Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы Республики Беларусь, задачи и тенденции развития, правовое регулирование функционирования указанной системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы; проанализировать содержание и принципы основных звеньев финансовой систем Республики Беларусь; дать характеристику бюджетной и налоговой систем; исследовать законодательство , регулирующее финансовую систему в целом и основных ее звеньев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
1.2 Понятие и звенья финансовой системы Республики Беларусь.
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура
2.2 Структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь
3. Финансовая политика государства и ее правовое оформление.
3.1 Понятие и содержание финансовой политики
3.2 Законодательство Республики Беларусь в сфере финансов на современном этапе.
3.3 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 119.77 Кб (Скачать файл)

-  оптимизация структуры  активов и пассивов банков  для увеличения объемов долгосрочного  кредитования реального сектора  экономики и населения;

 

-  расширение состава  и улучшение качества банковских  услуг, развитие информационных  и новых банковских технологий.

 

Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

 

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.

 

Важнейшими направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.

 

Основные задачи в области ценообразования:

 

-  сокращение ценовых  диспропорций;

 

-  совершенствование механизмов  ценового регулирования, направленных  на создание барьеров для неоправданного  роста издержек и установления  завышенных цен, в том числе  и для субъектов естественных  монополий;

 

-  регулирование внутреннего  уровня цен с учетом цен  в сопредельных странах для  защиты экономических интересов  Республики Беларусь.

 

Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

 

-  предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов  и государственных органов управления;

 

-  пресечения недобросовестной  конкуренции;

 

-  обеспечения правовой  защищенности добросовестной конкуренции;

 

-  содействия развитию  конкуренции на товарных рынках  страны;

 

-  контроля за экономической концентрацией;

 

-  совершенствования регулирования  деятельности естественных монополий;

 

-  приведения антимонопольного  регулирования с учетом открытости  национальной экономики в соответствие  с международными нормами. [13]

 

Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

 

Для этого предусматриваются:

 

-  активизация рынка  корпоративных бумаг;

 

-  расширение спектра  инструментов фондового рынка;

 

-  совершенствование финансовых  услуг, оказываемых небанковскими  институциональными инвесторами (инвестиционные  фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);

 

-  развитие специализированных  небанковских кредитно-финансовых  институтов, способствующих накоплению  и перераспределению капиталов (институт  кредитной кооперации);

 

-  активизация развития  системы финансовых рынков и  институтов, включая банковский  сектор и сеть небанковских  финансовых организаций (портфельные  фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

 

-  формирование эффективной  системы финансового посредничества  в экономике, что потребует развития  доверия к институтам финансового  посредничества.

 

-  Для дальнейшего развития  страховой деятельности необходимо:

 

-  развивать добровольные  виды страхования, включая виды  страхования, относящиеся к страхованию  жизни;

 

-  совершенствовать порядок  формирования страховых резервов;

 

-  ввести обязательные  виды страхования в сферах, связанных  с наибольшими рисками, в том  числе обязательное страхование  жилых помещений при ипотечном  жилищном кредитном страховании;

 

-  повысить капиталоемкость  страховых организаций;

 

-  сформировать национальную  систему экспортных кредитов.

 

Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

 

Для этого предусматриваются:

 

-  комплексное совершенствование  нормативной правовой базы, регулирующей  деятельность субъектов малого  предпринимательства;

 

-  обеспечение координации  деятельности государственных органов  и общественных организаций по  оказанию поддержки малому и  среднему предпринимательству;

 

-  создание благоприятных  условий для доступа субъектов  малого предпринимательства к  кредитно-финансовым ресурсам, включая  дальнейшее развитие механизмов  микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

 

-  дальнейшее расширение  и совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров для предпринимательства;

 

-  активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности и наращивание экспортного  потенциала субъектов малого  предпринимательства на основе  повышения уровня конкурентоспособности  производимой ими продукции;

 

-  организация взаимодействия  малых производственных предприятий  с крупными путем развития кооперативных связей.

