Финансовая система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:27, доклад

Краткое описание

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле система финансовых учреждений государства.
Финансовая система ФРГ включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система Германии и РБ.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

Финансовая система - это  совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической  формации; в узком смысле система  финансовых учреждений государства.

Финансовая система ФРГ включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа.

Следует отметить то, что  самой низкой по уровню и одновременно самой маленькой административной единицей является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, в частности  снабжение водой жилищные пункты, очистка сточных вод и уничтожение  отходов. Сюда же следует отнести  содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ, детских  садиков и мест культурного отдыха.

На  Земли возложено  выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или  не допускается  иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно  на область культуры, на систему  образования. В их компетенцию также  можно отнести правосудие, полицию  и государственное здравоохранение.

 На  долю Федерации  приходятся основные задачи, а  значит и финансирование, то есть  Федерация поддерживает существование   государства в целом. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции, которые объединяют несколько финансовых округов. Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение различных функций.

Финансовая  система РБ включает в себя следующие сферы:

1. Общегосударственные (централизованные) финансы. Централизованные финансы  — экономические отношения, связанные  с формированием и использованием  денежных средств государства. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов.

В финансовой системе РБ можно выделить следующие основные звенья:

 A.Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя:

1. Государственный бюджет 

2. Государственный кредит;

3.Внебюджетные специализированные фонды (Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.);

4. Фонды имущественного  и личного страхования; 

 B.Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованые финансы) Децентрализованные фонды (финансы предприятий) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов организаций, учреждений непроизводственной сферы.

Каждая из названных подсфер финансовой системы может подразделяться на звенья. Деление на звенья может осуществляться по отраслям или по форме собственности. Например, по отраслям можно выделить следующие звенья децентрализованных финансов: финансы предприятий промышленности, торговли и заготовок, сельского хозяйства, строительства и др.

В непроизводственной подсфере децентрализованных финансов можно выделить такие звенья как: финансы образования, финансы культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, науки и научного обслуживания.

Исходя из форм собственности децентрализованные финансы и финансы материального  производства, и финансы непроизводственной сферы можно выделить такие звенья: финансы предприятий, учреждений и  организаций госсобственности; коллективной собственности; смешанной собственности и др.

Основными среди перечисленных  являются финансы предприятий, организаций, учреждений государственной собственности  и финансы негосударственных  форм собственности и прежде всего  частной

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. В госбюджет Германии включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). С 1974 в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

Бюджетный год в ФРГ  совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству.

Высшим контрольным органом  ФРГ в области государственных  финансов является федеральная счетная  палата. Отчет об исполнении бюджета  составляется министерством финансов и направляется в парламент и  счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Федеральный бюджет

Расходы: 

1) основная часть - социальные  расходы;

2) все  военные расходы;

3) все  расходы на  внешние отношения;

4) все  расходы на  науку.

В структуре расходов преобладают  социальные расходы (1/3), дальше расходы  на экономику, содержание государство, школы и дошкольное воспитание, приоритетным является финансирование науки.

А в РБ денежные средства из бюджета расходуются на финансирование многочисленных задач, взятых на себя государством: здравоохранение, образование, науку, спорт, культуру, социальную сферу и т.д.

Специальные фонды:

Это могут быть постоянные и временные фонды. Формируются  они в основном за счет отчислений с заработной платы.

1) Фонд социального страхования  (главный).

Доходы: обязательные отчисления, взносы работодателей и субсидии из федерального бюджета.

Расходы: страхования от несчастных случаев, по болезни, страхование.

2) Пенсионный фонд.

Пенсионная  система Германии построена на 2х  принципах:

1. перераспределительном

2. накопительном Эта система называется "системой трех уровней". Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает прежде всего обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

     В финансовую  систему Германии входят внебюджетные  фонды, находящиеся в распоряжении  центрального правительства: Фонд  выравнивания бремени войны, Фонд  развития европейской экономики  и другие целевые фонды. 

     Фонд  выравнивания бремени  войны был создан с целью «оказания помощи населению, пострадавшему от войны». Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

     Фонд  развития европейской  экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского «плана Маршалла». В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам.

Государственный бюджет РБ (через него государство концентрирует, перераспределяет значительную долю своего дохода) в состав которого входят:

1.1. республиканский бюджет;

1.2. местные бюджеты; 

1.3. государственные целевые  бюджетные фонды, в том числе: 

a) республиканский фонд  поддержки производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки, 

b) государственный фонд  содействия занятости, 

c) республиканский дорожный  фонд,

d) республиканский фонд  охраны природы, 

e) «Энергосбережение»,

1.4. доходы свободных экономических зон.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев  со дня окончания отчетного финансового  года.

 Отчеты об исполнении  местных бюджетов подаются на  рассмотрение соответствующих Советов  депутатов в определенный законодательством  срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

 Бюджет Республики  Беларусь устанавливается на  один финансовый год с 1 января  по 31 декабря календарного года.

Государственные предприятия

Финансы государственных  предприятий - составная часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной собственности. В руках властей земель, общин  и федерального правительства полностью  находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная  металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей  и судов, добыча нефти и газа. Государство  сосредотачивает в своих руках  отрасли, недостаточно рентабельные для  монополистического капитала, в том  числе дорожное хозяйство, строительство  автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

Большие средства из бюджета  направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные  капиталовложения направляются также  в инфраструктуру.

Деятельность государственных  предприятий в ФРГ в целом  убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую  частным монополиям, установлены  низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных  кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

В том случае, когда государственные  предприятия не убыточны, они уплачивают налоги в бюджеты соответствующих  уровней наравне с предприятиями  других форм собственности.

Бюджеты земель и  общин Германии

Финансы земель и общин  занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Налоговая  система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый  при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых  домов, налог на пожарную охрану. Общины получают промысловый, поземельный  налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки.

Что касается налоговой системы Германии, так как она включает прямые и косвенные налоги.

Основными  плательщиками  налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых  поступлений в стране. Налоговое  обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется  взносами на социальное страхование и местными налогами. Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.

     Существуют:

1) Федеральные  налоги.

2) Совместные  налоги (с  их помощью происходит  вертикальное  выравнивание).

3) Налоги земель.

     Основные  федеральные  налоги:

1) таможенные  сборы;

2) акцизы;

3) налог  на движение  капитала – вексельный  налог.

     Совместные  налоги:

1) корпорационный  налог;

2) налог  с оборота  - подоходный налог;

3) промысловый  налог.

     Налоги  земель:

1) налог  на имущество;

2) наследство;

3) транспортный;

2/3 налоговых поступлений  в Федеральный  бюджет - это  подоходный, корпорационный, налог  с оборота и промысловый.  Это  совместные налоги.

Информация о работе Финансовая система Германии