Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы Республики Беларусь, задачи и тенденции развития, правовое регулирование функционирования указанной системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы; проанализировать содержание и принципы основных звеньев финансовой систем Республики Беларусь; дать характеристику бюджетной и налоговой систем; исследовать законодательство , регулирующее финансовую систему в целом и основных ее звеньев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
1.2 Понятие и звенья финансовой системы Республики Беларусь.
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура
2.2 Структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь
3. Финансовая политика государства и ее правовое оформление.
3.1 Понятие и содержание финансовой политики
3.2 Законодательство Республики Беларусь в сфере финансов на современном этапе.
3.3 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 119.77 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно иными подходами к функционированию национальной экономики с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

 

3.2 Законодательство  Республики Беларусь в сфере  финансов на современном этапе.

 

 Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.

 

Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 гг.;

  Прогнозом социально-экономического  развития Республики Беларусь  на соответствующий год; Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;

  Концепцией развития  банковской системы Республики  Беларусь на 2001-2010 гг.; Национальной  программой привлечения инвестиций  в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г.;  Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

 

В отличие от денежно-кредитной политики, ведущейся на основе долгосрочной программы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы, бюджетное планирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. Но необходимо предусматривать преобразования в бюджетном секторе на среднесрочную перспективу. В начале 2003 г. началась работа над основными направлениями бюджетно-налоговой политики. 2004 г. отметился целенаправленным движением к формированию эффективной бюджетной системы, которое должно завершиться введением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

 

Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения; создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;  снижение налоговой нагрузки;  повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;  поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете; концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий; оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

 

     Фискальное регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке. [4, с. 71]

      Значительные отчисления в республиканский и местные фонды весьма негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят иод угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов.

     Важным дискреционным шагом стало включение в 2004 г. в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюджета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3%, а в расходах - 27,5%.

 

     В 2004 г. в бюджетно-налоговой сфере была сделана еще одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004 г., средства от реализации государственной собственности относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет кредитов Национального банка, государство получает возможность не только снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это должно положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенно изменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевых кредитов Национального банка правительству в источниках финансирования жилищного строительства начинают доминировать кредитные ресурсы банков и бюджетные ассигнования в основном средства местных жилищных фондов и субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым населению на строительство жилья. В то же время льготные кредиты перестают способствовать увеличению прибыльности банковского сектора.

 

Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета - не более 3% ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик - не более 55% ВВП;

 уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета - не более 30%.

 

       В Республике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений. [4, с. 72]

      Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов.

       В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов. Этого можно достичь только при условии существенного улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

      Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему, Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

      Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательные регионы) и, как следствие, - невыполнения государственных инвестиционных программ.

      С 2000 г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика. Это позволило снизить темпы инфляции и создало условия для оздоровления финансовой сферы. Положительный уровень реальных процентных ставок и относительная стабильность рыночного курса белорусского рубля обеспечили сбалансированность спроса и предложения на денежном рынке.

      Усложнение финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние ряда отечественных субъектов хозяйствования, в свою очередь, блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

 

      С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса Республики Беларусь значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.

       В 2006-2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшей проблемой белорусской экономики является инвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-85% при критическом уровне 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей. Дополнительные сложности возникли в 2007 г. в связи с повышением Российской Федерацией цен на нефть и газ, поставляемые в Беларусь.

      Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

      Беларусь сравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела выработать традиции ведения национальной экономики в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер.

      В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

     Таким образом финансовую политику Беларуси на современном этапе можно охарактеризовать, как стабильную. Это выражается в достижении макроэкономического равновесия, которого власти добивались с распада СССР. Путем различного рода мер государство добилось улучшения финансовой обстановки, и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторых корректировках и улучшениях, которое правительство планирует реализовывать в последующие годы.

3.2 Основные направления  совершенствования финансовой политики  Республики Беларусь 

 

Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

 

В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в ближайшие 5 лет должна быть направлена прежде всего на стимулирование экономического роста предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста, снижения налоговой нагрузки, что очень сильно повлияет на развитие бизнеса в стране. [13]

 

Налоговая политика в 2006 - 2010 годах будет отличаться реформами налогообложения, что подразумевает прежде всего упрощение налогообложение, что является не просто удобно для расчетов налогов, но и станет одним из ключевых факторов в улучшении бизнес-климата.

 

Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

 

В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

 

-  снижение нагрузки  на фонд заработной платы;

 

-  оптимизация ставок  и совершенствования механизма  уплаты страховых взносов в  Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты и отчислений в государственный  фонд содействия занятости;

 

-  повышение стимулирующей  роли таможенной политики;

 

-  улучшение налоговой  структуры за счет повышения  доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей  построения основных налогов  и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

 

-  выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путем оптимизации  налоговых ставок;

 

-  совершенствование системы  налогового администрирования, которое  должно обеспечивать снижение  уровня издержек исполнения налогового  законодательства как для государства, так и для плательщиков;

 

-  оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов  и сборов с ориентацией на  повышение роли и расширение  самостоятельности местных бюджетов  за счет увеличения удельного  веса имущественных налогов и  экологических платежей.

 

При известной социальной нагрузке на бюджет ключевыми параметрами на период 2006-2010 гг станут:

 

-  создание условий  для полного и устойчивого  выполнения финансовых обязательств  государства и концентрацию ресурсов  бюджета на решении ключевых  задач при одновременном сокращении  неэффективных расходов;

 

-  обеспечение эффективной  работы системы управления государственными  финансами на всех стадиях  бюджетного процесса, включая формирование  новых систем финансовой поддержки  регионов;

 

-  принятие мер по  совершенствованию процедур государственных  закупок, устранению нарушений в  данной сфере.

 

Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 - 2010 годах - обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, содействие экономическому росту, что в свою очередь при правильном подходе приведет к повышению благосостояния народа.

 

Уделено также внимание вопросам инфляции. В условиях высокого экономического роста неизбежен рост инфляции. Поэтому с данной проблемой Центральный Банк намерен бороться всеми имеющимися методами не в ущерб деловой активности. [13]

 

Основные задачи развития банковской системы страны:

 

-  повышение устойчивости  банков, увеличение их капитала  и ресурсной базы;

 

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь