьей 183 ТК ТС, в случае невозможности его представления при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, а также при изменении таможенной процедуры ранее ввезенных на таможенную территорию ТС товаров (за исключением изменения таможенной процедуры), в случае выпуска товаров таможенным органом до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК ТС, ст. 197 ТК ТС) такое разрешение выдается на срок, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров таможенным органом. В соответствии с п.5 ст. 183 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов.

Таким образом, паспорт  сделки является документом валютного контроля внешнеэкономической деятельности связанной с перемещением валюты через таможенную границу ТС.

 

Заключение

 

Проведение экономических  реформ в России повлекло за собой  трансформацию ряда направлений  как внутренней, так и внешней политики. Существенному изменению подверглось содержание различных правовых институтов, появились новые отрасли законодательства. Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла границы для перемещения товаров частнопредпринимательским структурам. В связи с этим параллельно с таким перемещением ввозиться и вывозиться стал особый вид товара - валюта и валютные ценности. Имея достаточно широкую поддержку со стороны государства, органы исполнительной власти получили возможность контролировать деятельность по такому перемещению всех субъектов таможенных правоотношений.

В современных условиях очевидна масштабность и значимость валютного контроля для российской экономики. Совершенствование механизма  его осуществления способно дать положительные результаты, а именно снижение уровня «бегства» капитала за границу, создание благоприятного климата для инвестиционного производства, укрепление российской валюты, превенция нарушений валютного законодательства, борьба с нелегальной экономикой.

Информация о работе Финансовый контроль