 

Прогнозируется, что к 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20-22 процентов. [13]

 

Таким образом, финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развивается, принимаются некоторые программы, которое должны в перспективе улучшить макроэкономическую обстановку. Это должно достигать улучшением банковской сферы, появлением и развитием небанковских финансовых учреждений, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций. Все это станет возможным благодаря стабильности макроэкономической обстановки, т.е. снижение инфляции и ставки процента, стабильность валютных курсов и т.д.

 

 

1.  Финансовая политика - это особая сфера деятельности  государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное  распределение и использование  для осуществления государством  его функций. Главным субъектом  финансовой политики является  государство. Оно разрабатывает  стратегию и тактику финансовой  политики..Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Всего существует три типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная. Роль государства в современной финансовой политике является безоговорочной, так как даже путем небольшого изменения в бюджетно-налоговой политике можно внести кардинальные изменения в развитие экономики в целом. К тому же государство концентрирует очень большие объемы денежных средств, которые расходуются в дальнейшем на различного рода программы.

 

2.  Исследовав развитие  финансовой политики Республики  Беларусь с 1991 г. по сегодняшний  день можно отметить следующее. Беларуси после распада СССР  пришлось строить новую финансовую  политику, которая подвластна рыночным  механизмам. В условиях разрыва  связей с бывшими станами СССР  это было очень трудно сделать. Результатом стала высокая инфляция, анархия на валютном рынке  и т.д. В последующем ситуацию  удалось стабилизировать. К 1998 г. Республика  стала развиваться и показывать  экономический рост. Затем был  спад в связи с кризисом  в России. И с 2002-2003 гг. начался  новый виток роста, который продолжался  вплоть до 2009 г. В целом, Республика  довольно быстро смогла выработать  эффективную финансовую политику, и в этих условиях страна  последние годы показывала сильный  экономический рост.

 

Современное состояние финансовой политики Республики Беларусь можно охарактеризовать как стабильное. В Программе до 2010 г. предусмотрены некоторые моменты, которые следует усовершенствовать. Прежде всего, важным будет упрощение налогообложения. Ведь для бизнесменов скорее важнее удобство и простота расчетов, чем величина налогов. Немаловажным является развитие рынка ценных бумаг. Уже принято множество законов и рынок ценных бумаг растет очень быстрыми темпами. Рынок ЦБ является очень важной составляющей для развития финансовой системы страны. Через процедуру биржи проще привлекать капитал как государству, так и хозяйствующим субъектам, причем не только ОАО, но и предприятиям с другой формой собственности посредством эмиссии облигаций. Немаловажным является и развитие малого предпринимательства. Это усилит конкуренцию, уменьшит безработицу, повысит качество продукции.

Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.

 

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль.

 

Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественно однородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам. В особенную, часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулирование государственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования, правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетное финансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовое регулирование валютных отношений.

 

Источники финансового права - это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержатся нормы, регулирующие финансовую деятельность государства.

 

В Республике Беларусь финансовое законодательство в основном не систематизировано и не кодифицировано. Исключение составляют лишь три финансово-правовых института таких как: банковское право, бюджетное право налоговое право. В этом проявляется сложность в изучении источников финансового права. В Основном Законе Конституции Республики Беларусь содержатся нормы, имеющие прямое отношение к финансовой деятельности государства. Так, ст.56 Конституции Республики Беларусь, закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

 

П.2 ст.97, определяет компетенцию Палаты представителей по рассмотрению проектов законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении, установлению республиканских налогов и сборов. Согласно П.1 ст.98, Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты соответствующих законов;

 

Важное место в источниках финансового права Республики Беларусь принадлежит законам, закрепляющим основные принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений в финансовой сфере. В их число входит и ежегодно принимаемый закон о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год. Однако есть законы, которые носят комплексный характер и содержат нормы других отраслей права. Примером может служить Закон "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в который включены нормы муниципального, административного и финансового права.

 

Наиболее важное место в системе источников права занимают кодексы.

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения регулирующие властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающий права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

 

К источникам финансового права относятся решения Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросам, касающимся государственных и местных финансов. В соответствии со ст.9 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" нормативные правовые акты, признанные Конституционном Судом не соответствующими Конституции либо актам обладающим более высокой юридической силой считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, Конституционный Суд обязывает государственные органы, их должностных лиц не применять эти акты.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь