Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

Содержание

Введение
1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ.
1.1 Понятие финансов.
1.2 Финансовая система РФ, ее состав.
1.3 Единство финансовой системы РФ.
2. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления.
2.1 Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы.
2.2 Содержание финансовой деятельности государства.
2.3 Принципы.
2.4 Методы финансовой деятельности государства.
3. Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики.
4. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.
5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.
5.1 Особенность финансовой деятельности.
5.2. Центральный банк РФ (Банк России).
6. Правовые формы финансовой деятельности.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовая деятельность государства.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

3. Финансовая деятельность  в условиях рыночной экономики.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием  кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание  затрат на их производство общественно  необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует  усиления прогнозирования мобилизации  и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих  договоров и соглашений. Для регулирования  такого сотрудничества создан специальный  орган -- Государственный комитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами -- членами Содружества (Госкомсотрудничество России).

4. Конституционные  основы финансовой деятельности  Российской Федерации.

Федеральные государственные  органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в  соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами.

Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное  регулирование, федеральные экономические  службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные  фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

 

 

 

5. Система и  правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность  государства.

Существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система  финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами  и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы -- бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов. В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

5.1 Особенность  финансовой деятельности.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной  компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации  как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции  и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положениями в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль. Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Основными задачами и функциями Управления являются:

- анализ информации и выработка прогнозов по финансово-кредитным проблемам;

- определение приоритетов в расходовании государственных финансовых ресурсов;

- подготовка предложений по формированию основных направлений финансово-кредитного регулирования экономики страны;

- подготовка предложений по проектам законов РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, решениям Правительства РФ, касающимся финансово-кредитной системы;

- рассмотрение и подготовка предложений по поступающим на подпись Президенту РФ проектов законов РФ по вопросам финансово-кредитной системы, а в необходимых случаях по реализации права отлагательного вето;

- представление Президенту РФ докладов, аналитических и информационных записей о состоянии и тенденциях развития финансово-кредитных отношений.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным  конституционным законом “О правительстве  Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство  РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:

1. Министерство финансов Российской Федерации;

2. Федеральное казначейство Российской Федерации;

3. Государственная налоговая служба Российской Федерации;

4. Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими  федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями  и иными организациями.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечения его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства -- начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров -- Правительства  РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных  органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства -- начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует  законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а  также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и  бюджетной системы Российской Федерации. В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Главные задачи органов  казначейства:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

- ведение операций по учету государственной казны РФ.

5.2. Центральный банк РФ (Банк России).

Особое положение среди  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом “О Центральном  банке РФ (Банке России)” от 2 декабря 1990 г. (в редакции ФЗ от 26 апреля 1995 г.). Центральный банк РФ (Банк России), является юридическим лицом, одновременно осуществляя  функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к  его компетенции, имеет право  издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчетность Банка  России Государственной Думе означает:

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России;

- представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

Информация о работе Финансовая деятельность государства