Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

Vnebyudzhetnye_fondy.docx

— 23.65 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды —  это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они  выступают одним из звеньев общественных финансов. 

 

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения  которого создается преобладающая  часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и  займы.  
 
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.  
 
Внебюджетные фонды образуются двумя путями: 
 
• выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;  
• формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей (к последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения).  
 
Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.  
 
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указывается цель расходования средств.  
 
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.  
 
С помощью внебюджетных фондов возможно: 
 
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;  
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; 
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;  
• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.  
 
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.  
 

Доходная часть государственных  внебюджетных фондов формируется за счет целевых отчислений.

Средства внебюджетных фондов

Пенсионный фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств  внебюджетных социальных фондов. Общий  бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета Российской Федерации.  
 
Его средства формируются за счет следующих основных источников: 
 
- страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);  
- ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6 %); 
- добровольных взносов физических и юридических лиц (1-2%); 
- доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%); 
- пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%). 
 
Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся: 
 
- работодатели- предприятия, учреждения, организации;  
- крестьянские хозяйства;  
- родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;  
- индивидуальные предприниматели;  
- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.  

Ставки внебюджетных фондов 2013

Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ. Вступил  в силу с 1 января 2013 года. 
 
Фиксированный размер для уплаты взносов в ПФР в 2013 году в целом рассчитывается как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 января 2013 года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, без изменений - увеличенное в 12 раз.  
 
А фиксированный размер для уплаты взносов в ФФОМС рассчитывается как произведение минимального (однократного) размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 января 2013 года, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% - увеличенное в 12 раз.  
 
Это очень важно! В соответствии с Федеральным закон РФ от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года установлен в сумме 5 205 рублей в месяц.  
 
Следовательно, рост суммы взносов ИП во внебюджетные фонды обусловлен одновременно двумя факторами: 
 
1) рост размера МРОТ на 13%, 
2) принципиальный двукратный рост расчетной базы для взносов в ПФР.  
 
Исходя из вышесказанного, размеры фиксированных взносов во внебюджетные фонды для ИП и прочих самозанятых лиц в 2013 году составляют: 
 
- в ПФР: (5205 х 2 х 12) х 26% = 124920 х 26% = 32479,20 рублей. В том числе в случае выделения накопительной части в страховую часть уплачивается 20%: 124920 х 20% = 24984 рубля, в накопительную 6%: 124920 х 6% = 7495,20 рублей;  
- в ФФОМС: (5205 х 12) х 5,1% = 62460 х 5,1% = 3185,46 рублей.  
 
Итого фиксированных взносов ИП за полный календарный 2013 год к уплате: 32479,20 + 3185,46 = 35664,66 рублей.  
 
ИП - льготы по уплате взносов

 

Цели финансовой стратегии предприятий

Цели финансовой стратегии  коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных  с основами хозяйственной деятельности. Среди них в качестве основных выделяют следующие принципы: хозяйственной  самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовыми  резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности. Коммерческие предприятия независимо от форм собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники  финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли, хотя государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации происходит по нормам, которые также устанавливаются законодательно.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской  деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность  хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства.

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость подобного  принципа диктуется основной целью  предпринимательской деятельности – максимизацией прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной  деятельности в равной степени присуща  коллективам предприятий в целом  и отдельным работникам. Реализация этого принципа обеспечивается достойной  оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении  чистой прибыли на потребление и  накопление (Шевчук Д.А. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности).

Принцип материальной ответственности. Этот принцип предполагает наличие  определенной системы ответственности  за результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Для руководителей  коммерческих предприятий принцип  материальной ответственности реализуется  через систему штрафов в случае нарушения договорных обязательств, несвоевременности возврата ссуд, погашения  векселей, нарушения налогового законодательства. В случае неэффективной деятельности к данному предприятию может  быть применена процедура банкротства.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов связана с риском, который всегда сопровождает предпринимательскую  деятельность. Законодательно этот принцип  реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Финансовые резервы могут образовывать и  хозяйствующие субъекты других форм собственности по своему усмотрению.

 

Факторы, влияющие на организацию  финансовой деятельности предприятия

На организацию финансовой деятельности на предприятии оказывают  влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и технико-экономические  особенности отрасли (Шевчук Д.А. Экономика  организации: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Организационно-правовая форма  хозяйствования определяется Гражданским  Кодексом РФ. Коммерческие предприятия  могут создаваться в форме  хозяйственных организаций и  обществ, производственных кооперативов, унитарных (государственных и муниципальных) предприятий. Особенности организации  финансовой деятельности коммерческих предприятий проявляются в следующем:

1. В формировании уставного  капитала. Образование капитала  коммерческих предприятий основано  на принципах корпоративности.  Участники полного товарищества  и общества с ограниченной  ответственностью создают уставный  капитал за счет вкладов участников, т.е. по существу это складочный  капитал. Имущество производственного  кооператива состоит из паевых  взносов его членов в соответствии  с уставом кооператива. Открытое  и закрытое акционерное общество  формируют уставный (акционерный)  капитал исходя из номинальной  стоимости акций общества. Открытое  акционерное общество имеет право  проводить открытую подписку  на выпускаемые ими акции и  осуществлять их свободную продажу  на фондовых рынках. Акции закрытого акционерного общества распространяются только среди его учредителей. Имущество унитарных предприятий формируется на базе государственной и муниципальной собственности.

2. В распределении прибыли.  Прибыль коммерческих предприятий,  остающаяся после уплаты налогов,  распределяется между ее участниками  на принципах корпоративности.  В акционерных компаниях часть  чистой прибыли выплачивается  в виде дивидендов по привилегированным  и обычным акциям, а другая  часть направляется на развитие  производства. Прибыль унитарных  предприятий после уплаты налогов  и других обязательных платежей  остается в распоряжении предприятия  и используется на производственное  и социальное развитие.

3. В определении издержек. В акционерных обществах наряду  с традиционными затратами, связанными  с развитием производства, относятся  затраты на эмиссию и размещение  ценных бумаг.

4. В источниках привлечения  средств. Для акционерных обществ предусмотрена такая форма привлечения денежных средств, как эмиссия собственных ценных бумаг.

5. В порядке образования  резервных фондов. Акционерные общества  создают резервные фонды в  обязательном порядке из валовой  прибыли. Величина резервного  фонда регламентирована и не  может быть менее 15% величины  оплаченного акционерного капитала  и более 50% налогооблагаемой прибыли.  Предприятия с другими формами  хозяйствования могут создавать  резервные фонды из чистой  прибыли , т.е. после уплаты налогов.

6. В предоставлении финансовой  отчетности. Для акционерных компаний  обязательна публичная форма  отчетности. Они обязаны опубликовывать  свои ежегодные балансовые отчеты  и отчеты о прибылях и убытках.

Отраслевые технико-экономические  особенности влияют на состав и структуру  производственных фондов, длительность операционного цикла. Отраслевая специфика  также связана с преобладанием  той или иной формы собственности, особенностями учетной политики. Существует определенная специфика  в организации финансовой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т.д.


Информация о работе Внебюджетные фонды