Финансовые правоотношения возникающие в сфере внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики Казахстана из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие внебюджетных фондов
2. Особенности внебюджетных фондов
3. Пути создания внебюджетных фондов
4. Роль внебюджетных фондов в современной экономике
5. Внебюджетные фонды - особые фонды денежных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 1.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Их функционирование регулировалось Законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в которых было установлено, что  средства обязательного социального  страхования формируются за счет страховых взносов работодателей  и других поступлений. Размер взносов  устанавливался и распределялся  между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998 г. и составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц, включая  юридических лиц с иностранным  участием, а для представительств иностранных юридических лиц- в части фонда оплаты труда граждан Республики Казахстан. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ежемесячно уплачивали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.

 

3. Пути создания  внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.

Создание других фондов обусловлено  возникновением новых ранее неизвестных  расходов, которые заслуживают особого  внимания со стороны общества. В  этом случае по предложению правительства  законодательный орган принимает  специальное решение об образовании  внебюджетного фонда. Так, в ряде государств появились внебюджетные экономические фонды.

Специальные внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный ход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения формировании фондов - специальные налоги и сборы, средств из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в  форме безвозмездных субсидий), или  определенных отчислений, от налоговых  доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся, у внебюджетных фондов положительные сальдо, может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетном фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств.

 

4. Роль внебюджетных фондов в современной экономике

 

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования  регламентируется финансовым правом.

Для финансовой системы промышленно  развитых стран характерно наличие  помимо собственно внебюджетных фондов различных специальных смет и  счетов, а также присоединенных бюджетов, которые в совокупности объединяются понятием “специальные фонды”. Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико. Специальные  фонды в ряде стран сопоставимы  по своему объему с объемом государственного бюджета, а в большинстве стран  финансируют от трети до половины государственных расходов.

Специальные фонды в зависимости  от правового статуса подразделяются на государственные и местные. К  государственным специальным фондам относятся фонды, находящиеся в  распоряжении центральных органов  власти и имеющие общегосударственное  значение. К ним относятся валютные фонды государства, центральные  дорожные фонды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и некоторые  другие. Местные специальные фонды  представляют собой в основном фонды, созданные для кредитования различных  мероприятий.

Существуют фонды государственные  и негосударственные, бюджетные  и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и  местные, отраслевые, межотраслевые  и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т. д. При таком многообразии фондов тем более необходимы выделение их общих и специфических черт, а также их классификация.

Общие для всех разновидностей фондов характеристики сводятся к следующему.

Во-первых, - наличие специфической  формы аккумулирования финансовых ресурсов. Во-вторых, - некоммерческий статус, т.е. ориентация деятельности фонда  не на получение прибыли, а на выполнение целевой задачи, признанной обществом, местным сообществом либо конкретной группой, в обмен на их поддержку (некоммерческий статус не отрицает необходимости  и возможности получения прибыли  за счет деятельности фонда). В-третьих, - особый характер движения финансовых средств (первичен сбор, аккумулирование  источников, вторичное их распределение  при обязательности целевого характера  расходования).

Каждая из вышеперечисленных групп  фондов имеет отличительный набор  источников формирования финансовых ресурсов и различающиеся правила распределения (расходования) собранных средств, общим  для них является публичность  отчетности об использовании имущества.

Фонды как особая форма аккумулирования  финансовых ресурсов обеспечивают высокую  экономическую эффективность механизма  финансирования за их счет различных  проектов и программ.

Их преимущества в мобилизации  ресурсов и формировании средств, связаны, прежде всего, с устойчивостью, относительной  независимостью фондов - как правило, эти средства образуются за счет конкретных взносов, взимаемых с регулярной периодичностью.

Существует также множественность  источников финансирования, т.е. смешанное  финансовое участие в реализации конкретных целей ряда заинтересованных сторон.

Имеет свои особенности и механизм задействования доходных источников фондов. Он существенно отличается от используемого механизма для формирования бюджетных доходов.

Основная их часть, как известно, образуется за счет налогов - инструмента  внеэкономического, административного  принуждения. Спектр же инструментов формирования доходов фондов носит гораздо  более выраженный экономический, добровольный характер.

Кроме платежей, близких к налоговым (принудительным), он включает имеющие уже чисто экономическую природу обязательные и добровольные страховые отчисления, а также добровольные пожертвования на конкретные цели. Таким образом, источники ресурсов фондов разнообразнее тех, что формируют бюджетные ресурсы, здесь используются не только внеэкономические, но гораздо в большей степени - экономические (стимулирующие экономический интерес), а также добровольные (стимулирующие творческий, моральный интерес) инструменты.

Серьезными преимуществами располагают  фонды и с точки зрения распределения  собранных финансовых ресурсов, эффективности  их использования. Во-первых, это присущие фондам конкурентные начала в распределении ресурсов, осуществляемом, как правило, на конкурсной основе в различных формах (гранты, льготные кредиты и т.д.); во-вторых, - селективная поддержка приоритетных в данный конкретный момент направлений развития; в-третьих, - адресность выделяемых ресурсов.

Все это придает гибкость управлению теми процессами, ради которых и  создаются конкретные фонды. Подтверждением такого вывода является быстрый и  динамичный рост фондов в самых различных  отраслях и сферах деятельности - в  области государственного и муниципального управления, в страховании (социальном и коммерческом), в отраслях народного  хозяйства, и т.п.

Фондовая форма аккумулирования  финансовых ресурсов получает все большее  распространение в бюджетной  сфере, особенно при формировании федерального бюджета РФ (в его составе образуются целевые бюджетные и резервные  фонды, фонд финансовой поддержки регионов и т.д.). Но особенно широко эта форма  развивается во внебюджетной сфере.

Все многообразие видов фондов, активно  развивающихся в российской экономике, можно классифицировать, объединив  их в две группы, включающие ряд  подгрупп.

Первая группа - бюджетные фонды, в том числе - целевые; резервные  Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов.

Вторая группа - внебюджетные фонды, в том числе: государственные  социально-страховые (Пенсионный фонд отраслевые, межотраслевые, специальные).

Поддержки предпринимательства, развития конкуренции, фонды поддержки науки  и др.;

 

5. Внебюджетные  фонды – особые фонды денежных средств

 

Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым  характером. Целью создания общегосударственных  и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета.

Государственная власть с расширением  своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших  средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

Основное отличие таких целевых  фондов от бюджетных средств состоит  в строго определенных целях их использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас. Например, в последние годы часть внебюджетных денежных фондов РФ вошла в состав федерального бюджета и получила статус целевых бюджетных фондов. Это такие фонды, как Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ и некоторые другие.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных  в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в  государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов  во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К внебюджетным фондам относятся: фонды социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранный, регионального развития и т.д.).

Главное значение внебюджетных фондов любого уровня – финансирования отдельных целевых мероприятий  за счет социальных целевых отчислений и других источников.

Система социальных внебюджетных фондов Казахстана требует реформирования, совершенствования сбора и распределения  страховых взносов с целью  более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Особенно это актуально в условиях экономического спада в связи  с финансовым кризисом в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Республики Казахстан  от 25 апреля 2003 года "Об обязательном  социальном страховании"

2. Правила исчисления, перерасчета  (определения) и повышения размеров  социальных выплат из Государственного  фонда социального страхования,  утвержденные постановлением Правительства  Республики Казахстан от 28 декабря  2007 года № 1307

Информация о работе Финансовые правоотношения возникающие в сфере внебюджетных фондов